Урок 8. 12–18 ноября. Невинная кровь

Урок 8. 12–18 ноября. Невинная кровь

Библейские тексты для исследования:

Иов. 10; Ис. 53:6; Рим. 3:10–20, 15; Иов. 15:14–16; 1:18–20; Мф. 6:34.

Памятный стих:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Родившийся в Алжире писатель Альбер Камю размышлял над вопросом человеческих страданий. В своем романе «Чума» он использовал чуму в качестве метафоры бед, которые приносят боль и страдания человечеству. Он изобразил сцену того, как маленький мальчик, страдающий от язв, умирает ужасной смертью. После этого священник, который был свидетелем трагедии, сказал врачу, который также присутствовал там: «Это действительно вызывает протест, ибо превосходит все наши человеческие мерки. Но, быть может, мы обязаны любить то, чего не можем объять умом». Доктор, вспыхнув, резко ответил: «Нет, отец мой. У меня лично иное представление о любви. И даже на смертном одре я не приму этот мир Божий, где истязают детей» (Альбер Камю. Чума, с. 218).

Эта сцена отражает то, что мы увидели в книге Иова: неудовлетворительные ответы на то, что не имеет простых решений. Иов, как и этот доктор, знал, что предложенные ему ответы несостоятельны. Возникает потребность найти внятное объяснение явлений, выглядящих бессмысленными. На этой неделе мы продолжим наше исследование.

Елифаз, Вилдад и Софар были правы: Бог действительно наказывает зло. К сожалению, это объяснение не подходило к ситуации Иова. Страдания Иова не были проявлением карающего наказания. Бог не наказывал его за грехи в отличие от Корея, Дафана и Авирона. И Иов не пожинал плоды того, что посеял, что часто имеет место. Нет, Иов был праведным человеком. Сам Бог говорит об этом (см. Иов. 1:8). Поэтому Иов не только не заслужил того, что с ним случилось, но и знал, что страдает незаслуженно. Из-за этого его жалобы были так неистовы и полны горечи.

Прочитайте Иов. 10. Что он говорит здесь Богу и почему это имеет огромный смысл, учитывая его обстоятельства?

Во времена больших бед не задавали ли верующие в Бога люди подобных вопросов: «Господи, зачем Ты меня вообще сотворил?», или: «Зачем Ты так поступаешь со мной?», или: «Было бы лучше никогда не рождаться, чем терпеть это!»?

Опять же, твердая убежденность в своей верности Богу усугубляла его муки. Он взывал к Нему: «Хотя знаешь, что я не беззаконник и что некому избавить меня от руки Твоей?» (Иов. 10:7).

Мы видим здесь скрытую иронию: вопреки тому, что говорили его друзья, Иов страдал не из-за своего греха. Сама книга свидетельствует об обратном: Иов страдал как раз потому, что был верен. Первые две главы книги подчеркивают это. Иов не имел возможности узнать, что его верность была причиной мук, но даже если бы он узнал об этом, его горечь и разочарование, вероятно, усилились бы.

Однако, как бы ни была уникальна ситуация Иова, она также носит общий характер, поскольку имеет дело с универсальным вопросом страдания. Когда есть ощущение, что страдания превосходят то зло, которое человек мог совершить, возникает внутренний протест. Одно дело превысить скорость и получить штрафную квитанцию и совсем другое — сделать то же самое, чтобы задавить человека.

Что вы можете сказать тому, кто считает, что страдает несправедливо?

Мы часто слышим о «невинных страданиях». Библия даже использует фразу «невинная кровь» (см. Ис. 59:7; Иер. 22:17; Иоил. 3:19), как правило, в контексте незаслуженного насилия над людьми или даже их убийства. Если мы понимаем выражение «невинная кровь» в таком смысле, то признаем, что в нашем мире предостаточно примеров этого понятия.

С другой стороны, Библия говорит о человеческой греховности и испорченности, что вызывает вполне логичный вопрос о значении прилагательного «невинный». Если все согрешили, если все нарушили закон Божий, то кто тогда по-настоящему невиновен? Некто сказал: «Свидетельство о рождении уже является доказательством вашей вины».

Хотя богословы и исследователи Библии на протяжении веков спорят о подлинном характере взаимодействия человека и греха, Библия ясно говорит, что грех повлиял на все человечество. Идея человеческой греховности отражена не только в Новом Завете. Напротив, исследование этой темы в Новом Завете проясняет то, что было написано о ней в Ветхом Завете.

Что следующие тексты говорят о реальности греха? 3 Цар. 8:46; Пс. 50:5; Притч. 20:9; Ис. 53:6; Рим. 3:10–20.

Помимо этого ясного свидетельства Писания есть и другие свидетельства. Любой человек, кто когда-либо знал Господа лично, кто видел отблески Божьей благости и святости, не понаслышке знает о человеческой греховности. Если быть честными, то кто из нас (опустим пока вопрос о младенцах и маленьких детях) действительно «невинен»?

Однако речь идет не об этом. Иов был грешником. В этом смысле он и его дети не были невинными. И все же что он или они сделали такого, чтобы заслужить судьбу, которая постигла их? Не это ли составляет самый главный вопрос для человечества в связи со страданиями? Вопреки «защите из глины» своих друзей (Иов. 13:12; ИПБ) Иов знал, что он не заслужил такой участи.

Как опыт познания Бога и Его святости, делая болезненным ощущение нашей собственной греховности, помогает нам увидеть нашу нужду в Кресте?

Прочитайте Иов. 15:14–16. Какую истину Елифаз преподносит Иову?

Снова Елифаз говорил правду (как и другие), на этот раз о греховности всего человечества. Грех является распространенным жизненным явлением на земле, как и страдание. И, как мы знаем, все человеческие страдания в конечном итоге являются результатом греха. И нет никаких сомнений, что Бог может использовать страдание, чтобы научить нас важным урокам. «Бог всегда проводит Свой народ через горнило страданий. Ибо только в раскаленной печи очистится от всяких примесей подлинное золото христианского характера» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 129).

Существует, однако, и более глубокая проблема, связанная со страданиями. Как насчет периодов, когда мы не видим от них никакой пользы? Как насчет страданий людей, в характере которых примесь не была отделена от золота, потому что они были мгновенно убиты? А что в отношении тех, кто страдает, не зная истинного Бога или не имея никаких сведений о Нем? Или тех, чьи страдания только наполнили их горечью, злостью и ненавистью к Богу? Мы не можем игнорировать эти примеры или попытаться максимально упростить их. Сделав так, мы повторим те же ошибки, что допустили обвинители Иова.

Кроме того, что хорошего может быть в гибели животных, заживо сгоревших во время лесного пожара? Или в смерти тысяч людей, погибших в результате стихийного бедствия? Или погибших в ходе войны мирных жителей? Какие уроки они или их семьи могли извлечь, будучи все вместе уничтожены? И было бы логично спросить не только о десяти погибших детях Иова, но и о его слугах, которые были убиты «острием меча» (Иов. 1:15), или о тех, кто сгорел заживо от «огня Божьего» (Иов. 1:16), или о других слугах, пораженных мечом (см. Иов. 1:17).

Судьбы всех этих людей, безусловно, представляются несправедливыми, какими бы ни были уроки, извлеченные Иовом и его обвинителями, и конечное поражение сатаны в результате верности Иова.

Сегодня мы сталкиваемся с похожими проблемами. Шестилетний ребенок умирает от рака, и разве это справедливо? Двадцатилетнюю студентку силой вытащили из ее машины и изнасиловали, и разве это справедливо? Тридцатипятилетняя мать троих детей погибает в автокатастрофе, и разве это справедливо? Как насчет 19 тысяч японцев, погибших во время землетрясения в 2011 году? Были ли все 19 тысяч человек виновны в чем-то, за что таким образом поплатились? Если нет, то их смерти были также несправедливы. Это весьма трудные вопросы.

Прочитайте следующие стихи и подумайте о судьбе тех, о ком говорится в текстах. Затем задайте себе вопрос: «Насколько справедлива была к ним жизнь?».

Иов. 1:18–20

Быт. 4:8

Исх. 12:29, 30

2 Цар. 11:17

Иер. 38:6

Мф. 14:10

Евр. 11:35–38

Библия отражает суровую реальность жизни в греховном мире, где присутствуют зло и страдание. Только поверхностное чтение Слова Божьего и выдергивание отдельных текстов из общего контекста могут привести к мысли, что жизнь здесь является справедливой, честной и благополучной и что мы можем избежать страданий, если останемся верными Богу. Конечно, верность может быть вознаграждена уже сейчас, но это не значит, что она убережет от страданий и боли. Посмотрите на пример Иова.

В заповедях блаженства Иисус разъясняет, почему мы должны доверять Богу, а не беспокоиться о том, что нам есть, пить или во что одеться. И Иисус на примерах из мира природы доказывает, что мы можем доверять Божьей благости в вопросе восполнения наших нужд. Затем он произносит известные слова: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

Заметьте, довольно для каждого дня своей заботы, или своих тревог. Иисус не отрицал наличия в нашей жизни и даже ежедневного присутствия тревог. В оригинале используется греческое слово, которое может означать «испорченность», «развращенность» и «пагубность». Напротив, Он признавал наличие зла в нашей повседневной жизни, доставляющее нам хлопоты. Как же иначе? Как Господь Он знал о зле в этом мире гораздо больше, чем любой из нас.

Кто из нас не знает, насколько несправедливой и горькой может быть жизнь? Как мысль о том, что Христос признавал наличие зла, может дать нам успокоение и силу?

Прочитайте Притч. 3:5. Какую важную весть для нас несет этот хорошо известный текст, особенно с учетом того, что мы изучали?

Хотя случай Иова является особенным, он отражает печальную реальность человеческого страдания в нашем падшем мире. Нам необязательно знать историю Иова или другие библейские истории, чтобы увидеть эту реальность вокруг нас. В действительности, в определенной степени все мы испытываем ее на себе.

«Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается» (Иов. 14:1, 2).

Итак, нам не дает покоя вопрос: как нам относиться к страданиям, которые, казалось бы, не имеют смысла, страданиям, в которых проливается невинная кровь?

Как показывают начальные главы книги Иова и вся Библия, сатана является реальным существом и причиной, прямой или косвенной, множества страданий. Как мы убедились в начале этого квартала (см. урок 2), понимание великой борьбы помогает нам правильно относиться к злу в нашем мире.

Тем не менее иногда трудно понять, почему происходят подобные вещи. Происходящие беды зачастую не имеют никакого смысла. Именно в такие моменты, когда мы не понимаем того, что происходит, мы должны научиться верить в благость Бога. Мы должны научиться доверять Богу даже тогда, когда ответы не очевидны и мы не видим ничего хорошего в зле ​​и страданиях вокруг нас.

Евр. 11:1 гласит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». На основании того, что мы видим, как мы можем научиться доверять Богу в том, что касается невидимых нам вещей? Судя по тому, что мы прочитали в книге Иова, научился ли такому доверию Иов? Как мы можем научиться тому же?

В начале прошлого урока упоминался Альбер Камю, который искал ответ на вопрос о человеческих страданиях, а также смысл жизни, значительно осложненной этими самыми страданиями. Как и большинство атеистов, он не сильно продвинулся в своих поисках. Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии» (Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 24).

Конечно, на вопрос о человеческих страданиях непросто ответить. Книга Иова приподнимает завесу и показывает нам более широкую картину, чем ту, что мы увидели бы без нее. Но даже после ее прочтения у нас остается множество вопросов.

Существует, однако, принципиальная разница между теми, кто ищет ответы на вопрос страданий без Бога, и теми, кто ищет их с Богом. Да, проблема боли и страданий усложняется, если вы верите в существование Бога. С другой стороны, в отличие от атеистов, таких как Камю, у нас есть надежда на разрешение этой проблемы. (Есть свидетельства, что Камю спустя некоторое время хотел креститься, но вскоре погиб в автомобильной аварии.) Мы ждем того момента, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:4). Даже если кто-то не верит в это и другие библейские обетования, этот человек должен как минимум признать, что гораздо приятнее жить с такой надеждой, чем просто жить в трудах и борьбе, а затем навсегда умереть, полагая, что все это ничего не значило.

Вопрос для обсуждения:

При обсуждении проблемы зла можно услышать следующую мысль: «Да, в мире существует зло, но добра в мире значительно больше!». Откуда мы знаем, что добро перевешивает зло? Как можно определить их соотношение? Даже если добро преобладает, это нисколько не облегчает страдания Иова и других людей! Немецкий философ Артур Шопенгауэр привел убедительный пример, доказывая несостоятельность идеи баланса между добром и злом в этом мире. «Говорят, удовольствия в этом мире перевешивают страдания, — писал он, — или, по крайней мере, между ними существует равновесие. Если читатель хочет убедиться, справедливо ли это утверждение, рекомендую ему сравнить ощущения двух животных, из которых одно пожирает другое». Как бы вы ответили на мысль, что хорошее каким-то образом уравновешивает злое?

P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *