Урок 8. 14–20 мая. Петр и камень

Урок 8
. 14–20 мая. Петр и камень

Библейские тексты для исследования:

Гал. 4:4; Евр. 7:26; Мф. 16:13–20; Еф. 2:20; Мф. 16:21–27; 17:1–9.

Памятный стих:

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15).

«С того времени Иисус начал открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).

Новый Завет ясно свидетельствует: Иисус должен был умереть. Столкнувшись с надвигающейся тенью Креста, Иисус молился: «Душа Моя теперь возмутилась; и что́ Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час я и пришел» (Ин. 12:27). Это был Божественный план, задуманный Богом «прежде вековых времен» (Тит. 1:2, см. также 2 Тим. 1:9).

Вот почему Иисус не просто сказал, что собирается перенести много страданий, умереть и воскреснуть на третий день, но что Ему должно столкнуться со всем этим. С учетом природы Бога, святости закона и наличия свободы воли Его смерть была единственным способом спасти человечество от наказания за грех.

На этой неделе мы продолжим рассматривать историю Иисуса, хотя и сосредоточим внимание на Петре и на том, как он отреагировал на служение Иисуса, Который направлялся навстречу смерти, предусмотренной «до начала времен».

Представьте, каково было Петру, который находился рядом с Иисусом практически с начала Его служения. Какие мысли посещали его, когда на его глазах одно за другим происходили невероятные события: исцеления, изгнания бесов, насыщение народа, удивительные наставления, укрощение природы, воскрешение мертвых и хождение по воде? Какие вопросы (такие как: «Почему он допустил столь бесславный конец Иоанна Крестителя?») возникали у него, когда изо дня в день он видел вещи, которые никто не видел за всю историю? В конце концов, Иисус был Богом в человеческой плоти, Который служил человечеству (Гал. 4:4; Евр. 7:26; Ис. 9:6; Лк. 2:10, 11). Таким образом, те, кто Его окружал, жил с Ним и был Его учеником, имели множество уникальных опытов.

Прочитайте Мф. 16:13–17. Какой вопрос Иисус задал ученикам и какое значение имеет тот факт, что только ответ Петра был записан? Почему его ответ так важен?

Заявление Петра, признавшего Иисуса «Христом, Сыном Бога Живого» (ст. 16), является одним из кульминационных моментов Писания. Петр назвал Его «Христом», Помазанником и тем самым признал (как выяснилось, правильно), что Иисус является Мессией, пришедшим во исполнение обетований завета, заключенного сначала с Авраамом, а затем и с Израилем (см. Гал. 3:16).

Кроме того, Петр провозгласил Иисуса Христом в Кесарии Филипповой. Эта область была населена язычниками. В течение нескольких дней Петр мог наблюдать, как Иисус заботится не только о евреях, но также и о язычниках. С помощью Святого Духа Петр признал, что личность Иисуса выходит за рамки обычного еврейского пророка, каким Его считали другие. Его служение распространялось гораздо дальше, чем служение Иоанна Крестителя, Илии или Иеремии. В действительности, оно должно было охватить все человечество; и поэтому Иисус называет Себя «Сыном Человеческим», отождествляя Себя с человеческим родом. Из Библии мы узнаем, что Петру еще предстояло многое узнать об Иисусе и универсальном характере Его миссии.

Что Иисус сделал в вашей жизни, о чем вы могли бы засвидетельствовать другим? Почему хорошо всегда помнить об этих опытах и рассказывать о них?

Сразу после смелого признания Петром веры в Иисуса как «Христа, Сына Бога живого» Иисус что-то говорит ему в ответ.

Прочитайте Мф. 16:17–20. Что сказал Иисус Петру и как следует понимать эти слова?

Фраза «на сем камне»по сей день вызывает споры в христианской церкви. Католики толкуют слово «камень» как относящееся к самому Петру и на этом основании утверждают, что Петр был первым Папой. Протестанты, однако, не без основания отвергают такое толкование.

Совокупность же библейских доказательств явно указывает на то, что под этим камнем следует понимать Самого Христа, а не Петра.

Во-первых, в нескольких местах сам Петр использует образ камня применительно к Иисусу, а не к себе (Деян. 4:8–12; 1 Пет. 2:4–8).

Во-вторых, неоднократно в Библии Бог и Христос предстают в образе камня, тогда как люди, напротив, представляются как слабые и ненадежные существа. «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14). «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Иоанн писал об Иисусе: «И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что́ в человеке» (Ин. 2:25). И Он, безусловно, знал, характер Петра (Мф. 26:34).

В противоположность этому что следующие стихи говорят нам о Том, Кто на самом деле является Камнем, на котором зиждется Церковь? (1 Кор. 10:4; Мф. 7:24, 25; Еф. 2:20).

«Какой слабой выглядела церковь в то время, когда Христос говорил эти слова! Горстка верующих, против которых была направлена вся сила демонов и злых людей. Но последователи Христа не должны ничего бояться. Те, кто строит на Вечной Скале, не могут быть побеждены» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 413).

Убеждались ли вы на своем личном опыте в слабости людей и в их склонности ошибаться? Побуждает ли вас этот опыт полагаться исключительно на Скалу?

Прочитайте Мф. 16:21–23. Почему Иисус вдруг так резок с Петром?

Ошибка Петра заключалась не в том, что он пытался защитить Иисуса, а в том, что он пытался управлять Им. Он больше не следовал за Иисусом, но хотел, чтобы Иисус последовал Его совету.

Иисус сказал: «Отойди от Меня, сатана!» (ст. 23), потому что, подобно сатане в пустыне, Петр вознамерился помешать миссии Христа.

В Мк. 8:33 отмечается, что во время этой перепалки Иисус оглянулся и посмотрел на Своих учеников. Он пришел, чтобы спасти их. Он не собирался поддаваться искушению, в том числе со стороны одного из Своих учеников, каким бы благонадежным тот себя ни считал.

И хотя Симон Петр значительно вырос в духовном отношении, он все еще пытался контролировать обстоятельства, в том числе и Самого Иисуса. В этом Петр не слишком отличается от другого ученика, Иуды, который пытался манипулировать Иисусом и воплотить в жизнь свои ожидания от Мессии. Но в отличие от Иуды Петр глубоко раскаялся и желал прощения.

Прочитайте Мф. 16:24–27. Что имеет в виду Иисус, когда говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (ст. 25)?

Мы живем в культуре, которая призывает нас следовать за своими мечтами, жертвовать всем ради желаемого. Но Иисус советует нам поступать наоборот; Он призывает нас отпустить наши мечты и доверить их Ему. Петр и ученики постепенно узнавали, что такое истинная вера. Не стоит думать, что истинная вера — это захватывающий опыт достижения того, чего вы больше всего хотите. Истинная вера — это болезненный опыт отказа от того, чего вы больше всего желаете. Когда вы отпускаете ваши мечты, вы теряете свою жизнь и в то же самое время находите ее.

Что вам пришлось потерять, чтобы следовать за Иисусом? Возможно, раньше это казалось вам серьезной потерей, но как вы оцениваете ее сейчас?

Прочитайте Мф. 17:1–9. Какое событие описывается здесь и почему оно было так важно как для Самого Иисуса, так и для учеников?

Иисус «жил в атмосфере любви и небесного общения. Но в мире, который Он создал, Иисус был одинок. И вот Небо послало Своих вестников к Иисусу. Не ангелов, но людей, перенесших страдания и скорби и могущих сочувствовать Спасителю в испытаниях Его земной жизни. Моисей и Илия были соработниками Христу, они разделяли Его желание спасать людей. Эти люди, поставленные превыше любого ангела у трона Царя Небесного, пришли, чтобы беседовать с Иисусом о Его страданиях, утешать Его уверением, что Небо принимает участие в Его жизни и смерти. Темой их беседы была надежда мира и спасение каждого человека» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 422, 425).

Как удивительно, что Иисус, Сын Божий, находясь в человеческой плоти, нуждался в утешении и ободрении этих людей, которые испили сполна собственную чашу страданий и разочарования. Лука говорит нам, что они говорили с Ним об «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Обратите внимание на глагол «совершить», который также может быть переведен как «выполнить». Это еще одно доказательство того, что смерть Иисуса была необходима для спасения человечества. Когда столь многое поставлено на карту, неудивительно, что Небо увидело нужду Христа и таким образом ободрило Его.

Вдобавок ко всему увиденному и услышанному Петру, Иакову и Иоанну предстояло получить еще больше причин для веры. Исходящий из облака голос, безусловно, должен был воодушевить их после того, как они оправились бы от первого страха. Показательны также слова Матфея о том, что Иисус, «приступив, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7). Несмотря на то, с чем Ему вот-вот предстояло столкнуться, Иисус утешает и поддерживает Своих учеников.

Кем бы мы ни являлись и какими бы сильными ни были наша вера и посвященность, нам всем порой нужно ободрение. Это также означает, что знакомые вам люди также могут в этом нуждаться. Кому вы могли бы оказать определенную поддержку прямо сейчас?

Прочитайте Мф. 17:24–27. Какое событие описывается здесь и что оно говорит нам об Иисусе?

Хотя все евреи были обязаны платить налог на храм, священники, левиты и раввины освобождались от него. Таким образом, вопрос о том, заплатит ли Иисус налог на храм, был своеобразным вызовом Его служению.

Эллен Уайт пишет, что в данном случае Петр упустил возможность засвидетельствовать об абсолютной власти Христа. «Но вот он упустил возможность объяснить сущность Своего Наставника… Сказав сборщику, что Иисус уплатит подать, он фактически подтвердил ложное представление о Нем, которое старательно распространяли священники и старейшины… Если священники и левиты освобождались от пошлины в связи с их служением в храме, то тем более освобождался от нее Тот, для Кого храм был домом Его Отца» (Желание веков, с. 433, 434).

Мы можем многому научиться из милостивого ответа Иисуса Петру. Вместо того чтобы упрекнуть его, Иисус тактично объясняет его ошибку. Более того, Иисус самым что ни на есть творческим образом подстраивается под позицию, занятую Петром. Вместо того чтобы просто заплатить налог, тем самым признавая Свою обязанность по его уплате, Иисус находит требуемые деньги во рту рыбы.

Это чудо является необычным. Это единственный раз, когда Иисус совершает чудо, казалось бы, для собственной выгоды. Но у этого чуда цель была совершенно иной. Оно продемонстрировало всем власть Иисуса не только над храмом, но и над всем творением. Человеческому уму непостижимо, каким образом Иисус мог совершить это чудо. После всего того, что видел Петр, можете себе представить, что происходило в его голове, когда он забросил уду, поймал первую рыбу и нашел у нее во рту ровно столько, сколько требовалось для оплаты храмовой подати? (См. Ис. 40:13–17).

Хотя Иисусу и Его ученикам не нужно было платить налог на храм, Иисус все же повелел им сделать это, чтобы избежать ненужных противостояний. Каким образом это учит нас достойно выходить из спорных ситуаций, избегая ненужных конфликтов?

История о том, как Иисус велел Петру достать изо рта первой пойманной рыбы именно такую монету, которая требовалась, является настолько необычной, что некоторые ученые пытаются доказать ее несостоятельность. Они считают, что это не больше, чем элемент народной сказки, милая история для привлечения внимания. Безусловно, такое толкование выглядит неубедительным.

В отличие от других чудес, таких как исцеление больных, возращение зрения слепым, воскрешение мертвых, насыщение голодных, это чудо совершенно иного рода. Поскольку в Библии мы находим истории про плавающий топор (2 Цар. 6:2–7), влажную шерсть на сухой земле и сухую шерсть на мокрой земле (Суд. 6:36–40), нельзя сказать, что в Писании нет ничего похожего. Почему Иисус просто не дал Петру деньги и не повелел ему заплатить? Зачем понадобилось совершать такое невероятное чудо для решения относительно небольшой проблемы? Библия не отвечает на эти вопросы. Однако, как уже говорилось в уроке, этот эпизод показывает нам невероятную силу Бога, которая не должна быть неожиданной для нас. Ведь мы постоянно видим свидетельства Его невероятной силы. Само наше существование, не говоря уже о существовании Вселенной, является удивительным проявлением силы нашего Бога. Если Бог дает нам жизнь и поддерживает ее, то Ему ничего не стоит сделать так, чтобы во рту у определенной рыбы оказалась определенная монета. Слова Павла, пусть и написанные в другом контексте, точно передают эту идею: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:33). Случай с храмовой податью в Евангелии от Матфея является лишь еще одним проявлением этой истины.

Вопросы для обсуждения:

1. Борьба Петра, направленная на подчинение своей воли Богу, это и наша борьба. Яркую метафору этой борьбы можно найти в первой главе книги пророка Малахии, где Бог просит евреев приносить только самых лучших своих животных для жертвоприношения. «И приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь» (Мал. 1:13). Почему Бога заботит, какие жертвы мы приносим Ему? Потому что Он хочет, чтобы мы доверили ему то, что мы больше всего хотим удержать. За что вы больше всего цепляетесь в своей жизни? Как вы можете передать это Господу?

2. Подумайте о том, как Иисус повел себя в ситуации с уплатой подати на храм. Вместо того чтобы идти на конфликт, Он предпочел мирное решение. Чему это учит нас? Как вы определяете, в какой момент нужно говорить, а в какой — промолчать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *