Урок 9. 21–27 мая. Идолы души

Урок 9
. 21–27 мая. Идолы души

Библейские тексты для исследования:

Еккл. 9:10; Мф. 18:1–4; Мф. 18:21–35; 19:16–30; Гал. 3:21, 22; Мф. 19:27.

Памятный стих:

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18:1).

Как человеческие существа мы являемся продуктами своего окружения и культуры. Эти факторы в значительной степени формируют наши ценности, убеждения и позицию. Не имеет большого значения, выросли ли вы в крупном городе или в деревне без чистой воды; культура и окружение, в котором вы росли, в значительной мере сделали вас теми, кем вы являетесь. И даже если вы смените окружение, именно та среда, в которой вы воспитывались, оставит на вас неизгладимый отпечаток.

К сожалению, в большинстве случаев наша культура и окружение действуют против принципов Божьего Царства. В конце концов, мы живем в падшем мире, и его ценности, мораль и обычаи часто отражают это падшее состояние. Мы не всегда можем увидеть это, поскольку слишком сильно погружены в свою культуру и окружение.

Работа Бога в наших сердцах должна, среди прочего, указать нам на моральные принципы и стандарты Божьего Царства. Как мы увидим на этой неделе, эти ценности зачастую сильно отличаются от тех, в которых мы родились и выросли. Подобно ученикам, мы должны также усвоить эти уроки.

Кто не стремится к величию? Кто не желает быть великим или делать великие дела? Это желание не всегда возникает из эгоизма, самолюбия или высокомерия. Можно просто наилучшим образом делать то, чем вы занимаетесь, надеясь, что ваш труд принесет благословения другим. (См. также Еккл. 9:10.)

Сложность, однако, возникает с определением понятия «величие». Испорченный человеческий разум легко может исказить эту концепцию, так что она будет значительно отличаться от понимания Бога.

Прочитайте Мф. 18:1–4. Что есть истинное величие, по мнению Иисуса, и каким образом вы можете применить Его слова в своей жизни?

Чтобы охарактеризовать истинное величие, Иисус позвал ребенка, поставил перед Собой и сказал: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (ст. 4). Иисус не сказал, что нужно быть великим проповедником, великим бизнесменом или даже великим благотворителем. Величие в глазах Бога — это внутренняя, а не внешняя сторона нашей жизни, хотя, несомненно, наше внутреннее состояние будет влиять на наши внешние поступки.

Заметьте, Иисус определяет величие совсем не так, как большинство людей в мире. В конце концов, кто стремится в жизни к такому величию — быть скромным, как дитя? Это кажется странным для нас — стремиться к подобной цели, поскольку мы мыслим принципами, идеями и понятиями этого мира.

Что значит быть смиренным, как малое дитя? Одним из показателей смирения является послушание, когда мы предпочитаем следовать Слову Божьему, а не нашей собственной воле. Если вы находитесь на ошибочном пути в вашей жизни, то это потому, что вы идете своим собственным путем. Решение простое: смириться и вернуться на Божий путь через послушание Его Слову. Если бы Адам и Ева проявили смирение, они бы не согрешили. Примечательно, что дерево жизни и дерево познания добра и зла располагались посреди сада. Часто жизнь и погибель соседствуют друг с другом. Выбор между ними определяет смирение.

Каких еще ошибочных и расходящихся со Словом Божьим мнений и идей мы придерживаемся вследствие влияния мира на нас? Поделитесь своими ответами в классе субботней школы.

Негативные последствия грехопадения проявляются в межличностных отношениях. Со времен Адама, обвинившего Еву в своем грехе (см. Быт. 3:12), и до настоящего момента человечество гибнет и деградирует в результате конфликтов между людьми. К сожалению, конфликты возникают не только в мире, но и в церкви.

Прочитайте Мф. 18:15–35. О чем Иисус говорит нам здесь? Почему мы часто не следуем Его словам?

Давайте честно признаем: легче жаловаться на человека за его спиной, чем подойти к человеку и решить проблему. Именно поэтому мы избегаем такого решения, хотя Бог велит нам поступать именно так. Иисус учит нас подойти к обидчику и попытаться урегулировать отношения. Если человек не воспринимает такой подход, то можно воспользоваться дополнительными предписаниями.

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Обратите внимание на контекст, в котором речь идет о дисциплине и исправлении другого человека. (Мы, как правило, используем этот стих в более широком смысле.)

Иисус говорит, что Святой Дух присутствует, когда небольшая группа пытается вразумить верующего. Это часть прекрасной работы по спасению человека. И начинается она со смиренного выполнения Божественного указания, когда мы вступаем в непосредственный контакт с тем, кто нас обидел. Это еще одно доказательство величия тех, кто так поступает.

Повторно прочитайте Мф. 18:21–35. Какую важную мысль излагает Иисус?

Когда Иисус повелевает прощать «до седмижды семидесяти раз», в действительности Он имеет в виду то, что мы должны прощать всегда. Иисус прекрасно осознает необходимость прощения, не только для чужого блага, но и для нашего собственного. Посмотрите, какую замечательную притчу Он рассказал, чтобы подчеркнуть свою мысль. Нам может быть многое прощено. Смысл Евангелия сводится к прощению (см. Исх. 32:32; Деян. 5:31; Кол.1:14). Однако если мы не прощаем других так же, как нас простил Бог, мы можем столкнуться с тяжелыми последствиями.

Почему так важно взирать на крест, на прощение, которое нам было даровано посредством него? Если Бог простил нас такой огромной ценой, то как мы можем научиться прощать других, даже если сейчас такое прощение представляется невозможным?

Прочитайте Мф. 19:16–30. Будучи новозаветными христианами, как мы сегодня должны относиться к этой истории? Какие уроки мы можем для себя извлечь?

Хотя об этом человеке сказано немного, мы можем отметить несколько основных моментов. Он был богат, занимал руководящую должность (Лк. 18:18) и, видимо, тщательно исполнял Закон Божий. Мы видим также, что в жизни ему чего-то недоставало. Это отчасти напоминает историю Мартина Лютера, который выглядел вполне благочестивым монахом, но внутренне не был доволен своей духовной жизнью и искал уверенности в спасении. В обоих случаях люди почувствовали, что их внешние дела не заполняют пропасти между ними и Богом.

«Этот начальник высоко ценил собственную праведность. Он и мысли не допускал, что у него есть какие-то недостатки, но полного удовлетворения не испытывал. Он чувствовал потребность в том, чем он не обладал. О, если бы Иисус благословил его, как Он благословил детей, о, если бы Он насытил его душу!» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 518).

Некоторые люди могут возразить, будто в этой истории Иисус учит, что мы получаем вечную жизнь в соответствии с нашими добрыми делами. Разве в Мф. 19:17 Иисус не говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»? Если бы это был единственный стих, относящийся к данному вопросу, то можно было бы еще поспорить. Но есть огромное количество других стихов, особенно в посланиях Павла, которые учат, что закон не спасает, а указывает на нашу нужду в спасении (см. Рим 3:28; Гал. 3:21, 22; Рим. 7:7). Иисус должен был помочь этому человеку увидеть его огромную нужду в чем-то значительно большем, чем его добрые дела. Ведь если бы соблюдение закона спасало само по себе, то тот человек уже имел бы спасение, так как в точности его соблюдал. Евангелие должно проникнуть в сердце, победить идолов души, и все, за что мы держимся и что так или иначе препятствует нашим отношениям с Богом, должно уйти. В данном случае это было богатство этого человека. Иисус отмечает, что богатому трудно спастись, но все же вскоре после этого диалога Лука записывает красивую историю как раз о таком случае (Лк. 19:1–10).

Если бы вы были на месте богатого человека и задали бы Иисусу тот же вопрос, как вы думаете, что Он сказал бы вам? Подробно обсудите свои ответы.

Что происходит сразу после инцидента с богатым начальником?

«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19:27).

В тексте не говорится, чем был вызван этот вопрос, но вполне возможно, что это была прямая реакция на уход богача от Иисуса. Складывается впечатление, что Петр хочет сказать, что в отличие от этого человека и других, кто рано или поздно оставил Иисуса, он и другие ученики, наоборот, оставили все ради Него. Они оставались верными Ему, чего бы это им ни стоило. Отсюда и этот вопрос: что же будет нам?

Сегодня мы можем истолковать этот вопрос как еще одно доказательство прагматизма и духовной черствости учеников (и в определенной степени это так). С другой стороны, почему бы и не задать такой вопрос? Почему Петра не должно было интересовать, какую награду он получит, следуя за Иисусом?

Ведь земная жизнь трудна даже для тех, у кого все есть. Мы все подвержены травмам, разочарованиям, боли нашей падшей сущности. В 1800-е годы итальянский мыслитель Джакомо Леопарди писал о всеобъемлющем несчастье человека: «До тех пор, пока человек чувствует жизнь, он также чувствует недовольство и боль».

Жизнь — это борьба, и добро в этом мире не всегда уравновешивает зло. Поэтому вопрос Петра имеет глубокий смысл. Если жизнь так трудна, то какое преимущество мы имеем, следуя за Иисусом? На что мы можем рассчитывать, демонстрируя преданность, которую от нас ожидает Иисус?

Как Иисус ответил на этот вопрос? (См. Мф. 19:28 — 20:16).

Заметьте, Иисус не упрекнул Петра в эгоизме или чем-то подобном. Сначала Он дает ему прямой ответ, а затем рассказывает притчу о работниках и их заработной плате. Хотя значение этой притчи обсуждается на протяжении веков, основная мысль ясна: вы получите от Иисуса то, что Он пообещал нам.

Если бы кто-то спросил вас: «Что я получу, служа Иисусу?», что бы вы ответили?

Чтобы лучше понять сегодняшнюю историю об Иакове и Иоанне (и их матери) из Мф. 20:20–27, прочтите сначала Лк. 9:51–56. Это событие произошло, когда Иисус и Его ученики отправились в Иерусалим, за несколько дней до того, как Иаков и Иоанн спросили, могут ли они сидеть в Царстве по левую и правую стороны от Иисуса.

Прочитайте Мф. 20:20–27. Что Лк. 9:51–56 говорит нам о том, насколько Иаков и Иоанн были готовы сидеть слева и справа от Иисуса в Царстве?

Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, явно больше волновались о своем будущем, чем о спасении окружавших их людей, даже после того, как были посланы благовествовать в близлежащие селения. Эта история отдаленно напоминает ту, что мы рассматривали вчера, в которой Петр спросил, что получат ученики, последовав за Иисусом.

Внимательно прочтите ответ Иисуса в данном случае. «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20:22). Другими словами, чтобы приобщиться к будущей славе Иисуса, сначала нужно приобщиться к Его страданиям и смерти, к чему ученики не были готовы. Тот факт, что они незамедлительно ответили «можем» (Мф. 20:22), показывает, что они в тот момент не понимали, о чем Христос их предупреждает. Им предстояло узнать об этом со временем.

Здесь показан ​​интересный контраст, о котором нам нужно подумать. Вчера мы убедились в том, что нам обещана прекрасная награда — «вечная жизнь» (Мф. 19:29), если мы последуем за Иисусом. В то же время Библия ясно говорит, что в этом мире следование за Иисусом имеет свою цену, иногда очень большую. Сам Иисус позже сказал Петру, что тот умрет мученической смертью (см. Ин. 21:18, 19). Многие верующие на протяжении истории и даже в наши дни заплатили большую цену за следование за Иисусом. В действительности, будет не лишним спросить себя, все ли в порядке с нашим христианством, если нам ничего не стоит следовать за Господом. Какой бы ни была эта цена, она неизмеримо ниже той, что заплатил Сам Господь.

Какова цена вашего следования за Христом? Поразмышляйте над своими ответами.

На протяжении веков некоторые люди выступали за то, что иногда называют «естественным правом». Хотя это понятие интерпретируется по-разному, его суть сводится к тому, что мы можем извлечь из мира природы моральные принципы и руководствоваться ими в своих поступках. Как христиане, считающие природу «второй книгой» Бога, мы в определенном смысле могли бы с этим согласиться. Например, посмотрите на рассуждения Павла в Рим. 1:18–32 о том, что люди могут познать Бога через природу.

В то же время мы не должны забывать, что живем в падшем мире и воспринимаем природу испорченным умом. Поэтому неудивительно, что мы можем извлечь из природы неправильные моральные уроки. Например, один из величайших умов античности, греческий философ Аристотель оправдывал рабство собственным пониманием природы. Он считал, что природа выявляет два класса людей, один из которых «ниже другого, как зверь ниже человека». Поэтому для них «выгодна жизнь рабского подчинения». Это всего лишь один из многих примеров того, как мирские принципы, ценности и идеи конфликтуют с принципами и ценностями Царства Божьего. Вот почему независимо от того, где мы родились и выросли, мы должны изучать Слово Божье и извлекать из него мораль, ценности и принципы, чтобы руководствоваться ими в жизни. Никакой другой источник не является надежным.

Вопросы для обсуждения:

1. Иисус призывает нас прощать всех, кто причинил нам боль, включая членов наших семей. Подумайте о ком-то из близких, кто вас обидел. Хотя у вас могут навсегда остаться шрамы, как вы можете научиться прощать?

2. Обсудите в классе ответы на вопрос, заданный в уроке за воскресенье и касающийся несоответствия ценностей вашего общества библейским принципам. Как мы, христиане, должны разрешать эти противоречия?

3. Поразмышляйте о величии, которое требует в смирении уподобиться ребенку. Что это означает для нас как христиан?

4. Как адвентисты седьмого дня мы исповедуем повиновение Закону Божьему, Десяти заповедям, и это правильно. Однако каким бы важным ни было внешнее послушание Божьему закону, его недостаточно. Истинное христианство включает в себя нечто большее. Каким образом история о богатом начальнике подтверждает это?

P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *