Библейские тексты для исследования:
Иов. 1; 2; 1 Кор. 4:9; Быт. 3:1–8, Флп. 4:11–13; Мф. 4:1–11; Флп. 2:5–8.
Памятный стих:
«Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов. 2:10).
Книга Иова открывает нам абсолютно новое измерение реальности. Она дает нам возможность взглянуть на великое противостояние между Христом и сатаной. Она также предлагает модель, помогающую нам лучше понять мир, в котором мы живем и который зачастую сбивает нас с толку, ошеломляет и пугает происходящим. Но книга Иова также показывает, что все мы вовлечены в эту великую борьбу. «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:12). Сатана сошел на землю и на море, и мы сами знаем, что его ярость действительно сильна. Кто из нас, плотских людей, не испытал на себе этой ярости?
На этой неделе мы продолжим изучение первых двух глав книги Иова, стремясь понять, как нам следует вести себя в условиях продолжения великой борьбы.
Прочитайте Иов. 1. Обратите особое внимание на обвинения, выдвигаемые сатаной против Иова. Что говорит сатана? Что означают его нападки? Кого на самом деле он атакует?
«Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле» (Иов. 1:10). Книга Иова начинается с упоминания не только праведности Иова и его хорошего характера, но также его материальных благословений и успешного хозяйства. Благополучие и процветание принесли Иову почет и помогли стать «знаменитее всех сынов Востока» (Иов. 1:3). Вот почему сатана упрекает Бога: «Только потому, что Ты дал все эти блага Иову, он служит Тебе».
Сатана утверждает: стоит Богу забрать все это у Иова, как тот незамедлительно проклянет Бога (см. Иов. 1:11). Фактически это обвинение против Самого Бога. Если бы Бог действительно был прекрасным и добрым, то Иов, несомненно, повиновался бы Ему, благоговел перед Ним и поклонялся Ему исключительно из чувства любви и признательности. В конце концов, как можно не любить Бога, Который так много сделал для него? Сатана определенно намекал, что Бог подкупил Иова, чтобы тот был верен Ему. Тем самым он утверждал: Иов служит Богу не из любви, а из собственных корыстных мотивов.
Подумайте о некоторых ненавистных политических правителях, у которых есть преданные до смерти последователи, потому что этот правитель добр к ним. Если Господь действительно такой добрый, любящий и заботливый Бог, каким кажется, то Иов служил бы Господу даже в том случае, если бы потерял все свои блага. Однако, утверждая, что Иов не останется верным, сатана намекает, что даже Иов не в полной мере доверяет Ему. Его верность обусловлена щедрыми Божьими дарами. Другими словами, преданность Иова, по логике сатаны, продиктована исключительно личной выгодой.
Почему вы служите Господу? Предположим, ваши мотивы не являются совершенными. Если вы будете ждать, когда ваши мотивы станут совершенными (если они не таковы), что может произойти с вами и вашей верой?
Иов. 2:1–3 во многом повторяет Иов. 1:6–8. Но в последней части Иов. 2:3 мы видим существенное отличие. Сам Господь говорит о верности Иова, которую тот сохранил несмотря на выпавшие на его долю бедствия. Таким образом, на момент, когда повествование доходит до Иов. 2:3, складывается впечатление, что обвинения сатаны отклонены как ложные. Иов остался верным Богу и не проклял Его вопреки прогнозу сатаны.
Прочитайте Иов. 2. Что происходит в этой главе? Какое значение имеет тот факт, что в обеих главах книги Иова (первой и второй) присутствуют «сыны Божии», чтобы засвидетельствовать разговор между Богом и сатаной?
Фразеологизм «кожа за кожу» вызывает недоумение у комментаторов. Идея, однако, состоит в следующем: пусть что-то случится с самим Иовом, и это покажет цену его верности. Сатана говорит Богу: «Разрушь тело Иова, отними у него здоровье, и посмотри, что произойдет!».
Примечательно, что разговор между Богом и сатаной происходит не в закрытой комнате. Оба случая спора на небе, описанные в книге Иова, происходят в контексте встречи этих небесных разумных созданий с Богом. Сатана выдвигает свои обвинения «публично»; он делает это перед другими небесными существами. Эта идея хорошо вписывается в то, что нам известно о великой борьбе. Конфликт разворачивается перед всей Вселенной (см. 1 Кор. 4:9; Дан 7:10; Откр. 12:7–9.)
«Кроме искупления человека план спасения имел и другое, не менее важное и глубокое назначение. Христос пришел на землю не только для того, чтобы обитатели этой маленькой планеты научились чтить Закон Божий, — план спасения должен был также перед всей Вселенной оправдать оклеветанный характер Бога… Смерть Христа ради искупления человека не только открывала людям путь к небу — она должна была перед всей Вселенной оправдать действия Бога и Сына во время восстания сатаны, утвердить непреложность Закона Божьего, разоблачить сущность и последствия греха» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 68–69).
Как отреагировал Иов после первой атаки сатаны, узнав обо всех тех бедствиях, что выпали на его долю? (См. Иов. 1:20–22). Что значит тот факт, что даже в условиях такой трагедии «не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге»?
Решающим фактором Божьего правления, основанного на любви, является свобода выбора. Бог хочет, чтобы мы служили Ему по любви, а не по принуждению. «Сатана предположил, что Иов служит Богу из-за корысти… Он пытался отрицать, что истинная религия проистекает из любви и осмысления Божьего характера, что истинные поклонники не мыслят себя вне религии; что они служат Богу, потому что такое служение является правильным само по себе, а не просто потому, что небеса полны великолепия; и что они любят Бога, потому что Тот достоин их любви и доверия, а не только потому, что Он благословляет их» (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 500).
Иов доказал, что обвинения сатаны ложны. И хотя Бог наперед знал, что произойдет, Иов все-таки мог иначе проявить себя. Он мог бы согрешить и сказать нечто «неразумное о Боге». Бог не принуждал Иова поступать именно так. Его непоколебимая верность, проявленная в крайне тяжелых обстоятельствах, была удивительным свидетельством перед людьми и ангелами.
Сравните содержание Иов. 1 с тем, что произошло с Адамом и Евой в Быт. 3:1–8. Как этот контраст показывает, насколько ужасен их грех?
Адам и Ева, безгрешные существа, жившие в раю, ослушались Бога и впали в грех, не выдержав нападок сатаны. Иов, переживший боль и разрушение, остался верным Господу несмотря на попытки сатаны поколебать его. В обоих случаях мы имеем яркий пример судьбоносных решений, принимаемых добровольно.
Как реакция Иова показывает нам, насколько дешевыми, легкомысленными и ложными часто могут быть наши извинения для греха?
Пожалуй, настал момент обратить внимание на другую жертву в истории Иова — его жену. Она появляется в книге Иова только в 2:9, 10. После этого она исчезает из истории. Больше о ней ничего не сказано. Однако, учитывая все, что произошло, кто может себе представить горе, пережитое этой несчастной женщиной? Ее собственная беда, трагедия ее детей и других жертв первой главы, показывает, что страдания никого не обходят стороной. Мы все вовлечены в эту великую борьбу; никто не избежит ее.
Сравните Иов. 2:3 с Иов. 2:9. Какая фраза используется как Богом, так и женой Иова и насколько важно то, как по-разному они используют ее?
Характеризующая Иова фраза «тверд в своей непорочности» неслучайно появляется в обоих текстах. Слово, переведенное как «непорочность», происходит от слова, которое встречается в Иов. 1:1 и 1:8 и часто переводится как «лишенный изъяна». Корень этого слова передает идею «совершенства» и «целостности».
Как жаль, что жена Иова упрекает его в том, за что Бог его хвалит. В своем горе она подталкивает Иова сделать именно то, чего, по мнению Бога, он не сделает. Хотя мы, конечно, не вправе осуждать ее, этот пример учит нас проявлять осторожность, чтобы не стать камнем преткновения для других (см. Лк. 17:2).
Прочитайте Иов. 2:10. Какое сильное заявление делает здесь Иов? См. также Флп. 4:11–13.
Иов доказывает подлинность своей веры. Он будет служить Господу и в хорошие времена, и в плохие. Примечательно, что сатана исчезает из повествования и больше не появляется в нем. И хотя текст об этом не упоминает, мы можем представить себе его разочарование и недовольство ответом Иова. В конце концов, посмотрите, как легко он поверг Адама с Евой и многих других. «Клеветнику братий наших» (Откр. 12:10) пришлось искать для обвинений кого-то еще, кроме Иова.
Как мы можем научиться быть верными Богу как в хорошие, так и в трудные времена?
В Иов. 1:22 говорится: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге». В Иов. 2:10 мы читаем: «Во всем этом не согрешил Иов устами своими». В обоих случаях, несмотря на нападки, Иов остался верен Господу. Оба текста подчеркивают тот факт, что Иов не согрешил ни действиями, ни словами.
Конечно, эти тексты не утверждают, что Иов не был грешником. Библия учит, что все мы грешники. «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас» (1 Ин. 1:10). Быть «непорочным, справедливым», бояться Бога и избегать зла (см. Иов. 1:1) вовсе не означает быть безгрешным. Как и все остальные, Иов родился грешником и нуждался в Спасителе.
Несмотря на постигшие его бедствия, Иов остался верен Господу. В этом смысле Иова можно рассматривать как своего рода прообраз Иисуса (см. урок 14), Который среди ужасных испытаний и искушений не сдался, не впал в грех и тем самым опроверг обвинения сатаны в адрес Бога. Конечно, то, что совершил Христос, было намного масштабнее, величественнее и значительнее по своим последствиям, чем то, что сделал Иов. Тем не менее параллели между ними просматриваются.
Прочитайте Мф. 4:1–11. Как опыт Иова отражает то, что здесь произошло?
В неимоверно тяжелых обстоятельствах, ослабев от нехватки пищи, Иисус в Своей человеческой природе, в «подобии плоти греховной» (Рим. 8:3), не сделал того, чего хотел дьявол, так же, как и Иов. Сатана исчез со сцены, после того как Иов доказал свою верность. То же самое произошло и в случае с Иисусом. Писание говорит, что после того, как Иисус выстоял в искушении, «дьявол оставил Его» (Мф. 4:11, см. также Иак. 4:7).
Однако искушение, с которым Иисус столкнулся в пустыне, было только началом борьбы. Настоящее испытание ждало Его на кресте, но и здесь, несмотря на всю тяжесть потрясения (куда более сильного, чем у Иова), Иисус остался верен до смерти.
Прочитайте Флп. 2:5–8. Какую надежду дает нам Христово послушание «до смерти»? Чем мы должны ответить на Его послушание?
Исследователи книги Иова, знакомые с еврейским языком, отмечают интересный феномен. Слова жены Иова переведены так: «Прокляни Бога и умри» (Иов. 2:9, ИПБ). Иов. 1:5 в этом же переводе звучит так: «Вдруг согрешили мои дети, проклинали Бога в сердце своем». А Иов. 1:11 переводится следующим образом: «Но лишь протяни Свою руку, коснись всего, что у него есть, и тогда он открыто проклянет Тебя!». В каждом из этих случаев глагол, переведенный как «проклинать», образован от слова, которое означает «благословлять». Слово, имеющее корень брк, во всей Библии означает «благословлять». Этот же корень используется в Быт. 1:22, где Бог «благословляет» сотворенные Им существа. Этот же корень используется в Пс. 66:8: «Да благословит нас Бог».
Почему же тогда глагол со значением «благословлять» переводится как «проклинать» в этих нескольких текстах? Прежде всего, если бы в этих текстах в книге Иова подразумевалась идея «благословения», они были бы бессмысленны. Зачем Иову понадобилось приносить жертвы Богу (см. Иов. 1:5), если его сыновья «благословили» Бога в своих сердцах? Контекст требует противоположного значения, как и в Иов. 1:11 и 2:5. Мог ли сатана думать, что Иов благословит Бога, если его постигнет бедствие? Контекст, бесспорно, требует значения «проклинать». За что Иов упрекнул жену, если она посоветовала ему благословить Бога (см. Иов. 2:9, 10)? Все эти стихи имеют смысл только в том случае, если указанное слово передает идею «проклятия».
Почему же тогда автор не использовал одно из распространенных слов для обозначения «проклятия»? Ученые полагают, что это эвфемизм — нейтральное слово, использующееся взамен непристойного. Описание ситуации, в которой проклятие адресуется Богу, оскорбляло религиозные чувства автора. То же самое мы наблюдаем в 3 Цар. 21:10, 13, где слово, переведенное как «хулить», образовано от глагола брк, «благословлять». Следовательно, Моисей использовал слово «благословлять» вместо слова «проклинать», хотя очевидно, что речь идет как раз о проклятии.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему в кризисные времена для людей так естественно сомневаться в существовании Бога и Его благих намерениях? Находясь в суровой реальности падшего мира, в котором идет великая борьба, почему мы всегда должны помнить о Кресте?
2. Хотя мы знаем фон, на котором разворачивается трагедия Иова, сам Иов, судя по всему, не знал подоплеки происходящих с ним событий. Он видел лишь бедствия, которые обрушились на него. Он не знал всей картины. Чему это нас учит? Каким образом мысль о широкой картине, которую мы зачастую не видим или не понимаем, может успокоить нас в трудные времена?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!