Урок 6. 30 апреля — 6 мая. Покой во Христе

Урок 6
. 30 апреля — 6 мая. Покой во Христе

Библейские тексты для исследования:

Мф. 11:28–30; 12:1, 2; Лк. 14:1–6; Ин. 5:9–16; Мф. 12:9–14; Ис. 58:7–13.

Памятный стих:

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

«Христос являлся живым воплощением закона. В Его жизни невозможно было обнаружить ни малейшего нарушения святых заповедей. В окружении людей, ищущих случая осудить Его, Он мог уверенно сказать: „Кто из вас обличит Меня в неправде?“ (Ин. 8:46)» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 287).

Жизнь Иисуса в полной мере отражает смысл Закона Божьего, Десяти заповедей. Иисус в человеческой плоти был олицетворением Закона Божьего. Изучая Его жизнь, мы узнаем, что означает соблюдение заповедей и как соблюдать заповеди таким образом, чтобы это не превратилось в сухое и безжизненное законничество.

И, конечно, среди этих заповедей есть и четвертая — о соблюдении седьмого дня, субботы.

Продолжая изучение Евангелия от Матфея, на этой неделе мы рассмотрим некоторые из споров о субботе и увидим в жизни Иисуса проявление того, что значит соблюдать субботу. Раз закон — это отражение характера Бога, а Иисус — воплощение этого закона, значит, изучая то, как Христос соблюдал четвертую заповедь, и то, что Он говорил о субботе, мы сможем узнать больше о характере Бога и, что еще важнее, научимся отражать этот характер в нашей жизни.

В Мф. 11:20–27 Иисус укоряет жителей отдельных городов в Галилее, которые отвергли Его служение. Тот факт, что этим городам были даны широкие возможности для познания истины, делает Его упрек и предостережение о грядущем суде такими пугающими. Он, будучи воплотившейся истиной (Ин. 14:6), ходил среди них. И, как если бы этого было недостаточно, Он совершил там много великих дел (Мф. 11:20). И все же они отказались раскаяться. Христос сказал, что если бы в Содоме были явлены те же силы, что и в Капернауме, то он оставался бы целым (Мф. 11:23). Другими словами, они были хуже содомлян.

Сразу после этого в стихах 25–27 Иисус молится Отцу, благодарит Его и говорит о Своих близких отношениях с Ним. И Он также признает тот факт, что пользуется силой, полученной от Отца. Это уточнение помогает понять, почему отвержение Христа жителями этих городов было столь драматично.

Прочитайте Мф. 11:28–30. О чем говорит здесь Иисус и почему Он говорит об этом сейчас, после сказанных выше слов?

Осудив неверие и подтвердив Свои близкие отношения с Отцом, Иисус предлагает всем, кто устал, обрести покой в Нем. Другими словами, Он предостерегает людей от повторения ошибки тех, кто отверг Его. Иисус имеет власть и силу, чтобы выполнить Свои слова, и Он говорит, что, придя к Нему, вы найдете покой душам вашим. В данном контексте этот покой включает мир, уверенность в спасении и надежду, которую те, кто отвергает Его, не имеют и не могут иметь.

Что еще имеет в виду Иисус, обещая дать нам покой? Означает ли это, что Он поощряет лень? Означает ли это вседозволенность? Конечно нет. Иисус предъявляет нам очень высокие стандарты; мы видели это в Его Нагорной проповеди. Но отношения с Иисусом не должны изнурять нас. Учась у Него, подражая Ему и воспитывая в себе Его характер, мы можем найти покой от многих забот и неприятностей жизни. И, как мы увидим, этот покой выражается в том числе и в соблюдении субботы.

Чувствуете ли вы в своей жизни покой, обещанный здесь Иисусом? Каким образом «кротость и смиренность» связаны с «легким бременем»?

Если, как утверждают представители многих христианских конфессий, седьмой день был отменен, заменен, вытеснен, выполнен, то почему Иисус посвятил так много времени разъяснению того, как следует соблюдать субботу?

Прочитайте следующие стихи. Что в этих сценах является спорным, а что нет? Мф. 12:1, 2; Лк. 14:1–6; Мк. 2:23–28; Ин. 5:9–16.

Зная, что одной из причин, по которым Израиль попал в вавилонский плен, было осквернение народом субботы, фарисеи решили предотвратить повторение беды. Поэтому они создали длинный перечень норм и правил, регламентирующих, что можно и чего нельзя делать в субботу, желая защитить ее святость. Каковы были некоторые из этих правил?

Если курица откладывает яйцо в субботу, можно ли его съесть? Мнение большинства фарисеев было таким: если курица — несушка, то снесенное в субботу яйцо есть нежелательно, потому что курица работала. Тем не менее, если это была курица, которую откармливали на мясо, тогда яйцо можно съесть, так как несение яиц не было основным занятием курицы. (Высказывалось также предположение, что вы можете съесть яйцо, снесенное в субботу несушкой, до тех пор пока не убили курицу за нарушение субботы.)

Можно ли смотреться в зеркало в субботу? Ответ: нет, потому что в случае, если вы увидите седой волос, у вас может появиться искушение вырвать его, чего делать нельзя, так как это действие приравнивается к сбору урожая и считается нарушением субботы.

Если ваш дом загорелся в субботу, можно ли спасти свою одежду? Ответ: вы можете вынести только один комплект одежды. Тем не менее если вы наденете один комплект одежды на себя, то вы можете вынести еще один. (Кстати, если ваш дом загорелся, нельзя просить язычников потушить огонь, но если язычник потушит огонь по своей воле, это допустимо).

Можно ли плевать в субботу? Ответ: вы можете плевать на камень, но плевать на землю нельзя, потому что тогда образуется грязь, или строительный раствор.

Это может показаться нам смешным, но каким образом мы могли бы избежать в своей жизни аналогичных казусов, касающихся не только отношения к субботе, но и других аспектов нашей веры? Как не потерять из виду главное, сосредоточившись на мелочах?

Именно в такой атмосфере Иисус нес Свое служение. Людям предъявлялись жесткие невыполнимые требования под предлогом соблюдения субботнего дня, которые перечеркивали изначальную цель субботы. Суббота задумывалась как день отдыха от нашей работы; день поклонения Богу и такого общения с другими верующими, какое мы не можем позволить себе в течение рабочей недели; день, когда дети знают, что их родители более доступны для них, чем в другие дни; день для особого выражения радости в связи с тем, что сделал для нас наш Творец и Искупитель.

Прочитайте ответ Иисуса фарисеям в Мф. 12:3–8. Также прочитайте 1 Цар. 21:1–6. Каким образом рассуждает здесь Иисус?

Иисус дает им совет, который позже повторит в более выразительной форме (Мф. 23:23, 24), — сосредоточиться на том, что действительно важно. Он рассказывает известную историю о Давиде, который, спасаясь бегством, взял хлеб из скинии, предназначенный исключительно для священников. В той ситуации голод Давида и его товарищей был куда более важен, чем храмовый ритуал, имеющий другую цель. Подобно этому, голод учеников Иисуса был куда более важен, чем предписания относительно сбора урожая в субботу, предназначенные для другой цели.

Иисус также указывает на труд священников в храме в день субботний. Священникам разрешалось работать в субботу. Аналогичным образом спутникам Иисуса разрешалось трудиться в субботу, потому что Иисус и Его работа были больше, чем храм.

Ни здесь и ни в одном другом евангельском отрывке, где говорится о соблюдении субботы, Иисус ничего не сказал об умалении этого святого повеления. Он пытался освободить их, но не от субботы, а от бессмысленных правил, которые скрывали истинное значение субботы как выражения покоя, который мы имеем во Христе, нашем Творце и Искупителе.

«Во времена Христа суббота была настолько извращена, что соблюдение ее отражало скорее характер себялюбивых и деспотичных людей, нежели характер любящего Небесного Отца» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 284). Посмотрите на свои действия и спросите себя, что вы могли бы сделать, чтобы быть уверенным в том, что они отражают характер нашего любящего Небесного Отца, а не себялюбивый и деспотичный человеческий характер.

Очень интересно проследить в Евангелиях все описанные случаи столкновений, которые происходили на почве субботы между Иисусом и религиозными лидерами. Зачем всем четырем евангелистам понадобилось неоднократно включать в свое повествование описание противоборства Иисуса и вождей по вопросу соблюдения субботы, если повеление о субботе вот-вот должно было быть отменено? Нестыковка становится еще более очевидной, когда мы вспоминаем, что Евангелия были написаны спустя много лет после служения Иисуса. Хотя мнения ученых относительно точной датировки расходятся, большинство считают, что прошло как минимум 20–30 лет после смерти Иисуса. Таким образом, даже если принять распространенный аргумент, что седьмой день был заменен воскресеньем, об этом изменении точно не упоминается ни в одном из вдохновенных жизнеописаний Иисуса. Таким образом, у нас есть веские доказательства того, что суббота как седьмой день не была упразднена, изменена или заменена на другой день. Ни в одном из Евангелий нет даже намека на то, что Иисус сделал это Своим примером или повелением. Напротив, если мы вникнем в повеления Иисуса и посмотрим на Его собственный пример, то увидим в Евангелиях незыблемость седьмого дня — субботы.

Прочитайте Мф. 12:9–14. Какая проблема затрагивается здесь и почему она может быть еще одной причиной для спора?

«В один из субботних дней Иисус вошел в синагогу. Он увидел там человека с парализованной рукой. Фарисеи же наблюдали, как Он поступит. Спаситель прекрасно знал: если Он исцелит больного в субботу, Его обвинят в нарушении закона. Но Он не колеблясь разрушал стену созданных людьми преданий, заслонивших суть субботы… Среди иудеев бытовала поговорка: не сделать добро — значит сделать зло, отказаться спасти жизнь — значит убить. Так Иисус обличил раввинов, используя их же понятия» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 286).

Снова, как и в предыдущем инциденте с субботой, Иисус стремится указать людям на высшую цель закона, высшее предназначение жизни, исполненной веры. Эти люди готовы были скорее оставить этого человека наедине с его болью и страданиями, чем нарушить надуманные правила соблюдений субботы. Они настолько извратили Божий принцип, что не считали возможным облегчить страдания человека в субботу, но готовы были в этот день вытащить из ямы вола.

Насколько осторожными нам следует быть в том, чтобы наша религиозная практика не препятствовала жить жизнью веры, к чему Бог призывает нас!

Как мы уже убедились из Евангелий, Иисус не отменял субботу. Напротив, Он вернул субботе ее первоначальное значение, освободив ее от тяжелого бремени, созданного людьми. Сотни лет спустя христиане продолжают покоиться и поклоняться в субботу. Историк пятого века Сократ Схоластик пишет: «Тогда как все церкви в мире совершают тайны в день субботний каждой недели, александрийцы и римляне, на основании какого-то древнего предания, не хотят делать это» (Церковная история, книга 5, с. 289). Без сомнений, по каким бы причинам все эти инциденты ни были зафиксированы в Евангелиях, это было сделано не для того, чтобы отвратить кого-либо от почитания субботы.

Прочитайте еще раз Мф. 12:12 и сосредоточьте внимание на фразе: «Итак, можно в субботы делать добро». Что означают эти слова не только в непосредственном евангельском контексте, но и в более широком контексте того, что включает в себя соблюдение субботы?

Хотя еврейский закон действительно разрешал оказание медицинской помощи в субботу тем, чья жизнь находилась в опасности, Иисус расширил этот подход. Исцеления, включая те, что можно было бы совершить в другой день, разрешаются в субботу. С учетом этого задумайтесь над дальнейшими словами Иисуса в Евангелии от Матфея: «Посему каждый книжник, наученный Царству Небесному, подобен владельцу дома, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Несомненно, помимо старого Иисус выносил из сокровищницы и новое.

Прочитайте Ис. 58:7–13. Как выраженная здесь идея помогает понять, что означает следовать за Господом и жить по принципам закона, включая заповедь о субботе? Как мы понимаем фразу «восстановитель развалин», особенно в контексте трехангельской вести?

«С религией или без нее, — сказал некто, — хорошие люди будут творить добро, а злые — зло. Но чтобы хорошие люди творили зло, нужна религия». В 1600-е годы французский ученый Блез Паскаль подметил, что «люди никогда не совершают зло с таким рвением и отдачей, с какими они делают это, исходя из религиозных убеждений». Хотя эти заявления несколько преувеличены, в них, к сожалению, есть доля правды.

«Когда Иисус обратился к фарисеям с вопросом: „Позволяет ли закон делать в субботу добро или зло: спасти жизнь или погубить?“, Он открыл им их собственные греховные намерения. Охваченные лютой ненавистью, они охотились за Его жизнью, в то время как Он спасал жизнь и даровал счастье множеству людей. Неужели же лучше убивать в субботу, как это замышляли они, чем исцелять страждущих, как это делал Иисус? Неужели же праведнее вынашивать план убийства в своем сердце в святой день Господень, чем любить всех людей и проявлять любовь делами милосердия?» (Эллен Уайт, Желание веков, с. 287).

Вопросы для обсуждения:

1. Что имеет в виду Иисус, когда говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7)? Формулируя свой ответ, рассмотрите также следующие стихи: Мф. 9:10–13; Ос. 6:6; Ис. 1:11–17.

2. Почему, на ваш взгляд, даже с учетом неопровержимых доводов Священного Писания столь огромное число христиан, включая благочестивых верующих, любящих Иисуса, категорично в своем неприятии субботы? Что мы могли бы сделать такого, помимо приведения доказательств из Библии, что, возможно, расположило бы этих людей к истине о субботе?

3. Как вы соблюдаете субботу? Что вы могли бы привнести в свою практику соблюдения святого дня, чтобы получить более глубокий и богатый опыт?

4. Иисус сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Спросите себя: каким образом вы можете облегчить бремя и ослабить иго людей, которые вас окружают?

P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *