Урок 13. 20–26 июня. Распятый и воскресший

Урок 13. 20–26 июня. Распятый и воскресший

Библейские тексты для исследования

Быт. 3:1–6; Лк. 22:39–46; 2 Кор. 13:8; Лк. 22:53; Мф. 12:30; 1 Кор. 15:14.

Памятный текст

«Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:7).

С самого детства Иисус осознавал, что пришел на эту землю, чтобы исполнить волю Отца (Лк. 2:41–50). Он учил, исцелял и служил с непоколебимой решимостью повиноваться Отцу. Теперь, после Тайной вечери, пришло время остаться в одиночестве, чтобы исполнить волю Божью, быть преданным и отвергнутым, быть судимым и распятым и воскреснуть, победив смерть.

Всю Свою жизнь Иисус знал о неизбежности креста. Много раз в Евангелиях в отношении страданий и смерти Иисуса используется слово «должно» (Лк. 17:25; 22:37; 24:7; Мф. 16:21; Мк. 8:31; 9:12; Ин. 3:14). Ему должно идти в Иерусалим. Он должен пострадать. Он должен быть отвержен. Он должен быть вознесен. И так далее. Ничто не удержало бы Сына Божьего от того, чтобы идти на Голгофу. Он отвергал как исходящие от сатаны (Мф. 16:22, 23) любые предложения отказаться от креста. Он был убежден, что Ему «должно идти… пострадать… быть убиту, и… воскреснуть» (текст 21). Для Иисуса путь на крест не был одним из возможных решений, это «надлежало» сделать (Лк. 24:25, 26, 46), это было частью Божественной «тайны, сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его» (Кол. 1:26).

На заре истории Бог создал Адама и Еву и поселил их в прекрасном саду, благословив всем, что им было необходимо для жизни, исполненной радости. Вскоре произошло нечто необычное: появился сатана (Быт. 3). Он обольстил первых людей, а затем вверг молодую планету в великую борьбу между добром и злом, между Богом и сатаной.

Теперь, в определенное Богом время, другой сад (Лк. 22:39–46) стал могучим полем битвы, где разразился очередной виток войны между истиной и ложью, между праведностью и грехом, между Божьим планом спасения человечества и намерением сатаны уничтожить всех людей.

В Эдеме мир погрузился в катастрофу греха; в Гефсимании была одержана окончательная победа мира. Эдем стал свидетелем трагического триумфа эгоизма, отрезавшего человека от Бога; Гефсимания показала, как «я» подчиняет себя Богу, и явила победу над грехом.

Сравните то, что произошло в Эдеме (Быт. 3:1–6), с тем, что произошло в Гефсимании (Лк. 22:39–46). В чем была наибольшая разница между событиями, произошедшими в обоих садах?

В Гефсимании произошли две важные вещи: во-первых, сатана предпринял самую злобную попытку отвратить Иисуса от Божьей миссии и цели; во-вторых, здесь был явлен самый благородный пример доверия силе Божьей для того, чтобы выполнить Его волю и намерение. Гефсимания показывает, что, какой бы жестокой ни была битва и каким бы слабым ни было «я», победа гарантирована тем, кто на опыте познал силу молитвы. Как в известной молитве Иисуса: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Все воинство сатаны было мобилизовано против Иисуса; ученики, которых Он так любил, оцепенели при виде Его страданий. Капли крови падали одна за другой; вот-вот приблизится предатель с поцелуем, а затем набросятся священники и храмовые стражники. Тем не менее Иисус показал нам, что молитва и подчинение Богу даст необходимые силы для души, чтобы можно было вынести любые жизненные тяготы.

В следующий раз, когда вас постигнет серьезное искушение, как вы можете победить его подобно Иисусу в Гефсиманском саду, не поддавшись ему, как Адам и Ева в Эдемском? Какой решающий фактор производит различие между этими двумя садами и двумя разными исходами встречи с искушением?

«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати» (Лк. 22:3). Конечно же, сатана изо всех сил старался заполучить всех учеников. Что такого было в Иуде, что позволило врагу добиться успеха в случае с ним, в отличие от других?

Лука рассказывает, как Иисус молился в одиночестве всю ночь в горах, прежде чем избрал Своих учеников (Лк. 6:12–16). Сам Иисус считал, что эти двенадцать учеников были Божьим даром Ему (Ин. 17:6–9). Был ли Иуда действительно ответом на молитву? Как понять, что здесь произошло, кроме того, что даже через предательство и отступничество Иуды должно было быть исполнено Божье намерение? (См. 2 Кор. 13:8).

Иуда, обладавший таким большим потенциалом, возможно, мог бы стать кем-то вроде апостола Павла, но вместо этого пошел совершенно в другом направлении. Он мог бы иметь свою Гефсиманию — одержать победу над своим «я» и грехом, но вместо этого он пережил опыт Эдема — опыт грехопадения.

«Он поощрял в себе злой дух жадности до тех пор, пока она не стала основным мотивом его жизни. Любовь к деньгам победила в нем любовь ко Христу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 716).

Когда Иисус накормил 5 000 человек пятью хлебами и двумя рыбами (Лк. 9:10–17), Иуда первым оценил политическую ценность этого чуда, и именно «он предложил силой принудить Христа занять царский престол» (там же, с. 718, 719). Но Иисус осудил эту попытку, и с этого началось разочарование Иуды: «Но лелеемые им надежды не сбылись, и он испытал горькое разочарование» (там же, с. 719). Очевидно, Иуда, как и другие, верил, что Иисус использует Свои чрезвычайные полномочия для установления Божьего Царства в этом мире, и Иуда явно хотел занять место в этом царстве. Как трагично: его желание получить место во временном царстве, которое так никогда и не наступило, заставило его потерять место в вечном Царстве, которое наступит наверняка.

В другой раз, когда преданная последовательница Иисуса решила помазать Его ноги дорогостоящими мастями, Иуда осудил ее поступок как ненужную трату денег (Ин. 12:1–8). Все, что мог видеть Иуда, — это деньги; любовь к деньгам затмила его любовь к Иисусу. Одержимость деньгами и властью привела к тому, что Иуда определил стоимость бесценного Дара небес (Мф. 26:15). С тех пор «вошел… сатана в Иуду» (Лк. 22:3), и Иуда пошел по пути погибели.

Нет ничего плохого в том, чтобы иметь положение в обществе, власть или деньги. Проблема возникает, когда эти вещи (или что-нибудь другое) затмевают нашу верность Богу. Почему всегда важно анализировать себя, чтобы не поддаться самообману, как случилось с Иудой?

Помимо всего прочего крест разделяет историю на две части: он разделяет веру и неверие, предательство и принятие, а также вечную жизнь и смерть. Не существует нейтральной позиции в отношении людей к кресту — мы либо на одной стороне, либо на другой.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Это сильные слова, которые могут заставить нас ощутить дискомфорт, но это факт, с которым сталкиваются все, кто вовлечен в великую борьбу между Христом и сатаной. Мы — либо с Иисусом, либо — с сатаной.

Да, именно так резко.

Как следующие люди относились к Иисусу и какие уроки мы можем извлечь из их примеров, которые могут помочь нам в наших взаимоотношениях с Богом и в нашем отношении к кресту?

Синедрион (Лк. 22:53). Какие ошибки совершили эти люди, почему они их совершили и как мы можем защитить себя от подобных ошибок относительно того, каким они видели Иисуса?

Пилат (Лк. 23:1–7,13–25). Что заставило Пилата сказать: «Я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19:4) и в то же время приговорить Его к распятию? Чему мы можем научиться из его ошибки?           

Ирод (Лк. 23:6–12). В чем заключалась его большая ошибка и чему мы можем научиться из нее?

Два разбойника (Лк. 23:39–43). Два грешника смотрели на один и тот же крест и реагировали на него по-разному. Как эта сцена иллюстрирует важную истину о спасении — мы в великой борьбе либо на одной стороне, либо на другой?

Ранним воскресным утром женщины пошли ко гробу с единственной целью — завершить ритуал погребения. Несмотря на время, которое они провели с Иисусом, они на самом деле не понимали, что должно было произойти. Они, конечно же, не ожидали увидеть пустую гробницу или небесных посланников, которые сказали им: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24:6).

В первых нескольких главах одной лишь книги «Деяния святых Апостолов» по крайней мере восемь раз упоминается воскресение Иисуса Христа. Деян. 1:22; 2:14–36; 3:14, 15; 4:1, 2, 10, 12, 33; 5:30–32. Почему воскресение Иисуса было главной темой чуть ли не каждой проповеди апостолов и сутью веры в ранней Церкви? Почему оно до сих пор так важно для нас, современных христиан?

Женщины были непосредственными очевидцами воскресения Иисуса. Они поспешили поделиться этим хорошим известием с другими, но им никто не верил (Лк. 24:11). Вместо этого апостолы отклонили величайший рассказ истории искупления как «пустые слова» измученных и скорбящих женщин (тексты 10, 11).

Как скоро им предстояло убедиться, насколько они ошибались!

Воскресение Христа является основополагающим актом для искупительной деятельности Бога и полноты христианской веры и жизни. Апостол Павел очень ясно говорит об этом: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Она тщетна, или пуста, потому что только в воскресении Христа мы можем найти принадлежащую нам надежду. Без этой надежды наша жизнь здесь заканчивается, и заканчивается навеки. Жизнь Христа не закончилась в могиле, и в этом величайшее обетование, что и наша жизнь не закончится здесь.

«Если Христос не воскрес из мертвых, долгий курс искупительных деяний Божьих для спасения Его народа заходит в тупик, в могилу. Если воскресение Христа не является реальностью, то у нас нет никакой уверенности в том, что Бог — это живой Бог, ибо последнее слово — за смертью. Вера бесполезна, так как объект этой веры не оправдал себя как Господин жизни. Христианская вера, в таком случае, заключена в гробницу вместе с окончательным и высшим самораскрытием Бога во Христе, если Христос действительно умер» (Джордж Элдон Лэдд. Богословие Нового Завета [George Eldon Ladd, A Theology of the New Testament], с. 318).

Прочитайте Лк. 24:13–49, где повествуется о событиях, происходящих сразу после воскресения Христа. На что указывает Иисус во время Своих встреч с разными людьми, чтобы помочь им понять, что произошло с Ним, и почему это так важно сегодня для нас и для нашего свидетельства миру?

Воскресение Иисуса должно было стать достаточным доказательством того, что Иисус — Мессия. Иисуса, пострадавшего от избиений и разного рода жестокостей, распяли, потом еще и пронзили, после чего завернули в пелены и положили в могилу. Даже если бы Он, как говорят некоторые, выжил после распятия и погребения, окровавленный, избитый и ослабленный Иисус, Который, шатаясь, вышел из гроба, никак не был бы похож на победоносного Мессию.

Однако вот Он — Иисус, живой и достаточно сильный, чтобы пройти по крайней мере несколько километров с двумя мужчинами по дороге в Эммаус. И даже тогда, прежде чем раскрывать, кто Он, Иисус направил их мысли на Писание, давая им твердое библейское основание для веры в Него.

Потом, явившись ученикам, Иисус показал им Себя и ел с ними. Но Иисус сделал и нечто большее: Он указал им на Слово Божье: «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24:46–48).

Здесь также Иисус не только указал на Священное Писание (помимо того доказательства, что Он на самом деле жив и находится среди них), но использовал Писание, чтобы помочь им понять, что именно с Ним произошло. Кроме того, Он напрямую связал Свое воскресение с миссией проповеди Евангелия всем народам.

Таким образом, даже имея столь убедительные доказательства, подтверждающие, Кем был Иисус, Он всегда направлял Своих последователей к Слову Божьему. Ведь если бы у нас сегодня не было Слова Божьего, как бы мы узнали о своем призвании и миссии проповедовать Евангелие миру? Как бы мы вообще узнали о Благой вести? Библия так же важна для нас сегодня, как была важна для Иисуса и Его учеников.

Сколько времени вы проводите в исследовании Библии? Как она влияет на ваш образ жизни, решения и отношение к другим людям?

«Святые и ангелы будут познавать значение и смысл смерти Христа. Грешный человек не мог бы жить в Божьем раю, если бы не Агнец, закланный от создания мира. Разве не должны мы возвеличивать крест Христов? Ангелы приписывают честь и славу Христу, потому что даже они не находятся в безопасности, если не взирают на страдания Сына Божьего. Только благодаря эффективности креста ангелы небесные охраняемы от отступничества. Без креста они будут защищены от зла не более чем ангелы до падения сатаны. Совершенство ангелов нарушилось на небесах. Совершенство людей разрушилось в Едеме, блаженном рае. Все, кто желает жить в безопасности на земле или на небесах, должны взирать на Агнца Божьего» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1132).

Вопросы для обсуждения:

Как христиане мы должны жить по вере; то есть мы должны верить в то, чего не можем полностью доказать и чему не имеем свидетельств непосредственных очевидцев. Конечно же, подобное встречается в разных сферах жизни, к примеру, в науке. Один автор пишет: «Фактически у нас есть прямые доказательства только удивительно небольшого количества убеждений, которые мы имеем» (Ричард де Уитт [Richard DeWitt, Worldviews: An Introduction to the History and Philosophy of Science,second edition, Chichester, West Sussex, U.K.: John Wiley and Sons, Ltd., 2010], с. 15). Тем не менее у нас есть много очень веских оснований для нашей веры, для тех убеждений, которые мы имеем. Например, посмотрите, что сказал Иисус, давая Своим ученикам великое поручение: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Подумайте о том времени, когда Иисус говорил эти слова. Насколько многочисленными были Его последователи в то время? Сколько людей поверили в Него или понимали, Кто Он и что собирается совершить? Подумайте также обо всем противостоянии, с которым предстояло столкнуться ранней Церкви на протяжении веков в Римской империи. Учитывая все эти факты, обсудите, насколько поразительным предсказанием были эти слова Иисуса и как это должно помочь нам доверять Слову Божьему.

Поразмышляйте о приведенной выше выдержке Э. Уайт. Как это помогает нам понять, насколько универсальной является проблема греха? Даже ангелы не находятся в безопасности, если не взирают на Иисуса. Что это значит?

P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *