Библейские тексты для исследования:
2 Пар. 33; Авв. 1:2–4; 4 Цар. 22; Флп. 2:3–8; 4 Цар. 23:1–28; 1 Кор. 5:7.
Памятный стих:
«Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (4 Цар. 23:25).
Родители знают, как тяжело, когда дети, особенно если они стали взрослыми и вышли из-под контроля родителей, принимают неверные решения. Конечно, подобное может произойти не только между родителями и детьми. Кто из нас не видел, как кто-то из друзей, родственников или знакомых делал выбор, который мог навредить им? В этом заключается отрицательный аспект свободного выбора. Но свободная воля, особенно свобода нравственного выбора, ничего не значит, если мы не будем обладать свободой поступать неправильно. «Свободный» человек, который свободен выполнять только правильные действия, по-настоящему несвободен.
Вот почему большая часть Писания повествует о Боге, Который предупреждает Свой народ не принимать неверных решений. Основная часть книги пророка Иеремии содержит призывы Бога, уважающего свободный выбор и свободную волю, к Своему избранному народу.
И хотя, к сожалению, большинство историй носит отрицательный характер, все же в уроке на этой неделе мы увидим проблеск надежды; то есть мы рассмотрим жизнь одного из немногих царей, который, используя свободную волю, решил поступать «правильно в очах Господа».
Как бы нам ни хотелось быть объективными, изучая что-либо, мы, являясь людьми, безнадежно субъективны. Мы видим мир не таким, каким он на самом деле является, а воспринимаем его в рамках своего воображения. А поскольку мы падшие и порочные существа, эта порочность будет влиять на наше восприятие и интерпретацию мира вокруг нас. Как еще, например, мы можем объяснить действия иудейского царя, подобного Манассии (около 686–643 гг. до Р. Х.), особенно в ранние годы его страшного отступничества? Сложно представить себе, как он оправдывал те ужасные мерзости, которым позволил процветать в Иудее.
Прочитайте 2 Пар. 33. Что эта история говорит нам о порочности царя Манассии? Но важнее всего, как она повествует о готовности Бога прощать?
Конечно, любой человек, будучи уведен в плен в Вавилон в оковах, мог переосмыслить свою жизнь. Тем не менее Библия говорит ясно: Манассия действительно раскаялся в своих деяниях и, будучи восстановлен на престоле, стремился возместить нанесенный им ущерб. К сожалению, последствия его действий были ужаснее, чем он себе представлял.
«Но это раскаяние, хотя и примечательное само по себе, оказалось слишком запоздалым, чтобы спасти страну от разлагающего многолетнего влияния языческих обычаев. Многие споткнулись и упали, чтобы больше уже никогда не подняться» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 383). И, что более печально, среди тех, на кого оказало тлетворное влияние отступничество Манассии, был его сын Амон, который вступил на престол после смерти отца. «И делал неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; и всем истуканам, которых сделал Манассия, отец его, приносил Амон жертвы и служил им» (2 Пар. 33:22). Но самое страшное, что в отличие от своего отца Амон не раскаялся в своих грехах.
Кто испытывал на себе ужасные последствия даже прощенного греха? Какие обетования в победе над грехом обещает вам Библия? Давайте обратимся к ним прежде, чем грех принесет свои печальные плоды!
Однажды один проповедник сказал: «Будьте внимательны, о чем вы молитесь. Ведь вы можете получить просимое». Израиль жаждал и мечтал иметь царя, подобно окружающим народам. Они получили то, о чем просили, и история Израиля после эпохи судей — это история правления нечестивых царей. Как результат произошло падение всего народа. Тем не менее всегда были исключения, подобные правлению царя Иосии, который взошел на престол в 639 г. до Р. Х. и правил до 608 г. до Р. Х.
В каком контексте новый царь взошел на престол? (См. 2 Пар. 33:25).
Люди сделали свой выбор, и все было выполнено в соответствии с их волей. Молодой царь взошел на престол в период великих потрясений, отступничества и насилия, даже в высших эшелонах власти. Наблюдая за происходящим, многие верующие задавались вопросом: смогут ли когда-нибудь исполниться обетования, данные Израилю? «С человеческой точки зрения, Божественное намерение об избранном народе представлялось почти невыполнимым» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 384).
Беспокойство верных Богу людей выражено в следующих словах пророка Аввакума. Прочитайте Авв. 1:2–4. О чем говорит пророк?
К сожалению, ответ на проблему зла, насилия, нечестия и беззакония придет, но с севера, от вавилонян, которых Бог использует, чтобы произвести суд над Своим своенравным народом. Как мы отметили, могло быть по-другому, однако из-за своего отказа раскаяться они пожали наказание за свои грехи.
Как часто «Божественная цель» кажется недостижимой с человеческой точки зрения. Что это говорит нам о том, что мы должны с верой принимать невидимое и не совсем понимаемое нами?
«Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его — Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (4 Цар. 22:1, 2). Учитывая контекст его вступления на престол, что примечательного в данных стихах?
Библия не дает нам никаких объяснений относительно этого замечательного молодого человека, который, учитывая обстоятельства, мог скорее всего стать таким же порочным и нечестивым, каким был его отец. Однако все произошло по-другому. По каким-то причинам он выбрал другой путь, и это должно было иметь положительное, хотя в конечном счете ограниченное, влияние на народ.
4 Цар. 22 повествует о реформах, которые были произведены в храме. Со времени посвящения храма Соломоном и до реформ Иосии (622 г. до Р. Х.) прошли века бездействия. Цари не заботились о храме. Время наложило свой отпечаток на здание, которое когда-то было очень красивым. Молодой царь увидел, что из-за долгих лет забвения храм уже не подходит для поклонения.
Что сделал Иосия, когда обнаружил, что храм в плачевном состоянии? 4 Цар. 22: 3–7.
Сегодня мы бы сказали, что царь послал своего министра финансов к первосвященнику и попросил его составить план и осуществлять надзор за использованием материалов, необходимых для реконструкции храма, и за ходом работ. От них не потребовали отчета за использование денег, потому что они отнеслись к поручению добросовестно. По каким-то причинам Иосия оказал им доверие, и, насколько показало время, это доверие было оправдано.
Восстановление храма — это хороший поступок, но что действительно важно для истинного возрождения и преобразования? (См. Флп. 2:3–8).
Реконструкция святилища, центра израильского богопоклонения, была важна, но ремонт здания — это не все, что было нужно народу. Самые красивые и сложные здания, хотя и разработаны для того, чтобы помочь поклоняющимся осознать власть и величие Господа, сами по себе не могут возродить благочестие в народе. История знает многих людей, которые сегодня совершали «поклонение» в какой-то красивой церкви, а завтра выходили и совершали злодеяния, которые, возможно, были даже спровоцированы красотой здания.
Что произошло во время реконструкции храма? Какое событие вызвало такую эмоциональную реакцию Иосии? 4 Цар. 22:8–11.
Была найдена часть книги Закона Моисея; какая именно это была часть или это была вся книга, Библия не уточняет. Вероятно, она была найдена где-то в тайнике в стене храма.
Прочитайте 4 Цар. 22:12–20. Какую весть Олдама передала народу? О чем эти слова говорят нам?
Олдама передала ту же весть, что и пророк Иеремия. Те, кто отвернулся от Бога, своими поступками вырыли себе могилу и должны будут пожать последствия своего выбора.
«Через Олдаму Господь повелел сказать Иосии, что Его решение о разрушении Иерусалима не будет отменено. Даже если народ и смирится перед Богом, все равно людям не избежать наказания. Их сознание настолько омрачено беззаконием, что, если отменить наказание, они вновь возвратятся к прежнему греховному образу жизни. „Скажите человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, — все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили Меня и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет” (ст. 15–17)» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 399).
Несмотря на предвестников гибели, Иосия был еще полон решимости сделать то, что было «правильно в глазах Господа». Хотя катастрофу невозможно было предотвратить, «но, сообщая царю о небесных судах, Господь не лишил народа возможности раскаяться и измениться. Иосия уловил в словах Божьих желание смягчить наказание и твердо решил провести решительные преобразования» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 400).
Прочитайте 4 Цар. 23:1–28. В чем заключалась суть реформ, которые верный царь пожелал провести в своей нечестивой стране? Что данные действия говорят нам о плачевном состоянии избранного народа?
Иосия собрал весь народ в Иерусалим для того, чтобы возобновить завет с Богом. Недавно найденная Книга Закона была прочитана, а затем был дан обет следовать за Господом.
Царь не выполнял данную работу самостоятельно, но попросил духовных руководителей сделать все необходимое. Например, в течение веков в храме были собраны различные объекты — статуи и символы, которые популяризировали чуждое поклонение в Израиле. Иногда они были частью условий мирных договоренностей, наложенных на иудейский народ; иногда цари ставили их как знак перемирия или капитуляции. Каковы бы ни были причины, эти изображения не должны были находиться там, поэтому Иосия повелел вынести их и уничтожить.
Празднование Пасхи в ходе реформ Иосии проходило не только в домашнем кругу, как было принято прежде, но при участии всего народа. Его символическое послание людям заключалось в том, чтобы они оставили свою прошлую жизнь и начали жить новой жизнью, обещая служить истинному Богу, Который вывел их из Египта, даровал им землю, как и обещал, и ежедневно пребывает с ними в повседневной жизни.
Что символизм Пасхи означает для нас, адвентистов седьмого дня, сегодня? (См. 1 Кор. 5:7).
В данном уроке мы увидели, насколько глубокой была бездна порочности и греха, в которую упал Израиль, что потребовались такие кардинальные реформы, предпринятые царем Иосией. Как, однако, мог народ так низко пасть? В каком-то смысле ответ прост: это произошло потому, что человечество так низко пало. Процесс деградации человека был подтвержден научно в результате знаменитого эксперимента, проведенного в Йельском университете в 1960 году.
Участники эксперимента, который проводил Стэнли Милгрэм, были произвольно избраны через газетные объявления. Они должны были управлять электрошокером, который был присоединен к людям, привязанным к стульям в соседней комнате. На выключателях были разнообразные пометки от «легкого удара» до «опасного разряда», два зловещих выключателя с подписью «XXX». От участников эксперимента требовалось увеличивать силу тока в соответствии с приказами ученого, проводившего эксперимент. Большинство (65%) людей выполняли условия эксперимента, несмотря на крики и мольбы о пощаде в другой комнате. В действительности в соседней комнате находились актеры, игравшие роль мучеников. Целью эксперимента было выявить предел, до которого «нормальные» люди дойдут, чтобы причинить боль людям, которых они даже не знали, просто потому что им было приказано так поступить. Результаты были ужасными: несмотря на то, что многие участники испытывали дискомфорт, тревогу и даже гнев от проводимого эксперимента, 65% из них продолжали эксперимент, будучи уверены в том, что их жертвы испытывают страшные страдания. «Обычные люди, — констатирует ученый, проводивший эксперимент, — просто выполняли свою работу, и без какой-либо конкретной враждебности со своей стороны могут стать агентами ужасного деструктивного процесса». А как много «обычных людей» совершали ужасные преступления против человечества в истории! Многие это делают и сейчас! Возникает вопрос: почему? Христиане знают ответ. Простой и понятный — мы грешники.
Вопросы для обсуждения:
Что история реформ Иосии говорит нам о важности Слова Божьего в нашей жизни?
Необходимо ответить на важный вопрос: если было слишком поздно, чтобы избежать грядущей катастрофы, зачем нужен был призыв к покаянию, возрождению и преобразованию? Какова была цель всего этого? Какой ответ вы бы дали? Возможно, причина в том, что индивидуальное возрождение отличается от преобразования страны в целом?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!