Урок 4. 18–24 июля. Сага об Ионе

Урок 4. 18–24 июля. Сага об Ионе

Библейские тексты для исследования:

Иона 1–4; 4 Цар. 14:25; Ис. 56:7; Ис. 44:8; Мф. 12:40; Откр. 14:6–12.

Памятный стих:

«Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34, 35).

Сага об Ионе — это рассказ о еврейском пророке, трудившемся далеко за пределами своей зоны комфорта. Живший во время правления Иеровоама II около 750 г. до н. э. (4 Цар. 14:25), Иона является единственным известным нам пророком Ветхого Завета, который был непосредственно призван стать миссионером в другой стране. Истина о том, что Сотворивший все расы не планировал ограничить спасение только Его избранным народом, непрестанно повторяется в Ветхом Завете, особенно в книге пророка Исаии и Псалмах, несмотря на то, что популярная теология израильтян во времена Ионы не признавала, что, согласно Божьему плану, язычники также должны были наследовать спасение. Даже во времена Нового Завета верующим иудеям тяжело было усвоить этот урок.

В четырех главах книги Ионы мы читаем честный рассказ как о позитивном, так и о негативном опыте Ионы, не горевшего желанием стать пионером миссии в другой стране. Это вполне свойственная людям реакция на призыв Божий, а также громкое заявление о нужде в зарубежных миссионерах. В этой книге есть также несколько советов для зарубежных миссионеров и для тех, кто свидетельствует представителям других культур.

Кроме книги Ионы пророк упоминается еще в одном ветхозаветном тексте — в 4 Цар. 14:25. Здесь он отмечен как пророк, предсказавший возвращение Израилем территории, захваченной Сирией.

Иона родился в Гафгефере (что на еврейском означает «точило для вина у водопоя»), городе Завулоновом в северном Израиле, расположенном всего в нескольких милях от Назарета. Это означает, что как Иисус, так и Иона были пророками из Галилеи, их разделяло около 750 лет.

Прочитайте Иона 1:1–3, 9, 12; 3:3–10; 2:1–9. Какое представление о пророке дают нам эти тексты?

Иона представлен в своей книге в странном сочетании силы и слабости: непослушный и упрямый, но готовый учиться и слушаться. Он был верным Богу, мужественным и верящим в силу молитвы, но также был ограниченным, эгоистичным и мстительным. Хотя в 4 Цар. 14:25 он назван слугой Божьим, в книге, носящей его имя, он производит отчасти печальное и трагическое впечатление. В этом и заключается целостность и надежность Библии — она прямо и беспристрастно говорит о людях. По-человечески писатель, естественно, старался бы затушевать и скрыть самые неприглядные стороны библейских героев. Но по Божественному вдохновению авторы Библии представляют доблесть наряду с огрехами в жизни людей, чтобы проиллюстрировать истину: какими бы слабыми и неприятными ни были эти герои, Бог может действовать через них, если они того желают.

Каких еще библейских героев использовал Бог, несмотря на недостатки их личности? Какую надежду мы можем почерпнуть для себя на основании того факта, что Бог использует испорченных и далеко небезупречных людей в Своей работе, чтобы они проповедовали другим?

«Иди в Ниневию!» — повелел Бог Ионе. В Ветхом Завете народы обычно призывали «прийти на Сион». Первоначальный план Божий для Израиля заключался в том, чтобы они жили согласно своей религии, делая свою нацию настолько привлекательной, что другие народы пришли бы к ним за советом и водительством (Ис. 56:7).

Иона как предшественник учеников Христа в Новом Завете (Мф. 28:18–20) получил повеление идти в Ниневию, которая казалась ему отвратительным центром идолопоклонства, жестокости и тоталитаризма. Иона приготовил все до мелочей, чтобы направиться на запад по морю, хотя Бог направлял его на восток по суше. Иона, упрямый пророк, бежал в противоположном направлении.

Прочитайте Иона 1:3–17. Какие уроки мы можем извлечь из этого удивительного повествования?

На побег Ионы Бог ответил сильной бурей. Ветры повинуются своему Создателю, в отличие от пророка (Мк. 4:41). Иона спит во время бури, а команда корабля, состоящая из язычников, молится (Иона 1:14). Иона честно признался, что причиной этого бедствия был он, и засвидетельствовал об истинном Боге и Творце. Обратите внимание на его ответ: «Я еврей», что относится как к его религии, так и к национальности. Встревоженные свирепостью бури, языческие моряки пытались спасти себя и пассажиров и проявили сострадание к Ионе своим нежеланием повиноваться его указанию бросить его за борт. (Упрямый пророк был готов пожертвовать собой, чтобы спасти других). Когда они наконец согласились, буря утихла, и море успокоилось (ст. 15). Изумленные моряки стали первыми, кто благодаря Ионе обратился к его Богу, Который действовал через Своего пророка даже тогда, когда тот убегал от Божьего призыва.

Спасение Ионы было таким же чудом, как и спасение корабля. Бог приготовил «большую рыбу». В оригинале это еврейское слово не указывает точно, какая именно рыба спасла Иону, проглотив его. Иона во чреве кита — это, несомненно, самая известная часть этой истории, но она не должна затмить более глубокую мысль этой книги о том, что Бог любит, заботится и желает спасения всех людей.

В конце концов, есть только один Бог, Творец неба и земли (см. Ис. 44:8, 45:5, 6). Все остальное, чему люди поклоняются, — это идолопоклонство и заблуждение. Любой другой «бог», которому люди молятся, — выдумка и обман. Почему нам важно осознать и усвоить эту истину, особенно в контексте нашей миссии?

Трехдневное пребывание во чреве кита стало прообразом смерти и воскресения Христа (Иона 1:17–2:10; Мф. 12:40). Бог подготовил и направил этого кита. Хотя существуют рассказы о людях, которые выжили в море, будучи проглочены китом, мы должны помнить, что Бог послал именно этого кита, а также чудесную силу, которая поддерживала жизнь Его слуги, пока он находился внутри рыбы. То есть это в конечном итоге было чудо, которое произошло только благодаря сверхъестественному вмешательству Господа. В Библии Он раскрывается как личный Бог, на самом деле чудесным образом вмешивающийся в жизнь людей.

Есть данные, что выражение «три дня и три ночи» — это древнееврейская фигура речи, обозначающая период времени, который требовался для воображаемого путешествия в «шеол» (еврейское название места обитания умерших). Учитывая, что произошло с Ионой, он уже фактически был не жилец на этом свете.

Во чреве кита Иона начал молиться. Ранее капитан корабля призывал его: «Воззови к Богу твоему» (Иона 1:6), но безуспешно. Теперь, в безвыходном положении, Иона начинает молиться, и, скорее всего, искренно. Только безысходная ситуация в конце концов заставила его сделать то, что он должен был делать все время. Краткое изложение молитвы Ионы сохранилось в виде благодарственного псалма. Такие псалмы обычно включают пять частей: (1) введение; (2) описание бедствия; (3) вопль к Богу о помощи; (4) сообщение о действиях Бога; (5) обещание исполнить все данные обеты и свидетельствовать о том, как Бог спас. То есть, Господи, если Ты спасешь меня из этой ситуации, я обещаю делать то-то и то-то. Кто из нас не молился такой молитвой? Но вот вопрос: сделали ли вы то, что обещали?

Прочитайте Мф. 12:40. Как Иисус применяет к Себе историю Ионы? См. также Ин. 2:19–22.

Эта глава оканчивается словами: «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Иона 2:10). Это повеление Божье сделало то, что не смогли сделать благонамеренные матросы для Ионы. Как Христос повелел Своим ученикам после Своего воскресения идти по всему миру, так и Иона после своего подводного приключения пошел к язычникам и стал самым успешным миссионером Ветхого Завета. Спасение Ионы свидетельствовало о спасающей благодати Божьей. То, что он появился на побережье весь в тине, свидетельствовало о намерении Бога спасти даже грешных ассирийцев от смерти.

Прочитайте Иона 3. Какая важная весть содержится здесь относительно проповеди и евангелизма?

«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Иона 3:1, 2). В этом тексте есть два важных глагола. Во-первых, уже второй раз Бог говорит: «Иди!» Бог не сдается. Он дает ошибающимся людям второй шанс. Здесь мы снова встречаем новозаветную концепцию миссии — идти к народам вместо того, чтобы ожидать, что народы придут к нам.

Другой важный глагол — это «проповедуй». Проповедь была важна на протяжении всей библейской истории. И до сих пор это самый эффективный способ распространения евангельской вести. Бог, обращаясь к Ионе, сделал особое ударение на том, что он должен проповедовать: «Что Я повелел тебе». То есть мы должны проповедовать не свою собственную весть, а весть Божью, причем не подправленную, измененную или приукрашенную.

Божья весть — это обычно угроза и обетование, суд и Евангелие. Он жестко заявил: «Еще сорок — дней и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3:4). Это суд. Тем не менее было также и обетование надежды, избавления, спасения (по-видимому, было, поскольку люди вняли этой вести и были спасены).

Даже в самом сердце трехангельской вести (Откр. 14:6–12) находится «вечное Евангелие», этот отрывок также предупреждает о суде. Евангелие и суд идут рука об руку: Евангелие предлагает нам Божий путь, чтобы избежать осуждения, которое по справедливости вынес бы суд для всех нас.

Проповедь Евангелия никогда не будет эффективной, если отсутствуют эти элементы. Опасно прибегать к «политкорректности», которая ведет к смягчению этих жестких элементов и сглаживанию различий между религиями или даже между различными христианскими традициями. Хотя в своей миссии мы должны адаптировать свое изложение для людей, которым пытаемся проповедовать (контекстуализация), мы никогда не должны делать это в ущерб вести, которую Бог поручил нам провозглашать.

Что происходит в отрывке Иона 3:5–10? Ниневитяне поверили, поступили согласно своим убеждениям, проявили веру и были спасены.

Бог дал нам чудесные обетования, а также суровые предостережения. Чему должна научить нас эта история относительно условности этих обетований и предостережений?

Иона 4:1–11 подтверждает, что наибольшим препятствием для Бога при вовлечении Своего пророка в миссию было не расстояние, ветер, моряки, кит или ниневитяне. Это был сам пророк. Вера ниневитян противопоставляется неверию и мстительности Ионы. Иона — единственный человек в Библии, который обвиняет Бога в том, что Он благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, сожалеющий о бедствии. Казалось бы, большинство людей рады, что Бог обладает такими качествами.

«Когда Иона узнал о цели Бога пощадить город, который, несмотря на свое нечестие, раскаялся в прахе и пепле, ему следовало бы в первую очередь возрадоваться дивной Божьей благодати; но вместо этого он позволил своему разуму размышлять о том, что его могут посчитать лжепророком. Ревнуя о своей репутации, он потерял из виду несравненно большую ценность душ в этом презренном городе. Сострадание, проявленное Богом к раскаявшимся ниневитянам, „сильно огорчило” Иону, и он „был раздражен”» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 271).

Прочитайте Иона 4:10, 11. Чему эти тексты учат нас относительно характера Бога по сравнению с греховной человеческой натурой? Почему нам следует радоваться, что Бог, а не такие же люди, как мы, будет в конце концов судить нас?  

Иона дважды проявляет свой гнев в 4-й главе. Он был зол, потому что Бог передумал и спас более ста двадцати тысяч жителей Ниневии. Он также разозлился из-за того, что растение засохло. Иона был эгоистом, и ему необходимо было правильно расставить свои приоритеты.

Бог учил Иону осознавать, что все люди — братья, на основании того, что Бог является Отцом. Пророку следовало признать, что он такой же человек, как и эти «чужестранцы», хотя и сбившиеся с пути. Разве сто двадцать тысяч человек не важнее растения?

Снова прочитайте упрек Бога в адрес Ионы. В отношении чего Бог мог бы сказать нечто подобное нам? То есть как часто мы оказываемся более озабочены своими личными проблемами (многие из которых могут порой быть пустяками), чем погибающими душами, ради спасения которых Иисус пролил Свою кровь?

«Книга пророка Ионы важна для понимания библейского основания миссии, ведь она рассказывает о наказе Бога Своему народу относительно языческих народов и таким образом служит подготовительным шагом к миссионерскому поручению Нового Завета. Но также важно увидеть, какое сопротивление встречает это поручение со стороны именно тех слуг Яхве, которых Он избрал для осуществления Его работы по всему миру» (Дж. Веркуйл. Современная миссиология, с. 96).

Вопросы для обсуждения:

«В истории Ниневии содержится урок, который вам надо внимательно изучить… Вы должны знать свой долг по отношению к своим ближним, невежественным и оскверненным, нуждающимся в вашей помощи» (Эллен Уайт. Работа на юге, с. 80). Каков наш долг по отношению к этим людям?

Ассирия была одной из сверхдержав и господствовала на древнем Ближнем Востоке приблизительно с 885 по 625 г. до н. э. Израиль и Иуда неоднократно страдали под ее жестоким гнетом. Израильский царь Ииуй вынужден был платить дань господствовавшему в то время ассирийскому правителю Салманасару III. Израиль окончательно сдался ассирийским войскам около 722 г. до н. э. Неудивительно, что Иона так не хотел идти в Ниневию, один из четырех главных городов Ассирии и центр поклонения Иштар, богине любви и войны. Бог призвал его посетить духовный центр вражеской территории, чтобы призвать воинственных ассирийцев к покаянию. Какие уроки здесь содержатся для нас относительно нашей миссии?

Как может Церковь Остатка избежать ошибочного мнения, что все советы и благословения Господа в таких сферах, как суббота, здоровье и образование, даны нам для собственной пользы, а не для пользы всех народов? Прочитайте Откр. 3:17, 18.

Как трехангельская весть из Откр. 14:6–12 отражает весть Ионы к ниневитянам?

Некоторые люди автоматически отвергают историю Ионы, особенно ту часть, где рассказывается о большой рыбе. Какие исходные предпосылки заставляют их сразу отвергать эту историю? Какие исходные предпосылки требуются, чтобы поверить в нее?

P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *