(Быт. гл. 14; «Патриархи и пророки» 12 глава).
Четыре царя овладевают Ханааном
(Быт. 14:1—4).
1. Напишите имена четырех царей, которые завоевали Ханаан. Укажите места, откуда каждый из них пришел.
2. Напишите имена пяти царей и названия городов равнины, которыми каждый из них руководил. (Прим. 1).
3. Где они сразились в большой битве?
4. Сколько времени города равнины были в порабощении у Кедорлаомера? (Прим. 2).
Второе нашествие того же поработителя на Ханаан
(Быт. 14:5—12).
5. Когда Кедорлаомер и его союзники вторично вторглись в Ханаан?
6. Какие племена покорил он на восточной стороне реки Иордана?
7. Где сразился он с народами городов равнины? Каковы были последствия?
8. Что Кедорлаомер захватил с собою? (Прим. 3).
Авраам преследует Кедорлаомера
(Быт. 14:13-17).
9. Кто принес Аврааму известие о нашествии? Кто был союзником Авраама?
10. Где Авраам и его союзники настигли Кедорлаомера?
11. Кто встретил Авраама в долине Шаве?
Мелхиседек благословляет Авраама
(Быт. 14:18-20).
12. Кто был Мелхиседек? Что вынес он Аврааму? (Прим. 4).
13. Какими словами он благословил Авраама?
14. Что дал Авраам Мелхиседеку?
Авраам отказывается от своей части добычи
(Быт. 14:21—24).
16. Почему Авраам отказался от своей части добычи? (Прим. 5).
Работа над географической картой
Сделайте карту № 4 «Палестина во дни Авраама» Отметьте на ней расположение Елама, Еллисара и Сенаара, реку Иоредан, Аштероф — Карнаим, Хацацон — Фамар, Дан, Дамаск и Хаврон. Также отметьте место обитания следующих народов и племен: рефаимов, зузимов, эмимов, хорреев, амали- китян, аморреев.
Проследите путешествие Кедорлаомера из Елама до Ханаана, от Ханаана до Дана и преследование Авраама и его союзников. (Прим. 6).
Вопросы для размышления:
1. На какой стороне Иордана Кедорлаомер вторгся в Ханаан?
2. Прообразом кого был Мелхиседек? (Евр. 5:5, 6; 7:1 — 10).
3. Почему Авраам отдал десятину Мелхиседеку?
4. Как Кедорлаомер узнал, что города равнины восстали?
5. Почему Авраам — раб Бога Небесного пользовался помощью трех языческих руководителей?
Примечания:
1. На равнине были расположены следующие города: Содом, Гоморра, Адма, Севоим, Сигор. Последний был также назван Белой. Имя царя Сигора не дано. Никто не знает точно,
где именно находились эти города. Некоторые предполагают, что они были там, где сейчас находится Мертвое море, и что они были разрушены огнем, который выжег глубокую
пропасть; или же землетрясение разверзло в этом месте землю, и воды Иордана, вместо того чтобы течь дальше в залив Акаба, как было раньше, заполнили это глубокое место и не
могли продолжать свое течение как обычно. Если это мнение неверно, то города равнины, вероятно, располагались в долине Иордана, севернее Мертвого моря.
2. Кедорлаомер был царь Елама. Это земля, которую мы сейчас называем Персией. Он прошел с армией 1950 км от берегов Персидского залива к Мертвому морю. Фидал — один из его союзников — был царем из Гоимского племени, которое обитало на восточном берегу реки Тигра. Сенаад — древний Вавилон. Елласар был городом или провинцией Халдеи. Города равнины были очень богатыми. Кедорлаомер домогался этих богатств и поэтому предпринял такой дальний марш, чтобы победить их. Потом он вернулся на свою родину Елам. Каждый год побежденные города должны были платить ему дань в виде налога. Это называлось подарком, но не было делом добровольным. Вот уже тринадцатый год посланники не появлялись в Еламе с податью от городов Ханаана. Кедорлаомер понял, что они восстали, и ему опять надо идти воевать с ними.
3. Когда побежденная нация восставала и переставала платить подати, завоеватели брали все имущество, а людей продавали в рабство. Таковой была бы и судьба народов равнины, если бы Авраам не освободил их. Этот опыт служил так¬же предостережением о полном истреблении, которое постигнет их, если они не покаются в своих грехах.
Вся страна Ханаан была обещана Аврааму и его семье, но она не была отдана ему Богом до тех пор, пока хананеи сами не наполнили чашу своего беззакония. Жителями городов равнины были аморреи — самые злые из всех хананеян. Авраам был верным миссионером среди этого народа. Он спас их от врагов своим мечом и пытался спасти их от последствий греха, свидетельствуя об истинном Боге. Но они вернулись в свои дома, чтобы опять с еще большей силой предаваться нечестию, и Лот тоже пошел вместе с ними.
4. Мелхиседек был священник и царь Салима — города, который потом стал называться Иерусалимом. Ап. Павел в своем Послании к Евреям в 7-й главе говорит о священстве
Мелхиседека. Мелхиседек, конечно, имел отца и мать, но он был единственным в своем роде священником. До него его отец не был священником, и после него его сын не стал
священником. Все священники Божьи были прообразом Христа как священника, но Мелхиседек был более совершенным прообразом священства Христа: и потому, что был единственным в своем роде, и потому, что был также царем. Христос есть Священник и Царь. Авраам сам по себе был патриархом — священником своей семьи, но он отдавал Мелхиседеку десятину, потому что признавал Мелхиседека как священника высшего звания, который особым образом изображал Христа.
5. Согласно правилам войны того времени народ и добыча принадлежали Аврааму. Но он ничего не взял себе. Однако он отдал десятину Мелхиседеку, потому что эта десятая часть
принадлежала Богу, а не ему и не царю Содома.
6. Кедорлаомер, еламитский царь, который жил за 12 веков до нашей эры, распростер свои владения над Вавилоном и прилегающими местностями. Он прошел с армией расстояние 1950 км от берегов Персидского залива до Мертвого моря и держал в подчинении Палестину и Сирию 12 лет. Таким образом он одержал победы, равных которым не было в истории
до времен Навуходоносора. В течение XV или XVI столетий он был одним из выдающихся личностей мировой истории, будучи предвестником, или прототипом, тех великих восточных
завоевателей, которые время от времени воздвигали в Азии огромные империи из разнородных племен. В то время, когда цари Египта вообще не отваживались выходить за свои границы, разве только за исключением вторжения в Эфиопию; когда в Азии ни один верховный правитель не имел владений более, чем над некоторыми племенами с несколькими сотнями квадратных километров территории—у него возникла великолепная идея соединить разные народы в одну нацию, населяющую обширное пространство, лежащее между горами и Средиземным морем. Властелин Елама и Халдеи (или Вавилонии), он не был доволен этим обширным пространством. Он домогался более широких владений, продвигаясь смело в завоевании Евфратской долины и через Сирию—Палестины. Здесь он управлял в течение 12 лет владениями, простирающимися на 1600 км с востока на запад и почти на 800 км с севера на юг. Правда, он не мог долго удерживать эту обширную территорию, но попытка и временный успех остались, вероятно, надолго в памяти народов всей западной Азии и служили стимулом для последующих монархов-завоевателей.