Урок 7. 9–15 мая. Иисус, Святой Дух и молитва

Урок 7. 9–15 мая. Иисус, Святой Дух и молитва

Библейские тексты для исследования

Лк. 2:25–32; Ин. 16:5–7; Лк. 23:46; Лк. 11:1–4; Мф. 7:21–23; Лк. 11:9–13.

Памятный текст

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9, 10).

Из трех авторов синоптических Евангелий Лука чаще остальных говорит об отношении Иисуса к Святому Духу. В то время как Матфей упоминает о Духе 12 раз, а Марк — 6 раз, у Луки встречаем 17 упоминаний в Евангелии и 57 — в книге Деяния святых Апостолов. С момента появления Иисуса в человеческом теле (Лк. 1:35) и до повеления об учреждении глобальной миссии (Лк. 24:44–49) Лука видит практическую связь между Иисусом и Святым Духом. Эта связь является фундаментальной для понимания служения нашего Спасителя. Кроме того, Лука показывает важность молитвы в жизни и миссии Иисуса. Обладая полнотой Божественной природы, равный Отцу и Духу, Иисус в Своей человеческой сущности оставил нам пример в отношении молитвы.

Если Иисус видел необходимость молитвы, насколько более она нужна нам?

«Без бодрствования и неустанной молитвы нам грозит опасность стать беспечными и уклониться от истинного пути. Враг постоянно препятствует нам на пути к престолу благодати. Он делает все со своей стороны, чтобы мы пренебрегли молитвой и верой и не получили благодать и силу противостоять искушениям» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 95).

Как христианин, обращенный из язычников, и спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях, Лука рассматривает весь христологический вход в историю — от воплощения Иисуса до Его вознесения и распространения церкви — как Божественное чудо, осуществленное и руководимое Святым Духом. В жизни Иисуса мы видим все личности Божества в действии, совершающие наше искупление (Лк. 3:21, 22). Посредством постоянных ссылок на Святого Духа Лука подчеркивает этот момент.

Что следующие тексты говорят нам о роли Святого Духа в пришествии Христа на землю в человеческой плоти? Лк. 1:35, 41; 2:25–32.

Миссия Иисуса началась тоже с нескольких упоминаний о Святом Духе. Согласно Евангелию от Луки, Иоанн Креститель пророчествовал, что он крестит водою, а Тот, Кто придет за ним, будет крестить Духом (Лк. 3:16). Во время крещения Иисуса и Отец, и Святой Дух подтвердили подлинность Его искупительной миссии. Бог Отец объявил с небес, что Христос является Его возлюбленным Сыном, посланным для искупления человечества, в то время как Дух Святой сошел на Него в виде голубя (Лк. 3:21, 22). После этого «Иисус, исполненный Духа Святого» (Лк. 4:1), был готов встретиться с врагом в пустыне и начать Свое служение (Лк. 4:14).

Во время проповеди в Назарете Иисус применил мессианское пророчество Исаии к Себе: «Дух Господень на Мне» (текст 18). Дух был Его постоянным спутником, Его укрепляющей силой и Утешителем среди Его последователей, когда Иисуса уже не было среди них (Ин. 16:5–7). И не только это — Иисус обещал, что Бог даст дар Духа тем, кто просит его (Лк. 11:13). Дух, Который всегда связывал Христа с Его Отцом и искупительной миссией, является тем же Духом, Который будет укреплять учеников на пути веры. Вот почему Святой Дух играет решающую роль в христианской жизни: и действительно, хула на Святого Духа является тягчайшим из всех грехов (Лк. 12:10).

Какие конкретные, практические шаги мы можем предпринять, чтобы открыться водительству Святого Духа? Иными словами, в чем нам следует быть осторожными, чтобы наши решения ни в коем случае не стали безразличными к Его зову?

Из множества упоминаний о том, что Иисус молился, есть такие, о которых сказано только в Евангелии от Луки. Обратите внимание на следующие тексты, которые показывают Иисуса в молитве во время важных решений Его жизни.

1. Иисус молился во время Своего крещения (Лк. 3:21). «Начинался новый, самый важный этап в Его жизни. Теперь Он вступал на широкую арену общественного служения» (Э. Уайт. Желание веков, с. 111). Он не смел начать этот более обширный этап Своего общественного служения, который в конечном итоге приведет Его к Голгофскому кресту, без молитвы.

2. Иисус молился, прежде чем избрать апостолов (Лк. 6:12, 13). Ни один лидер не выбирает своих последователей бессистемно. Но Иисус выбирал не просто последователей, но тех, кто сможет полностью уподобить себя Его Личности и понять Его миссию. «Их призвали к самому важному служению, какое только могло быть поручено человеку; оно уступало только служению Самого Христа» (Э. Уайт. Желание веков, с. 291).

3. Иисус молился о Своих учениках (Лк. 9:18). Ученичество требует абсолютной приверженности Иисусу и понимания Его личности. Для того, чтобы Двенадцать могли знать, Кем Он был, Иисус «молился в уединенном месте», а затем после этого он задал им важный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Лк. 9:20).

4. Иисус молился перед Своим преображением (Лк. 9:28–36) и получил второе подтверждение Небес, что Он есть Божий «Сын… возлюбленный». Испытания, которые Он уже прошел, и те, которые Ему предстояло пройти, не могли изменить близости, существующей между Отцом и «возлюбленным Сыном». В результате молитвы ученики стали «очевидцами Его величия» (2 Пет. 1:16).

5. Иисус молился в Гефсиманском саду (Лк. 22:39–46). Это, пожалуй, самая важная молитва в истории спасения. Здесь мы видим, как Спаситель соединяет небо и землю и тем самым устанавливает три важнейших принципа: первичность Божьей воли и замысла; решимость исполнить эту волю даже с риском для жизни и сила, чтобы преодолеть все искушения на пути к исполнению замысла Божьего.

6. Иисус молился, предавая Свою жизнь в руки Божьи (Лк. 23:46). Его последние слова на кресте — «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» — показывают нам основную цель молитвы. При рождении или в момент смерти, в окружении врагов или друзей, во время сна или бодрствования молитва должна удерживать нас в постоянной связи с Богом.

Что эти примеры говорят вам о вашей собственной молитвенной жизни?

Прочитайте Лк. 11:1–4. Как эти тексты помогают нам понять, как действует молитва.

Иисус любил называть Бога «Отец», это слово встречается в четырех Евангелиях не менее 170 раз. Называя Бога своим Отцом, мы признаем, что Бог есть Личность, способная на самые близкие, глубокие отношения с людьми. Бог настолько же личностный, настолько же реальный, настолько же любящий и заботливый, как и любой земной отец. Но Он — Отец, Который на небесах. Он отличается от нашего земного отца, ибо Он — всемогущий, всеведущий, вездесущий и святой.

Словосочетание «Отец Небесный» напоминает нам, что Бог святой и личностный, а христианство не просто философская идея и не пантеистическое представление о боге, который есть все вокруг.

«Да святится имя Твое» (Лк. 11:2). Здесь мы находим еще одно напоминание о святости Бога. Те, кто называют себя последователями Господа, должны святить Его имя словом и делом. Утверждать, что следуешь за Ним, и при этом грешить против Него — значит бесчестить Его имя. Слова Иисуса в Мф. 7:21–23 могут помочь нам лучше понять, что значит святить имя Бога.

«Да приидет Царствие Твое» (Лк. 11:2). Евангелия упоминают Царство Божье более 100 раз: почти 40 раз — Евангелие от Луки, почти 50 раз — Евангелие от Матфея, 16 раз — Евангелие от Марка, и трижды — Евангелие от Иоанна. Именно Царство Божье пришел явить и установить Иисус, как в виде Царства благодати в настоящее время, так и в виде будущего обещанного Царства славы. Не войдя в первое царство, невозможно попасть во второе, и Спаситель хочет, чтобы Его ученики жили в первом в ожидании второго.

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11:2). Небожители высоко ценят волю Божью и повинуются ей. Иисус использует этот факт и преобразует его в надежду, что так же будет и на земле. Фраза «на земле» предполагает не обобщение, а конкретность. Пусть воля Божья совершается на земле, но пусть она начнется с нас, с каждого из нас лично.

Знаете ли вы Господа или просто знаете о Нем? Может ли ваша молитвенная жизнь приблизить вас к Нему?

«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11:3). Прошение включает слово «дай». Исходит ли это слово из уст миллионера или сироты, находящейся в постоянной нужде, молитва в любом случае является выражением зависимости и подтверждением доверия. Мы все зависим от Бога, и настоятельная мольба — «дай» заставляет нас признать, что Бог является источником всех даров. Он — Творец. В Нем мы живем, движемся и существуем. «Он сотворил нас, и мы — Его» (Пс. 99:3).

Бог — Отец, дающий нам все, в чем мы нуждаемся. В свете этого обетования какую великую уверенность вы можете найти в Лк. 11:9–13?

«Прости нам грехи наши» (Лк. 11:4). Прощение является сердцевиной Благой вести. Без Божьего прощения у нас нет спасения: «И вас, которые были мертвы во грехах… оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Те, кто испытал Божье прощение, должны протянуть руку и принять тех, кто, возможно, обидел их. Просьба простить нас, «ибо и мы прощаем» (Лк. 11:4), не означает, что Божье прощение зависит от того, как мы прощаем других; скорее, наш статус прощенных требует, чтобы как ученики Христа мы всегда жили в расширяющемся круге благодати — с одной стороны, принимая благодать Божью, а с другой — распространяя Его любовь и прощение на тех, кто, возможно, обидел нас.

«И не введи нас в искушение, но избавь нас…» (Лк. 11:4). Здесь необходимо отметить два факта. Во-первых, искушение — это не грех. Греческое слово «искушение» — peirasmos. Греческие существительные с окончанием «-asmos» обычно описывают процесс, а не результат или продукт. Писание не рассматривает искушение как готовый продукт; это метод, процесс, используемый для достижения конкретного результата. Несмотря на то, что искушение — это не грех, уступка ему является грехом. Во-вторых, не Бог автор искушений (Иак. 1:13). Бог может позволить искушению прийти, но Он никогда не искушает в том смысле, что вовлекает человека в грех. Следовательно, молитва является признанием того, что Бог — источник величайшей силы для противостояния лукавому.

Посмотрите Лк. 11:1–4. Подумайте обо всех темах, которые здесь затронуты. Как ваш опыт в каждом из этих аспектов может обогатиться и углубиться через молитву?

Представив Своим ученикам образец молитвы, Иисус сразу же, посредством притчи о друге, пришедшем в полночь (Лк. 11:5–13), преподал им урок о необходимости постоянно молиться. Позднее, по мере приближения к завершению Своего служения, Он напомнил Своим последователям о необходимости покаяния и смирения в молитве (Лк. 18:9–14). Обе эти притчи показывают, что молитва — это не просто религиозный ритуал, но постоянное хождение, общение и жизнь с Отцом.

Прочитайте Лк. 11:5–8. Иисус рассказал эту притчу, чтобы поощрить настойчивость в молитве. Молитва не должна превратиться в рутину. Вместо этого молитва должна быть основой взаимоотношений — абсолютного, постоянного и непрерывного доверия Богу. Молитва — это дыхание души: без нее мы духовно мертвы. Иисус рассказывает притчу о соседе, который отказывается поступать по-соседски. Напрасны непрерывные мольбы его друга о хлебе, в котором срочно возникла нужда в полночь. Но в конце концов даже такой сосед сдается и отвечает на непрерывный ночной стук в двери. Насколько же более расположен Бог к тому, кто настойчив в молитве! Такая настойчивость не изменит мысли Бога, но укрепит нашу веру.

Прочитайте Лк. 18:9–14. Какой важный урок о молитве содержится в этом отрывке?

Фарисей ожидал, что Бог похвалит его за то, что он сделал, — за его праведные дела. Мытарь отдал себя на милость Божью и умолял о принятии на основании Божьей благодати. Божье принятие приходит к нам не на основании того, кто мы или что мы, но только посредством Его благодати. Только кающиеся, смиренные и сокрушенные духом могут получить эту благодать.

«Кротость и смирение станут условием успеха и победы. Венец славы ожидает тех, кто склоняется у подножия креста» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 590).

Люди, которые не знают Господа, как правило, сравнивают себя с теми, кто якобы хуже, чем они, для того, чтобы убедить себя, что они не так уж и плохи. Почему это всего лишь разновидность духовного обмана? Если другие хуже, чем мы, что это меняет?

«Душа, ежедневно обращающаяся к Богу с молитвой о помощи, подкреплении и силе, будет следовать благородным порывам, получит ясное представление об истине и долге, будет ставить перед собой возвышенные цели, постоянно алкать и жаждать правды. Благодаря непрерывной связи с Богом, мы, общаясь с окружающими, сможем поделиться с ними светом, миром, покоем, обитающими в нашем сердце. Сила, получаемая нами в молитве, вместе с настойчивыми усилиями поступать вдумчиво и осторожно делает нас способными выполнять наши ежедневные обязанности и при всех обстоятельствах сохранит наш дух в мире» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 85).

«Называя Бога нашим Отцом, мы тем самым признаем всех Его детей своими братьями. Мы все члены одной великой человеческой семьи. В наши молитвы мы должны включать просьбы как за самих себя, так и за своих ближних, потому что никто не может правильно молиться, испрашивая благословения исключительно для себя самого» (там же, с. 105).

Вопросы для обсуждения:

Тема отношений Иисуса и Святого Духа не заканчивается в Евангелии от Луки. Читая книгу Деяний, второй том Луки об истории христианской церкви, невозможно не отметить заметную деятельность Святого Духа в жизни христианской общины, ее миссии и ее служителей. Действительно, только Лука записал указание, данное Иисусом ученикам после воскресения, — оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся «силою свыше» (Лк. 24:49), прежде чем идти до краев земли с вестью о распятом и воскресшем Спасителе. Затем Лука начинает книгу Деяний с того, что Иисус повторяет обетование о Святом Духе (Деян. 1:7, и описывает, как это обетование исполняется в день Пятидесятницы (Деян. 2). Что все это говорит нам о центральной роли Святого Духа в жизни церкви?

Как сам акт молитвы является подтверждением нашей зависимости от Бога и потребности в Нем? Прочитайте Лк. 18:9. Какую глубокую духовную проблему затронул Иисус, рассказав последующую притчу?

P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *