Библейские тексты для исследования:
Рим. 1:18–20; Иов. 12:7–10; Откр. 4:11; Кол. 1:16, 17; Мф. 6:34; Иов. 10:8–12; Рим. 3:1–4.
Памятный стих:
«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34).
В отличие от других книг Библии книга Иова не имеет привязки к израильской земле и израильскому народу. Начиная с книги Бытие, где Аврааму дается обещание, что Господь произведет от него великий народ (см. Быт. 12:2), и заканчивая книгой Откровение, которая описывает «святой город», Иерусалим (см. Откр. 22:19), тема Израиля и его отношений завета с Богом так или иначе, прямо или косвенно помогает формировать каждую книгу.
В книге Иова ничего такого нет, нет даже упоминания о знаковом событии древней истории Израиля — исходе. Это объясняется прежде всего тем, что Моисей написал книгу Иова в Мадиаме наряду с книгой Бытие (см. также Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1140); исход не упоминается, поскольку он еще не произошел.
Но, возможно, есть еще одна причина, куда более важная. Одна из главных тем книги Иова — тема человеческих страданий — носит универсальный характер. Она не ограничивается каким-либо одним народом или эпохой. Еврею и язычнику, всем нам в той или иной степени знакомы беды Иова и ощущение боли от жизни в греховном мире. Какими бы исключительными ни были его переживания, Иов представляет собой всех нас в наших страданиях.
Прочитайте Рим. 1:18–20. О чем говорит здесь Павел?
Какие сильные слова! Существование Бога в достаточной степени раскрывается через «созданное Им» (ИПБ), то есть через сотворенный мир. Поэтому у людей не будет возможности оправдать собственное неверие. Павел говорит, что посредством наблюдения за творением можно многое узнать о существовании Бога и Его характере. Это является основанием для справедливого разбирательства в день суда.
Несомненно, природный мир сообщает нам многое о существовании Бога. Современная наука открыла нам такие подробности о чудесах творения, которые наши предки, жившие всего 300 лет назад, и тем более 3000 лет назад, не могли себе даже представить. Ирония заключается в следующем: чем большую сложность наука обнаруживает в жизни, тем труднее ей заявлять, что она появилась в результате случая. Телефон «Айфон», который выглядит продуманным, имеет продуманный функционал, демонстрирует определенный дизайнерский и технический замысел, является, несомненно, чьим-то изобретением. Но человек — существо с куда более сложным и продуманным устройством — является, как нас уверяют, всего лишь продуктом чистой случайности. К сожалению, многие люди верят подобным ложным заявлениям.
Прочитайте Иов. 12:7–10. Как эти слова подтверждают мысль, изложенную в Рим. 1:18–20?
Здесь также говорится о том, что существование Бога проявляется в сотворенном мире. Хотя в своем падшем состоянии природа не раскрывает полностью характера Бога, она, безусловно, открывает Его творческую силу и доброту.
Что в природе конкретно свидетельствует нам о силе и благости Бога? Как вы можете научиться черпать поддержку из этих свидетельств?
Существует много хороших и весомых аргументов в пользу существования Бога. Помимо свидетельства сотворенного мира существует еще так называемый «космологический аргумент». Он сводится к тому, что всякая материальная вещь во Вселенной имеет свою причину вне себя. Всякая вещь была создана вещью, созданной ранее. Эта цепочка продолжается до тех пор, пока мы не упираемся в нематериальную причину Вселенной, не имеющую начала. Этой причиной является вечный Бог, изображенный в Писании!
Что следующие тексты говорят о Первопричине всего?
Эти тексты учат о вечно существующем Боге — самом логичном объяснении Творения. Некоторые мыслители, категорически настроенные против идеи существования Бога, придумали альтернативное объяснение. Нам говорят, что не всемогущий и вечный Бог создал Вселенную, а «ничто» сотворило все. Даже такой известный ученый, как Стивен Хокинг, которого называют современным Исааком Ньютоном, утверждает, что «ничто» создало нашу Вселенную.
«По причине закона гравитации Вселенная может и будет создавать себя из ничего» (Стивен Хокинг и Леонард Млодинов, Высший замысел, с. 180).
Хотя Хокинг объясняет свою идею сложным математическим языком, следует задаться вопросом: спустя четыреста лет после начала научной революции один из виднейших в мире ученых доказывает, что Вселенная и все в ней возникли из ничего? Заблуждение остается заблуждением, даже если оно высказано великим ученым.
В этой связи прочитайте 1 Кор. 3:19. Почему христианам следует всегда помнить эту важную истину?
Несмотря на громкие заявления атеистов, у верующих в Бога есть много веских причин для этого. Тем не менее существует одна извечная проблема, которую многие использовали на протяжении веков, чтобы оправдать свое неверие. Это проблема человеческого страдания и зла. Как могут сосуществовать всеблагой, вселюбящий и всемогущий Бог и зло? Для многих этот вопрос продолжает оставаться камнем преткновения. Даже верующие люди, на опыте познавшие Бога и Его любовь, время от времени задаются этим вопросом!
Примечательно, что Эллен Уайт учит тому же, что и еврейская традиция: Моисей написал книгу Иова в Мадиаме. «Долгие годы уединения в пустыне не прошли напрасно. В этот период Моисей не только подготовился к предстоящей большой работе, но и по вдохновению Святого Духа написал книги Бытие и Иова, которые народ Божий будет читать с глубочайшим интересом до конца времени» (Комментарии Эллен Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1140).
Одна из двух первых книг Библии, книга Иова, рассматривает универсальную проблему человеческого горя и страданий. Другими словами, Бог знал, что человечество столкнется с этой проблемой, и в самом начале в Своем Слове через Моисея передал историю Иова. Бог сразу дал нам знать, что мы не оставлены одни в нашей боли и страданиях, но что Он рядом, Он все знает, и у нас есть надежда, что в конце концов Он все уладит.
Что следующие тексты говорят нам о реальности зла? Мф. 6:34; Ин. 16:33; Дан. 12:1; Мф. 24:7.
По логике Священного Писания проблема существования зла не ставит под сомнение бытие Бога. Библия говорит как о реальности всеведущего, всемогущего, вселюбящего Бога, так и о реальности зла, человеческих страданий и горя. Зло не является оправданием для неверия в Бога. Даже при поверхностном чтении книги Иова видно, что, находясь в полном отчаянии, Иов ни на минуту не сомневается в существовании Бога. Он вполне резонно спрашивает, почему его постигли бедствия?
Для человека естественно задавать вопросы о причинах зла, которое он наблюдает. Как мы можем научиться верить в Божью благость, несмотря на это зло?
Прочитайте следующие стихи из книги Иова. Какой вопрос не дает покоя Иову? О чем он не спрашивает? Иов. 6:4–8; Иов. 9:1–12.
Как уже отмечалось ранее, в книге Иова ни разу не встает вопрос о существовании Бога. Звучит другой вопрос: почему беды обрушились на Иова? Учитывая его веру в Бога и постигшую его участь, можно сказать, что это был справедливый вопрос.
Если бы похожие несчастья обрушились на атеиста, ответ на вопрос, почему это случилось, был бы для него относительно простым и понятным. Мы живем в бессмысленном и бесцельном мире, которому до нас нет дела. Таким образом, находясь среди суровых, холодных и безразличных природных сил, мы иногда становимся жертвами бедствий, которые не служат никакой цели. Почему так происходит? Если сама жизнь не служит никакой цели, то и испытания, сопровождающие эту жизнь, должны быть так же бессмысленны.
В то время как многим такой ответ покажется неудовлетворительным и безысходным, он, безусловно, имеет смысл, если исходить из предпосылки, что нет никакого Бога. Но люди, подобные Иову, встречаются с совершенно иной дилеммой.
Прочитайте Иов. 10:8–12. Как эти тексты помогают нам понять те мучительные вопросы, над которыми бьется Иов?
Вопрос, который мучит Иова, продолжает терзать большинство верующих в Бога: «Если добрый и любящий Бог существует, почему люди страдают? Почему даже „хорошие“ люди, такие как Иов, терпят бедствия и несчастья, от которых нет никакой видимой пользы?». Если бы Вселенная существовала без Бога, подобные невзгоды воспринимались бы как неотъемлемая часть материального мира, в котором человеческие существа — это лишь случайные побочные продукты взаимодействия атомов и молекул. У Иова, как и у нас, было совершенно иное представление о мире. Отсюда и дилемма!
Прочитайте Рим. 3:1–4. Хотя данные слова звучат в контексте темы нарушения людьми завета с Богом, о какой более значимой проблеме говорит здесь Павел? Что Павел говорит о Боге?
Словами Пс. 50:6 Павел обращается к Господу: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь» (Рим. 3:4; ИПБ). Тема оправдания Самого Бога поднимается в разных местах Писания. Богословы называют ее теодицеей, и речь идет о понимании благости Бога пред лицом зла. Этот извечный вопрос мы рассматриваем на протяжении всей этой недели. В действительности, вся великая борьба сама по себе является теодицеей. Людям, ангелам и всей Вселенной будет явлена благость Бога, несмотря на то зло, которое царит в мире.
«Все вопросы истины и заблуждения, бывшие предметом долгих споров, теперь становятся ясными. Взору всех сотворенных разумных существ открываются последствия восстания, результаты отвержения Божественных предписаний. Вся Вселенная видит, к чему приводит правление сатаны и к чему — правление Божье. Сатана осужден своими же делами. Божья мудрость, Его справедливость и доброта полностью реабилитированы. Все понимают, что во всех Своих действиях в этом великом противоборстве двух сил Бог преследовал цель вечного блага для Своего народа, а также и для всех сотворенных Им миров» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 670, 671).
Как бы ни было трудно для нас сегодня осознавать это в мире греха и страданий (для Иова это было куда более трудной задачей), когда все закончится, мы сможем увидеть благость, справедливость, любовь и святость Бога в Его обращении с человечеством, сатаной и грехом. Это не означает, что все происходящее в мире заслуживает нашего одобрения. Это лишь означает, что Бог в сложившихся обстоятельствах действует наилучшим образом. Когда ужасный эксперимент с грехом закончится, мы сможем воскликнуть: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).
Почему так важно восхвалять Бога, в том числе и в условиях испытаний, которые кажутся невыносимыми?
Христианский писатель и апологет Клайв Льюис написал книгу, в которой рассказывает о смерти жены и своих попытках примириться с этой смертью. В ней он написал: «Я не думаю, что существует опасность утратить веру в Бога. Истинная опасность состоит в возможности поверить в то, что Он — плохой. Я боюсь не того, что я прихожу к выводу: „Оказывается, Бога нет!“, но: „Так вот какой Он, оказывается, и нечего себя обманывать“» («Боль утраты», с. 6, 7).
Это тот же самый вопрос, над которым бился Иов. Как мы увидели, он никогда не сомневался в существовании Бога; его мучил вопрос о Божьем характере. Иов добросовестно служил Господу. Иов был «хорошим» человеком. Поэтому он знал, что не заслужил всего того, что происходило с ним. Таким образом, он задавался тем же вопросом, что и многие люди, верующие в Бога и терпящие бедствия: «Каков Бог на самом деле?». Великая борьба ведется вокруг этого вопроса. Обсуждается не столько существование Бога, сколько Его характер. И хотя исход великой борьбы обусловлен многими факторами, нет никаких сомнений, что смерть Иисуса на кресте, где Сын Божий отдал «Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2), лучше всего показала Вселенной истинный характер нашего Творца. Крест показывает нам, что Богу можно доверять.
Вопросы для обсуждения:
1. Остановимся на вопросе страдания для тех, кто не верит в Бога. Как мы увидели, им не нужно бороться с теми же вопросами, что и верующим в Бога, когда случаются трагедии. С другой стороны, есть ли у них надежда когда-либо получить ответ или найти решение? Только представьте себе, каково это — пройти через все тяготы этого мира, а затем полагать, что все это заканчивается могилой и больше ничего нет. Неудивительно, что многие неверующие разочаровываются в жизни. В секулярной литературе то и дело звучат протесты против абсурдности человеческого бытия. Как мы можем даже на фоне земных скорбей черпать надежду из нашей веры, несмотря на вопросы, которые остаются нерешенными?
2. Почему так важно для нас сегодня полагаться на Крест — самое великое откровение Божьей любви и характера Бога, данное нам? Когда мы поглощены горем, трагедией, необъяснимым злом, что Крест говорит нам о характере Бога? Если мы постоянно взираем на Крест, какую надежду мы можем иметь на окончательный исход того, с чем мы сталкиваемся в настоящее время?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!