Библейские тексты для исследования
Лк. 1:2, 3; 2Тим. 3:16 ; Лк. 1:5–22; Втор. 18:15; Лк. 2:9–12, 25–32.
Памятный текст
«Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).
Евангелие от Луки было написано в первую очередь для язычников. Сам Лука был язычником (это подразумевает контекст Кол. 4:10–14), как и Феофил, которому адресовано Евангелие.
Помимо того, что Лука был врачом, он еще был и педантичным историком. В начале Евангелия Лука помещает Иисуса в реальную историю; то есть он ставит свой рассказ в исторический контекст своего времени: Ирод был царем Иудеи (Лк. 1:5), Август царствовал над Римской империей (Лк. 2:1), а священник по имени Захария служил в Иерусалимском храме (Лк. 1:5, 9). В третьей главе Лука упоминает шесть известных ему дат, связанных со служением Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса.
Таким образом, Лука помещает рассказ о жизни Иисуса в историю, называя конкретные имена и даты, для того чтобы у читателя не было ни малейшего основания думать о том, что это повествование вымышлено. Читатели должны благоговеть и удивляться, понимая, что Иисус реален и что Бог вторгся в историю людей посредством Спасителя, «Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).
Деян. 1:1 говорит, что, перед тем как была написана книга «Деяния святых Апостолов», ее автор написал «первую книгу». Это, а также тот факт, что оба повествования были адресованы Феофилу, помогает нам прийти к выводу, что обе книги написал один автор. Оба повествования можно рассматривать как первую и вторую части труда «Происхождение и история христианской церкви». Часть 1 (Евангелие от Луки) — это рассказ о жизни и служении Иисуса, а часть 2 (Деяния святых Апостолов) — это история распространения вести Иисуса и развития ранней Церкви.
Как было написано Евангелие? Прочитайте Лк. 1:2, 3 и 2 Тим. 3:16.
Лука знал многих людей, которые писали о событиях, потрясших город Иерусалим и его окрестности, — событиях, связанных с Иисусом Христом. Источниками информации для его литературных произведений были «очевидцы и служители Слова» (Лк. 1:2) — четкая ссылка на учеников и других современников Иисуса. Сам Лука знал этих свидетелей и служителей (например, Павла и других апостолов) и, возможно, читал Евангелия, написанные Марком и Матфеем. Лука, по всей видимости, не был очевидцем жизни Иисуса, но он был заслуживающим доверия и истинным последователем Христа.
Матфей писал еврейской аудитории, представляя Иисуса как великого Учителя, как исполнение пророчества и как Царя Иудейского. Он часто ссылается на ветхозаветные пророчества, исполнившиеся во Христе. Марк писал для римской аудитории, он рассказывает об Иисусе как о Человеке действия. Лука, врач и язычник, писал для греков и язычников. Рассказывая об Иисусе, он представляет читателям Спасителя мира. Лука упоминает о двух целях своего труда: «по порядку описать» (Лк. 1:3) и представить читателю «твердое основание» (Лк. 1:4) великого учения новой эпохи, истины, явленной в Иисусе.
Лука, богодухновенный автор Писания, использовал другие материалы в своей работе. Это интересный факт. Очевидно, что использование других источников никак не сказывается на богодухновенности и авторитетности его труда. Какие уроки мы можем извлечь из этого факта?
После пророка Малахии в течение почти четырех сотен лет история Израиля характеризовалась молчанием Бога. Сообщения о рождении Иоанна Крестителя и Иисуса показали, что Божественное молчание вот-вот будет нарушено.
Истории рождения Иоанна и Иисуса имеют схожие черты. Оба рождения являются чудесными: в случае Иоанна Елизавета давно уже вышла из детородного возраста; в случае с Иисусом забеременеть должна была девственница. Оба обетования о рождении объявил ангел Гавриил. Оба сообщения были встречены удивлением, радостью и повиновением воле Бога. Оба младенца должны были вырасти и стать сильными в Духе (Лк. 1:80; 2:40).
Но миссия и служение двух чудесных младенцев были особенными и отличались друг от друга. Иоанн должен был подготовить путь Иисусу (Лк. 1:13–17). Иисус был «Сыном Божиим» (текст 35) и исполнением мессианских пророчеств (тексты 31–33).
Прочитайте Лк. 1:5–22. Хотя о Захарии сказано, что он поступал по заповедям Господним беспорочно, его неверие в обетование ангела вызвало упрек. Как это помогает нам понять, что для верующего в Иисуса означает понятие «беспорочно»?
«Рождение сына Захарии, так же как рождение сына Авраама и Сына Марии, должно было открыть великую духовную истину — истину, которую мы медленно усваиваем и быстро забываем: сами по себе мы ничего не можем делать доброго, но то, что неподвластно нам, будет сотворено силой Господней в каждой смиренной и искренно верующей душе. Именно по вере было дано дитя обетования. Только посредством веры зарождается духовная жизнь, и мы становимся способными совершать праведные поступки» (Э. Уайт. Желание веков, с. 98).
Чудо рождения Иоанна преследовало важную цель в отношениях Бога с Его народом. После четырехсотлетнего отсутствия пророков в истории Израиля появляется Иоанн с конкретной вестью и решительной властью. Миссия и весть Иоанна заключались в следующем: «дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Он должен был стать предтечей Мессии — тем, кто подготовит путь для служения Иисуса.
Рождение Иисуса Христа не было обычным событием. Оно было отмечено в вечном Божьем календаре, и «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены» (Гал. 4: 4). Это стало исполнением первого обетования, которое дал Бог после грехопадения в Эдеме (Быт. 3:15).
Прочитайте следующие пары текстов. Посмотрите, как каждая из них представляет рождение Иисуса — удивительное исполнение пророчества. Как это учит нас верить всем Божьим обетованиям? Втор. 18:15 и Деян. 3:22–24; Ис. 7:14 и Мф. 1:22, 23; Мих. 5:2 и Лк. 2:4–7.
Через шесть месяцев после того, как Гавриил сообщил Захарии о грядущем рождении Иоанна, он объявил Марии из Назарета еще большее чудо: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31).
Непорочное зачатие Иисуса противоречит физиологии, и его невозможно объяснить законами природы или натуралистической философией. Даже у Марии возник вопрос: «Ка`к будет это, когда Я мужа не знаю?» (Текст 34). Ангел заверил ее, что это будет деянием Святого Духа (текст 35), «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (текст 37). Поразительным было немедленное и искреннее подчинение Марии: «Да будет Мне по слову твоему» (текст 38). Любой человеческий вопрос, каким бы естественным или логическим он ни был, должен отступить перед Божественным ответом. Будь то творение или крест, воплощение или воскресение, дар манны или излитие Духа в день Пятидесятницы, Божественная инициатива требует подчинения и принятия со стороны человека.
Когда Мария ответила подчинением и послушанием Божьему владычеству и вечному замыслу, Гавриил сообщил ей еще нечто великое: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (текст 35).
Светская культура принуждает людей верить, что все в мире имеет естественное и научное объяснение. Почему такой взгляд на грандиозность и величие мира можно считать узким и даже поверхностным?
Лука начинает рассказ о вифлеемских яслях с исторической заметки. Иосиф и Мария покинули свой дом в Назарете и отправились в Вифлеем, город своих предков, повинуясь указу о переписи, изданному кесарем Августом, римским императором, когда Квириний был правителем Сирии. Такие исторические подробности показывают исследователю Библии, насколько Лука подчинился водительству Святого Духа, чтобы записать подробности воплощения в контексте исторической ситуации.
Задумайтесь о бедности семьи, в которой родился Иисус. Сравните описание обстоятельств рождения Иисуса — «спеленала», «в ясли», «не было… места в гостинице» (Лк. 2:7) — с тем, как Павел описывает смирение Иисуса в Флп. 2:5–8. Какой путь Иисус прошел ради нас?
Повествование о бедности, в которой произошло воплощение Господа небес, продолжается описанием первых посетителей яслей — пастухов. Не к богатым или сильным мира сего, не к книжникам или священникам, не к правителям и власть имущим, господствующим над землей, пришла «великая радость» (Лк. 2:10), но к скромным и презираемым пастухам. Обратите внимание на величие и простоту сообщения: «Вам родился Спаситель; в городе Давидовом. Он — Христос Господь, Помазанник. Вы найдете его в пеленах» (перевод автора). Самый драгоценный подарок небес пришел в такой «простой упаковке», как это часто бывает. Но этот дар принес «славу Богу», «на земле мир», и «в человеках благоволение» (текст 14).
Сообщение ангела, которое описывает Лука (Лк. 2:9–12), обнаруживает три важнейших вопроса христианского богословия. Во-первых, добрая весть Евангелия предназначена «всем людям». В Иисусе и иудеи, и язычники становятся одним народом Божьим. Во-вторых, Иисус является Спасителем; другого нет. В-третьих, Иисус есть Христос Господь. Эти три темы, так ясно представленные в начале Евангелия от Луки, позже становятся основанием проповеди апостолов, в частности, проповедей Павла.
Подумайте о том, во что мы, христиане, верим: Творец всего созданного (Ин. 1:1 — 3) не только пришел в этот падший мир как человек, но и прожил тяжелую жизнь в Иисусе лишь для того, чтобы взойти на крест. Если мы действительно верим в это, почему нам следует каждую грань нашей жизни подчинить этой удивительной истине? Какие стороны вашей жизни отражают вашу веру в историю Иисуса, а какие — нет?
Хотя Лука писал в первую очередь язычникам, он не забывал о важности иудейского наследия, представленного в Ветхом Завете. Он заботится о том, чтобы связать историю Нового Завета с историей Ветхого Завета и показывает, как Мария и Иосиф приносят младенца Иисуса в Иерусалимский храм для обрезания на восьмой день от рождения, в соответствии с еврейским законом (Лк. 2:22–24).
Прочитайте Лк. 2:25–32. Обратите внимание на три аспекта теологии спасения, которые Симеон ставит на передний план: спасение пришло через Иисуса; спасение приготовлено Богом; спасение предназначено для всех народов — как язычников, так и израильтян. Как эти истины связаны с вестью первого ангела из Откр. 14:6, 7?
Пророчество Симеона также указало на две существенные особенности служения Иисуса.
Во-первых, Христос «лежит… на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2:34). Да, Христос принес свет и спасение всем людям, но получатели этих благ должны заплатить определенную цену. В отношении Христа невозможно сохранять нейтралитет: либо вы Его принимаете, либо отвергаете, и от вашей реакции зависит ваше спасение. Христос требует исключительности: либо мы пребываем в Нем, либо нет. Те, кто пребывает в Нем, воскреснут и будут жить в Его Царстве; те, кто отвергает Его или остается равнодушным к Нему, погибнут без надежды. Вера во Христа не является предметом переговоров.
Во-вторых, Симеон пророчествует Марии, что ей самой «оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Несомненно, это ссылка на крест, свидетелем которого станет Мария. Мария и все поколения, которые следуют за ней, должны помнить, что без креста нет спасения. Крест является центром, вокруг которого вращается весь план спасения.
Спасение — это дар в том смысле, что мы не можем ничего сделать, чтобы заработать его. Тем не менее оно может очень дорого стоить тем, кто принимает его. Чего стоило вам следование за Христом и почему эта цена, какой бы она ни была, все-таки достаточно мала?
«Лука, автор одного из четырех Евангелий, был медиком-миссионером. В Писании он назван „врач возлюбленный” (Кол. 4:14). Апостол Павел слышал о врачебном искусстве Луки и разыскал его, понимая, что Бог доверил ему особую работу. Он привлек его к сотрудничеству, и некоторое время Лука сопровождал Павла в его миссионерских путешествиях. Затем Павел оставил Луку в Филиппах, в Македонии. Здесь Лука несколько лет продолжал трудиться как врач и учитель Евангелия. Он служил больным, а затем молился о том, чтобы исцеляющая сила Бога снизошла на пораженных недугом. Так открывался путь для евангельской вести. Успех Луки в качестве врача открыл ему множество возможностей проповедовать Христа среди язычников. Божественный замысел состоит в том, чтобы и мы действовали подобным же образом» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 140, 141).
Вопросы для обсуждения:
- Если при написании своего Евангелия Лука использовал уже существующие материалы, как мы должны понимать богодухновенность Писания (2 Тим. 3:16)? Как действует Божественное вдохновение? См. главу «Богодухновенность пророческих писателей» в книге Э. Уайт «Избранные вести», т. 1, с. 15–23.
- Непорочное зачатие является Божественным деянием, которое несет на себе след Его тайны, величия и миссии. Оно воистину находится за пределами человеческого понимания. Но в чем все-таки его исключительность? Сколько существует природных явлений, так же находящихся за пределами человеческого понимания? Если Бог может создать и поддерживать вселенную, разве действие вроде непорочного зачатия может представлять для Него сложность? Только те, чье мировоззрение ограничено естественными законами (по крайней мере, теми, которые мы в настоящее время знаем), могут отвергать идею непорочного зачатия. Те же, чье мировоззрение включает сверхъестественное, не должны сомневаться в нем. Посмотрите, что ангел сказал Марии после того, как объявил ей невероятную весть: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).
- Один американский тележурналист заявил, что, если бы у него была возможность взять интервью у Иисуса Христа, он задал бы Ему всего один вопрос: «Действительно ли Ты родился от девы?» Действительно ли этот вопрос так важен?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!