Библейские тексты для исследования
Мк. 1:21, 6:2; Лк. 4:17–19, 31–37; 2 Кор. 5:17; Лк. 6:1–11; 13:10–16.
Памятный текст
«Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).
Хотя Лука написал свое Евангелие в первую очередь для язычников, важно отметить, как часто он упоминает о субботе. Из 54 упоминаний о субботе в Евангелиях и книге Деяния святых Апостолов 17 находим в Евангелии от Луки и 9 — в Деяниях; в Евангелии от Матфея о субботе упоминается 9 раз; в Евангелии от Марка — 10 и в Евангелии от Иоанна — 9. Будучи обращенным из язычников, Лука, конечно же, верил, что седьмой день, суббота, дан как евреям, так и язычникам. Первое пришествие Христа ничего не изменило в вопросе соблюдения субботы.
«Во время Своего земного служения Христос подчеркивал принципиальные требования субботы. Во всех Своих учениях Он проявлял благоговение к этой заповеди, которую Сам и учредил. В его дни суббота была настолько извращена, что ее соблюдение отражало не сущность Господа, а эгоистичность и деспотизм человека. Христос устранил ложное учение о субботе, посредством которого люди, утверждавшие, что знают Бога, искажали Его образ» ( Э. Уайт. Пророки и цари, с. 183).
Данный урок рассматривает Иисуса как Господа субботы, Который соблюдал субботу и оставил пример, которому мы можем следовать. Практика соблюдения первого дня недели как субботнего не находит подтверждения ни в жизни Христа, ни в Новом Завете.
«И вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Лк. 4:16). Это хороший адвентистский текст. Большинство из нас используют его на евангельских собраниях или во время преподавания уроков по изучению Библии, чтобы подчеркнуть, что Иисус соблюдал субботу.
Синагоги играли решающую роль в еврейской религиозной жизни. Во время пленения, когда храма уже не существовало, были построены синагоги для поклонения и для обучения детей младшего возраста. Синагогу можно было строить там, где проживало хотя бы десять еврейских семей. Выросший в Назарете, Иисус имел «обыкновение» каждую субботу ходить в синагогу, и теперь во время Его первого путешествия в родной город в субботу мы находим Его в синагоге.
Прочитайте Мк. 1:21; 6:2; Лк. 4:16–30; 6:6–11; 13:10–16; 14:1–5. Что эти тексты говорят нам об Иисусе и о субботе? Когда вы будете читать их, задайте себе вопрос, можно ли где-либо найти указания на то, что Иисус либо отменил нашу обязанность соблюдать субботу, либо указал на другой день, которым следует заменить субботу.
«По обыкновению Своему» (Лк. 4:16). Только Лука использует эту фразу: в Лк. 4:16, когда Иисус пришел в синагогу в Назарете; и в Лк. 22:39, когда приближалась крестная смерть Иисуса и Он «пошел по обыкновению на гору Елеонскую». Оба раза «обыкновение» было связано с поклонением и молитвой.
Почему мы должны сделать своим обыкновением посещение церкви в субботу, как Иисус посещал в субботу синагогу?
Во-первых, Бог везде. Ему можно поклоняться в любом месте, но есть что-то особенное в том, когда люди встречаются в особом месте в день, определенный при сотворении и обозначенный как заповедь в Его нравственном законе.
Во-вторых, это дает возможность публично подтвердить, что Бог является нашим Творцом и Искупителем.
Наконец, это дает возможность пообщаться и поделиться друг с другом радостями и печалями.
Те, кто обвиняет нас в законничестве или утверждает, что мы находимся в рабстве, поскольку соблюдаем субботу, сами упускают великое благословение, которое может принести суббота. Как вы сами испытали опыт освобождения, который может дать соблюдение субботы?
«Он, раскрыв книгу…» (Лк. 4:17). В субботу должно ходить в церковь не только для поклонения, но и чтобы услышать Слово Божье. Жить без Его Слова — значит жить рядом с ловушкой греха: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).
Прочитайте Лк. 4:17–19. Сегодня, оглядываясь назад на то, что мы знаем об Иисусе, о том, Кем Он был и что Он совершил для нас, как мы понимаем смысл этих слов? Как Его мессианские утверждения осуществились в вашей жизни с Господом?
Прочитав Ис. 61:1, 2, Иисус сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21). Слово «ныне» заслуживает комментария. Евреи ожидали, что Царство Божье придет когда-нибудь в будущем, и придет волнующим образом, сопровождаемое военным столкновением, искоренив чужеземное правление и восстановив в Иудее престол Давида. Но Иисус говорил, что Царство уже пришло в Его личности и что Он разрушит власть греха, сокрушит дьявола и освободит угнетенных пленников.
Подумайте, как тесно суббота связана с Его мессианскими утверждениями. Суббота является днем покоя — покоя во Христе (Евр. 4:1–4). Суббота является символом свободы и освобождения, которые мы имеем во Христе (Рим. 6: 6, 7). Суббота открывает не только Божье творение, но и обетование воссоздания во Христе (2 Кор. 5:17; 1 Кор. 15:51–53). Не было совпадением и то, что Иисус избрал субботний день для совершения многих исцелений, чтобы освободить тех, кто был угнетен и заключен «в тюрьму» болезни.
День субботний — еженедельное напоминание, запечатленное в чем-то более неизменном, чем камень (во времени!), напоминание о том, что мы получили в Иисусе.
Как соблюдение субботы помогает вам лучше понять спасение по вере и обрести покой в том, что Христос сделал для нас, вместо того чтобы стараться заработать свое право на небеса?
После отвержения в Назарете Иисус вернулся в Капернаум, где ранее Он уже совершал служение (Мф. 4:13). Этот город стал своего рода базой для Его служения в Галилее. В этом городе была синагога, возможно, построенная римским служащим (Лк. 7:5), и Иисус, по Своему обыкновению, вошел в синагогу в день субботний.
В этот один-единственный субботний день служение Иисуса охватило широкий спектр деятельности — обучение, исцеление, проповедь. Ничего не сказано о том, о чем именно проповедовал Иисус, но у людей это вызвало удивление: «Ибо слово Его было со властью» (Лк. 4:32). Его учение сильно отличалось от учения раввинов, в нем не было простых полумер. Его проповедь звучала со властью, была укорененная в Писании, преподавалась с силой Святого Духа, называя грех своим именем и настоятельно призывая к покаянию.
Прочитайте Лк. 4:31–37. Какие убедительные истины открыты в этих текстах (1) о великой борьбе, (2) о реальности демонов, (3) о цели субботы и (4) о власти Бога над злом? Что еще можно там найти?
В Лк. 4:31–41 мы читаем о первом из пяти субботних исцелений, о которых упоминает Лука (см. Лк. 4:38, 39; 6:6–11; 13:10–16; 14:1–16). Во время проповеди в Назарете Иисус объявил, что Его миссия — облегчать боль, исцелять и восстанавливать сокрушенных сердцем и угнетенных. Здесь, в Капернауме, в субботний день, когда синагога была полна молящихся, бесноватый обратился к Иисусу с признанием: «Оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин?.. знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Лк. 4:34). Демон, будучи представителем сил зла и таким образом сверхъестественным существом, сразу же узнал воплощенного Спасителя. В этом рассказе завеса между видимым и невидимым мирами оказалась отодвинутой.
Подумайте о том, насколько явно здесь проявилась великая борьба. Часто это бывает не столь очевидно. Как она проявляется в вашей собственной жизни? Какова ваша единственная надежда на победу в этой битве? См. также 1 Кор. 15:2.
Лк. 6:1–11 описывает два случая о том, как Иисус столкнулся с фарисеями по вопросу о субботе.
Прочитайте о первом случае в Лк. 6:1–5. Как Иисус встретил обвинения в том, что Он и Его ученики не соблюдают закон и субботу?
Проходя по полю, ученики срывали колосья, растирали их в своих ладонях и ели. Фарисеи, в свою очередь, обвинили учеников в нарушении заповеди о субботе. Иисус напоминает им о царе Давиде, который, будучи голоден, вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которые разрешалось есть только священникам, ел и дал своим воинам. Таким образом Иисус показал, как фарисеи за долгую историю законничества, налагая правило на правило, традицию на традицию, сделали субботу не радостью, которой она должна быть, а непосильным бременем.
Прочитайте вторую историю в Лк. 6:6–11. Какие уроки о субботе очевидны здесь?
Хотя эту историю рассказывают все синоптические Евангелия, только Лука упоминает о том, что сухой у человека была именно правая рука. Эта дополнительная деталь доктора Луки помогает нам понять, насколько серьезно данный физический недостаток повлиял на способность человека вести нормальную жизнь. Это происшествие произвело два ответных действия: во-первых, фарисеи получили возможность обвинить Иисуса в нарушении субботы, если Он решит исцелить человека. Во-вторых, Иисус читал их сердца и продолжил показывать, что Он является господином субботы, Тем, Кто создал субботу, и что Он не отступит от Своей миссии освободить больного человека из рабства греха. Таким образом, Он показал Божественную позицию в отношении соблюдения субботы: позволительно в субботний день делать добро и спасти жизнь (Лк. 6:9–11).
Подумайте, насколько эти лидеры были ослеплены собственными правилами и нормами, которые они считали Божьими. Как мы можем убедиться, что не попали в ту же ловушку, позволив традиции и человеческим учениям скрыть от нас глубокие Божественные истины?
Из трех синоптических Евангелий только у Луки описаны эти два совершенных Иисусом в субботу исцеления (Лк. 13:10–16; 14:1–15). Первое вызвало у начальника синагоги негодование в адрес Иисуса; второе заставило фарисеев замолчать. В любом случае, враги Иисуса использовали свое неверное толкование закона для того, чтобы обвинить Его в нарушении субботы.
Прочитайте Лк. 13:10–16 и 14:1–6. Какие важные уроки здесь открываются о том, как легко можно извратить ключевые библейские истины?
Рассмотрим исцеление скорченной женщины. Она принадлежала к полу, который фарисеи презирали; она была калекой целых 18 лет, достаточно долго, чтобы испытать ее терпение и усилить у нее чувство бессмысленности жизни; и, наконец, она была абсолютно не в состоянии освободить себя.
И вот к ней приходит Божественная благодать в личности Иисуса. Он видит ее, подзывает, говорит ей, что она может исцелиться, возлагает на нее руки, и — «она тотчас выпрямилась» (Лк. 13: 13). Восемнадцатилетние мучения внезапно сменяются моментом сильнейшей радости, и она «стала славить Бога» (текст 13). Каждый глагол, который используется Лукой, показывает ценность и достоинство женщины и вообще ценность и достоинство каждого человека, независимо от обстоятельств, в которых он оказался.
Во втором чуде (Лк. 14:1–6) Иисус, по пути в дом фарисея на обед в субботу, исцеляет человека, который страдал от водяной болезни. Предвидя возражения религиозных лидеров, которые наблюдали за Ним, Иисус задал два вопроса: первый — о цели закона («Позволительно ли врачевать в субботу?» [Текст 3]) и второй — о ценности человека («Если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» [Текст 5]). Его цель должна была быть очевидной; так оно, в сущности, и было, потому что, как пишет Лука, у них не было ответа на Его вопросы. Иисус обнажил их лицемерие в его наихудшем виде, поскольку оно прикрывалось завесой святости и праведного негодования из-за якобы вопиющего нарушения святого Закона Божьего.
Насколько же осторожными следует быть нам!
«Если бы Бог на мгновение забыл о земле, человечество бы погибло. У человека также есть определенные обязанности в этот день; за больными нужно ухаживать, нуждающимся — оказывать помощь. Будет виновен тот, кто не облегчит страдания ближнего в субботу. Святой день Божьего покоя был дан для человека, и дела милосердия вполне отвечают его предназначению. Господь не желает, чтобы Его творение страдало от боли, которую можно облегчить в субботу, как и в любой другой день» (Э. Уайт. Желание веков, с. 207).
«Никакое другое установление, данное евреям, не отличало их так сильно от окружающих народов, как суббота. Бог хотел, чтобы соблюдение субботы стало отличительным знаком евреев как Его приверженцев. Она должна была ознаменовать их отделение от идолопоклонства и союз с истинным Богом. Но, чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы. Через веру они должны стать причастниками праведности Христа» (Э. Уайт. Желание веков, с. 283).
Вопросы для обсуждения:
Разве не удивительно, насколько ясно Библия говорит об Иисусе и субботе? И все же миллионы людей, регулярно посещающих церкви по всему миру, до сих пор настаивают, что седьмой день уже не обязательный, или что он не имеет значения, или что его соблюдение равносильно законничеству. Что это должно сказать нам о важности непоколебимой верности и послушания Слову Божьему? Люди оказались обманутыми в таком основополагающем вопросе, как святой Божий закон. Какое важное предупреждение делает Иисус в Евангелии от Марка 13:22?
Посмотрите, как усердно трудился сатана, чтобы уничтожить субботу: он использовал израильских религиозных руководителей, чтобы превратить ее в тяжелое бремя, уничтожив в ней все, что она должна была значить и чем должна была быть; он использовал и до сих пор использует церковных руководителей, чтобы отвергнуть ее как устаревшую, законническую или просто еврейскую традицию. Что такого есть в субботе, что делает ее объектом столь сильной сатанинской ненависти?
Иисус есть «господин и субботы» (Лк. 6:5). Какое значение это утверждение имеет для христиан и их отношения к субботе?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!