Урок 3. 11–17 июля. Необычный миссионер

Урок 3. 11–17 июля. Необычный миссионер

Библейские тексты для исследования:

4 Цар. 5; Мк. 1:40–45; 4 Цар. 2:1–15; Ин. 15:5; Рим. 6:4–11; Рим. 6:1.

Памятный стих:

«Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:27).

Книга Царств описывает историю израильских царств с 970 по 560 г. до Р. Х. В ней переданы захватывающие и волнующие события, а также судьбоносные политические перевороты, случившиеся в жизни Божьего народа. В эти описания вплетено повествование об Илии и Елисее — отважных Божьих пророках, чьи жизненные опыты поражают воображение детей и взрослых в любом возрасте.

Интересные параллели можно провести между служением Елисея и Иисуса. Во время служения обоих мертвые были воскрешаемы, прокаженные очищались, а голодные были накормлены небольшим количеством пищи.

В уроке на эту неделю речь пойдет как раз об одном из этих чудес: исцелении Неемана — богатого, могущественного и очень гордого идолопоклонника, который испытал на себе силу живого Бога. А сделал он это благодаря свидетельству очень неожиданного миссионера.

Среди множества духовных истин, которые можно почерпнуть из этой истории, мы можем особо отметить пример межнационального свидетельства в разгар обострения международного конфликта и противостояния народов. А также мы можем увидеть в этой истории пример того, как работает план спасения.

«Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный» (4 Цар. 5:1).

В этом стихе использовано несколько эпитетов для описания качеств, которые привели Неемана в высшие круги сирийского или же арамейского общества. Он оказывал большое влияние на царя Арама, его высоко чтили, он был правой рукой царя по вопросам религии, равно как и военным (ст. 18). Также он обладал большим богатством (ст. 5).

Тем не менее в первом же стихе мы видим одно большое «но». Вся власть, почести и храбрость Неемана блекли перед самой страшной болезнью того времени — проказой. Именно ею и был болен этот несчастный мужчина, она была большим «но», бросавшим темную тень на все его достижения. Этот недуг, тем не менее, свел его с Божьим пророком, и благодаря этой встрече он уверовал в истинного Бога.

Прочитайте Мк. 1:40–45; Лк. 8:41–56 и Мк. 2:1–12.

Сразу бросается в глаза, что во всех этих отрывках описаны чудесные исцеления Иисуса, но что еще объединяет эти тексты? Что привело всех этих людей к Иисусу?

Проблемы в личной жизни, трагедии и переломные моменты могут сделать человека более открытым к принятию духовных истин и побудить взыскать Бога. Физические, психологические, политические и другие кризисы могут открыть человеку реальность Божественного. Личные утраты, национальные бедствия и войны являются основными факторами, побуждающими людей искать силы, большей, чем их собственная. Церковь давно знает, что работа по спасению душ более успешна в тех районах, где люди пережили сильные личные или социальные потрясения.

С одной стороны, у Неемана было все, но с другой — он был сломленным человеком, без особой надежды. Бывает ли так же в нашей жизни, когда хорошее тесно переплетается с плохим? Как научиться жить так, чтобы и то и другое приближало нас к Богу?

Прочитайте 4 Цар. 5:1–7. Что произошло? Почему сирийцы вдруг прислушались к тому, что им сказала плененная девочка-рабыня? Что здесь написано между строк?

Библия ничего не говорит о том, как эта маленькая девочка вела себя в доме хозяина, но, очевидно, в ней было то, что привлекло внимание этой семьи. Только представьте: по слову плененной девочки, одной из своих слуг, богатый и могущественный военачальник идет к своему царю, передает ее слова и получает разрешение на поездку в другую, враждебно настроенную страну. Более того, он загружается дарами для пророка другой религии. Очевидно, разговоров и действий было намного больше, чем изложено в вышеприведенных текстах. Как бы то ни было, но Божьим посредником, посеявшим семена истины в правящих кругах Сирии, стала безымянная еврейская девочка-рабыня, похищенная из родного дома отрядом сирийских воинов. Вместо того чтобы постоянно размышлять о жестокости и бессмысленности причиненного ей зла, о тяжести своей рабской жизни, она делилась своей непоколебимой верой в силу Господа, действовавшего через Елесея в Самарии, силу, которая способна изменить жизнь (ст. 3). Таким образом, эта девочка, подобно Даниилу и его товарищам в Вавилоне, смогла обернуть свои невзгоды в способ прославить Бога, а Бог таким образом превратил ее пленение в возможность рассказать о своей вере. Как пишет Эллен Уайт, «жизнь девочки-рабыни в языческом доме и ее поведение там — неоспоримое свидетельство пользы раннего воспитания детей в родительском доме» (Пророки и цари, с. 245).

Что это говорит нам о том, как наша вера, образ жизни и поступки могут привлечь окружающих и показать им вверенные нам истины? 

Примечательна в этой истории также реакция израильского царя на письмо. Разве я Бог? Разве я могу вылечить проказу? Его слова показывают, насколько тогда боялись этого заболевания, и только чудо могло принести исцеление. Неизвестно, почему царю показалось, что письмо подразумевало, что именно он должен был исцелить прокаженного. Он знал, что это невозможно, и потому боялся, что это станет уловкой для разжигания нового военного конфликта.

Описание служения пророка Елисея в девятом веке до Р. Х. дошло до нас в серии из восемнадцати отрывков, растянутых во времени на пятьдесят лет. В основном его работа заключалась в управлении школой пророков, и служение его было публичным. Он совершал знамения и чудеса как на личностном, так и на национальном уровне. К Елисею обращались за советом и помощью как цари, так и простой народ.

Прочитайте 4 Цар. 2:1–15. Что в этих текстах сказано о призвании и служении Елисея?

Несомненно, Елисей был призван Богом; с ним произошли невероятные события, укрепившие его уверенность в том, что он призван на служение. Более того, его просьба о получении «двойной меры» Духа показывает: он был уверен в том, что для совершения служения, к которому он был призван, ему понадобится Божественная сила и без нее он не сможет ничего. Уже тогда этот человек Божий знал то, что Иисус скажет много столетий спустя: «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). В этом урок, который важно усвоить всем нам, независимо от высоты занимаемого положения в служении Богу.

Как мы видим дальше из истории призвания Елисея, эта сила действительно была ему дана. Таким образом, Елисей показал здоровое и ясное понимание собственной роли и призвания, когда сказал царю: пусть Нееман придет и «узнает, что есть пророк в Израиле» (4 Цар. 5:8).

Интересно, должно быть, выглядела эта сцена, когда военачальник со своей свитой, во всей своей славе показался у двери дома Елисея, скорее всего, такого маленького и скромного по сравнению с роскошными владениями Неемана. Елисея же, тем не менее, абсолютно не смутил ни Нееман, ни его свита. Он даже не потрудился лично выйти к могущественному посетителю, а вместо этого выслал к нему слугу с повелением! Единственным вознаграждением за долгий путь из Дамаска стали слова: «Пойди, омойся семь раз в Иордане»! Однако это повеление сопровождалось обещанием: «и будешь чист» (ст. 10).

Конечно же, гордость этого влиятельного человека была ущемлена. Однако, возможно, в этом и был смысл.

Прочитайте 4 Цар. 5:11–14. Что мы узнаем из этого отрывка о Неемане и усвоенных им уроках? Какой урок мы можем извлечь для себя?

Если бы пророк Елисей лично вышел к своему именитому гостю Нееману и начал исцелять его руками, сопровождая все это заклинаниями и прочими ритуалами, так распространенными в язычестве, Нееман бы не сомневался. Но в оказанном приеме его оскорбили два момента: пророк не только не вышел из дома, чтобы встретить его, но еще и отправил на реку Иордан за исцелением.

С точки зрения этикета Нееман был прав. Елисею нужно было выйти из дома и поприветствовать его. А реки Дамаска действительно были лучше, ведь вода в них была намного чище илистой иорданской. Однако Бог через Елисея направил Неемана именно к израильской реке Иордан. Весь процесс исцеления был построен таким образом, чтобы показать, во-первых, что в Израиле есть пророк истинного Бога, а во-вторых, что Бог вознаграждает послушание в вере.

Свита Неемана убедила его послушать этого нового Божественного «командира» и хотя бы попробовать. Их аргумент, что если бы пророк предложил более сложный способ исцеления, то их господин точно согласился бы, убедил его. Должно быть, Нееману было нелегко проглотить свою гордость и послушать сначала девочку-рабыню, потом иностранного пророка, казалось не особо заинтересованного в нем, и, наконец, собственных слуг. Однако он отчаянно нуждался в исцелении.

«И пошел он, и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар. 5:14).

Основными условиями исцеления Неемана были вера и послушание. Как только он справился с гордостью и послушался Божьего повеления, окунувшись семь раз в мутный Иордан, он исцелился.

Прочитайте Рим. 6:4–11. Как в истории Неемана отражены описанные здесь принципы? Испытывали ли вы реальность «новой жизни» во Христе? В чем это проявлялось?

«Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего» (4 Цар. 5:15, 2-я часть стиха). Как здесь отображен опыт принятия спасения? См. Откр. 14:12; 1 Ин. 5:2, 3; Рим. 6:1.

Нееман мог бы сразу после исцеления вернуться в Дамаск. Однако в знак благодарности он вернулся к дому пророка со всей своей свитой. На этот раз они уже встретились с Елисеем лично. Признание того, что Бог Израиля является Владыкой всего мира, — основная тема Библии. Эти слова из уст язычников являются наивысшим откровением Ветхого Завета. Слова Неемана показали, что он осознает, что его опыт исцеления был совершен Богом Израиля. Пророк был израильтянином, река была наиболее важной в Израиле, а число семь было очевидным символом Божьего творения.

В случае Неемана мы видим, как работает истинная вера: Нееман получил то, что никогда бы не смог получить своими силами. Отказ Елисея принять дары (4 Цар. 5:16) был способом показать, что спасение нельзя заслужить или купить, оно дается исключительно по Божьей милости. В то же время желание Неемана что-то дать Елисею за то, что тот для него сделал, показывает его веру и благодарность за дарованное исцеление. Елисей отказался от даров. Он последовал примеру Авраама, отказавшегося от вознаграждения за помощь языческим царям, чтобы никто не сказал: «Я обогатил Аврама» (Быт. 14:23). Елисей знал, что если примет подарок, то урок, который должен был усвоить Нееман, будет испорчен. Исцеление было делом Божьих рук, даром благодати.

«Пусть же в сознании каждого глубоко запечатлится следующая мысль: если мы принимаем Христа как нашего Искупителя, мы должны принять Его и как нашего Правителя. Мы не можем иметь уверенность и полное упование на Христа как на нашего Спасителя, пока не признаем Его Царем и не будем послушны всем Его заповедям. Таким образом мы свидетельствуем о нашей верности Богу. Мы имеем искреннюю веру, ибо она есть вера действенная. Эта вера действует любовью» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 16).

Могут ли окружающие, глядя на вашу жизнь, увидеть в ней проявления любви к Богу за то, что Он сделал для вас на кресте?

«Спустя целые столетия после того, как исцеленный и обращенный Нееман возвратился к себе домой в Сирию, Спаситель его чудесную веру привел в пример всем тем, кто заявляет, что служит Богу. „Много также было прокаженных в Израиле, — сказал Спаситель, — при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина” (Лк. 4:27). Бог прошел мимо многих прокаженных в Израиле, ибо неверие затворило для них дверь благодати. Языческий военачальник, который был верен своим убеждениям, нуждаясь в помощи, оказался в очах Божьих более достойным благословений, чем другие страдальцы в Израиле, которые отвергли данные им Богом преимущества. Господь старается для тех, кто ценит Его благодать и воспринимает льющийся с небес свет» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 252).

Вопросы для обсуждения:

Многие годы ведутся ожесточенные споры о том, что произошло после исцеления Неемана. В 4 Цар. 5:17–19 Нееман делает сильнейшее исповедание веры: «И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа»(ст. 17). Однако тут же он заявляет: «Только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона да простит Господь раба твоего в случае сем» (ст. 18). Что на это ответил ему Елисей и почему? В какой мере христиане-миссионеры должны проявлять терпимость к новообращенным, которые приходят из других религий и культур?

Как быстро должно происходить введение в христианскую культуру новообращенных? «Вдова сарептская и Нееман Сириянин жили, ведомые светом, озарявшим их, и поэтому они были признаны более праведными, чем избранный народ Божий, который отступил от Господа и пожертвовал своими принципами ради выгоды и земных почестей» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 416).

Исцеление и спасение были дарованы Нееману по вере, явленной в делах. Обсудите подробнее соотношение веры и дел. Почему необходимо понимать важность и роль каждого из этих элементов в нашем спасении?

P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *