Библейские тексты для исследования
Лк. 4:16–30, 6:5; Еф. 1:3–5; Лк. 9:18–27; 2 Пет. 1:16–18.
Памятный текст
«Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия» (Лк. 9:20).
Кто такой Иисус Христос?
Вопрос этот не философская или социологическая уловка. Он затрагивает сущность того, кем являются люди, и — что еще более важно — что их ожидает в вечности.
Люди могут восхищаться делами Иисуса, уважать Его слова, превозносить Его терпение, выступать в поддержку Его принципа отказа от применения насильственных методов, приветствовать Его решительность, хвалить Его самоотверженность и стоять в оцепенении во время Его жестокой смерти. Многие могут даже быть готовы принять Иисуса как хорошего Человека, Который пытался навести в мире порядок — установить справедливость там, где поступали несправедливо, предложить исцеление там, где была болезнь, утешение там, где были только страдания.
Да, Иисус вполне мог получить звание лучшего учителя, революционера, превосходнейшего лидера и психолога, способного проникать в глубины человеческой души. Он был всем этим — и еще многим другим.
Но ничто из этого не приближает нас к ответу на самый важный вопрос, который задал Сам Иисус: «А вы за кого почитаете Меня?» (Лк. 9:20).
Это вопрос, который требует ответа, и от этого ответа зависит судьба человечества.
Прочитайте Евангелия; прочитайте весь Новый Завет. Все эти книги делают невероятные заявления не только о том, что Иисус сделал, но — что более важно — о том, Кем Он был. (Конечно же, дела Иисуса сами убедительно свидетельствуют о том, Кем Он был.) Эти заявления — о том, что Он Бог, что Он наш Искупитель, что только Он есть путь к вечной жизни, требуют нашего внимания, потому что они исполнены смысла и определяют вечную участь каждого человека.
Прочитайте Лк. 4:16–30. Что заставило людей отреагировать подобным образом? См. также Ин. 3:19.
Сначала слушатели из Его родного города были очень взволнованы, увидев Иисуса, Который после совершения многих чудес вернулся в Назарет, и «дивились словам благодати», которые Он говорил (Лк. 4:22). Однако их реакция на Его упрек показала, какой дух на самом деле управлял ими.
Прочитайте Лк. 7:17–22. Какой вопрос задал Иоанн об Иисусе и почему?
Даже в душу Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса и человека, объявившего Иисуса «Агнцем Божьим», закрались сомнения. Он хотел знать: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:19).
Обратите внимание еще и на то, что Иисус не ответил на вопрос Иоанна прямо; вместо этого Он указывает на деяния, которые убедительно свидетельствуют о Нем: «Хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (текст 22). Можно утверждать, что Иисусу не было необходимости отвечать на вопрос Иоанна прямо; Его поступки и дела предоставили достаточно доказательств того, Кем Он был.
В некотором смысле ответ Иисуса, возможно, ввел Иоанна в еще большее недоумение. Ведь если Иисус имеет власть совершать все эти невероятные вещи, почему я томлюсь здесь, в тюрьме? Кто из нас, переживая личную трагедию, не задавался подобным вопросом: если Бог обладает всей силой, почему это происходит со мной? Почему крест и все, что он символизирует и обещает, является нашим единственным ответом?
«Сын Человеческий» и «Сын Божий» — эти два имени используются в Евангелиях, чтобы описать Иисуса. Первое указывает на Бога воплощенного, второе — на Божественность Иисуса как второй Личности Божества. Вместе эти две фразы приглашают нас задуматься об исключительности Иисуса Христа, Бога, Который в то же самое время является человеком. Такую концепцию трудно понять, но данная трудность ни в коей мере не умаляет этой удивительной истины и большой надежды, которую она предлагает нам.
Прочитайте Лк. 1:31, 32, 35; 2:11. Что эти тексты говорят об Иисусе?
В Лк. 1:31, 32 ангел связывает имя «Иисус» с «Сыном Всевышнего», Которому «даст… Господь Бог» престол Давида. Иисус — Сын Божий. Он также является Христом, Мессией, Который должен восстановить престол Давида не как земной избавитель, но — в эсхатологическом смысле — не позволив сатане узурпировать престол Самого Бога. Ангел объявил пастухам, что младенец в яслях — это «Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).
В то же время титул «Сын Божий» не только подтверждает положение Христа в Божественной Троице, но также показывает близкие и сердечные отношения, которые Иисус имел с Богом Отцом, когда был на земле.
Однако отношения между Отцом и Сыном отличны от тех, которые мы имеем с Богом. В то время как наши отношения являются результатом работы Христа и как Творца, и как Искупителя, Его отношение к Отцу как Сына — это отношение Одного из трех равных вечных Личностей. Обладая Божественной природой, Иисус поддерживал с Отцом самую тесную связь.
«Иисус говорит: „Отче Мой, сущий на небесах”, напоминая Своим ученикам, что человеческой природой Он, как Тот, Кто разделяет их испытания и сочувствует их страданиям, связан с ними, но Своей Божественной природой Он связан с престолом Бесконечного» (Э. Уайт. Желание веков, с. 442).
Какое значение для нас имеет тот факт, что Иисус был Богом в полном смысле этого слова? Хотя из этой истины следует множество выводов, один из самых удивительных состоит в том, что Иисус, будучи Богом, пришел, чтобы не только принять на Себя человеческую природу, но и в этой человеческой природе предложил Себя в качестве жертвы за нас. Не забывайте, что речь идет о Боге! Какую удивительную надежду дает нам эта истина, открывая характер Бога?
Хотя Иисус полностью осознавал, что Он был и Сыном Человеческим, и Сыном Божьим (Лк. 22:67–70), наш Спаситель больше всего любил называть Себя именем «Сын Человеческий». Больше никто и никогда не называл Его так. Это имя встречается в Писаниях еще только несколько раз: в речи Стефана (Деян. 7:56) и в книге Откровение (Откр. 1:13; 14:14). Более 80 раз это словосочетание появляется в Евангелиях, из них 25 раз — в Евангелии от Луки. Этот факт свидетельствует о глубоком интересе Луки к человеческой природе Иисуса как обычного Человека, Который был послан Богом, чтобы провозглашать благую весть о спасении.
«Человеческая природа Сына Божьего — все для нас. Это — золотая цепь, связывающая наши души со Христом, а через Христа — с Богом. Она и должна быть предметом нашего изучения. Христос был человеком в полном смысле этого слова; Он доказал Свое смирение, став человеком. И тем не менее Он был Богом во плоти» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 244).
Использование термина «Сын Человеческий» в Евангелии от Луки предоставляет различные возможности понимания природы, миссии и судьбы воплощенного Иисуса.
Во-первых, это имя определяет Его как человека (Лк. 7:34), причем не имеющего в мире конкретного места жительства или защищенности (Лк. 9:58).
Во-вторых, Лука использует это имя для подтверждения Божественной природы и статуса Христа: ибо «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6:5). Таким образом, Он также является Творцом, имеющим власть прощать грехи (Лк. 5:24).
В-третьих, для достижения этой искупительной миссии, предопределенной Богом еще до основания мира (Еф. 1:3–5), Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 9:56, 19:10). Но само искупление могло быть завершено только после того, как «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену… и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22). Это осознание Сыном Человеческим пути, который Ему предстояло пройти, и цены, которую Он должен был заплатить за искупление человечества от греха, открывает не только Божественное происхождение плана искупления, но и подчинение Христа в Его человеческой природе этому плану.
В-четвертых, обратите внимание, насколько полную картину страдающего Мессии изображает Лука в следующих отрывках: Его предвидение Креста (Лк. 18:31–33), предательство (Лк. 9:44), Его смерть как исполнение пророчества (Лк. 22:22), Его распятие и воскресение (Лк. 24:7; ср. Лк. 11:30) и Его роль как Посредника перед Отцом (Лк. 12:8).
В-пятых, Лука видит Сына Человеческого как Того, Кто в последнее время возвращается на землю, чтобы вознаградить Своих святых и завершить великую борьбу (Лк. 9:26; 12:4; 17:24, 26, 30; 21:36; 22:69).
Короче говоря, имя «Сын Человеческий» включает в себя многогранный аспект не только того, Кем был Христос, но и того, что Он пришел сделать, что уже совершил и еще совершит для нас в плане спасения.
Прочитайте Лк. 9:18–27. Почему Иисус задал ученикам вопрос, ответ на который уже знал? Какой урок Он стремился преподать, чтобы не только открыть им истину о Себе, но и научить, что значит следовать за Ним.
«А вы за кого почитаете Меня?» (Лк. 9:20). Вопрос, который Иисус задал две тысячи лет тому назад, звучит до сих пор. Люди дают на него много разных ответов. Великий учитель. Ревностный сторонник этики и морали. Воплощение истины. Образец самопожертвования. Бесстрашный пророк. Социальный реформатор. Величайший пример того, кем и каким должен быть человек. Но ни один ответ, в котором нет исповедания, сорвавшегося из уст Петра в ответ на заданный Иисусом вопрос, не будет удовлетворительным.
Проявив Свою власть над природой (Лк. 8:22–25), силу повелевать бесами (тексты 26–35), власть над болезнями (Лк. 5:12–15, 8:43–48), способность накормить пять тысяч человек, имея ничтожное количество пищи (Лк. 9:13–17) и власть над самой смертью (Лк. 8:51–56), Иисус обращается к Своим ученикам на самом деле с двумя вопросами: во-первых, что думают о Нем другие люди; а во-вторых — что думают о Нем сами ученики. Он спрашивал не для того, чтобы узнать то, чего не знал. Нет, Он спросил, чтобы помочь им понять: осознание того, Кто Он есть, потребует от них преданности, которая будет стоить им всего на свете.
«Мы должны знать Иисуса не из вторых уст. Человек может знать каждое мнение, которое когда-либо высказывалось об Иисусе; он может знать все христологии, когда-либо разработанные человеческим умом; он может дать квалифицированный обзор учения об Иисусе всех великих мыслителей и крупных богословов — и все же не быть христианином. Христианство вовсе не заключается в знании об Иисусе, оно заключается в знании Иисуса. Иисус Христос требует от каждого его личное мнение. Он спросил не только Петра: „А вы — за кого почитаете Меня?”» (Уильям Баркли. Евангелие от Матфея, т. 2, с. 161).
Наш ответ на вопрос, заданный Иисусом, не может отличаться от признания Петра: Иисус есть «Христос Божий» (Лк. 9:20). Христос означает «Помазанник», Мессия, пришедший с определенной миссией не как политический освободитель, но как Спаситель, Который избавит человечество от власти сатаны и греха и установит царство праведности.
Недостаточно просто знать, кем был Иисус. Каждый из нас должен знать Его лично. Если вы утверждаете, что знаете Иисуса, — что на самом деле вы знаете о Нем? То есть каково ваше личное практическое знание об Иисусе и о том, Кем Он является.
Прочитайте повествование о Преображении во всех трех Евангелиях (Лк. 9:27–36; Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–8). (Прочитайте также рассказ самого Петра об этом случае и обратите внимание на то, какую истину утверждает апостол, опираясь на свой опыт очевидца; см. 2 Пет. 1:16–18). Какую дополнительную информацию предоставляет Лука и почему это важно?
Лука начинает повествование с детали, которую не упоминают ни Матфей, ни Марк: Иисус взял Петра, Иоанна и Иакова на гору, чтобы помолиться. Иисус устремил Свой взор и мысли к Иерусалиму и предсказал путь страданий, который лежал перед Ним. Иисус хотел быть уверенным, что все, что Он делает, угодно Богу и соответствует Его плану. В такие моменты молитва является единственным способом обрести определенность и уверенность. Во время молитвы Иисуса облекла Божественная слава: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29).
Преображенный Иисус вел беседу с Моисеем и Илией об «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (текст 31). Слово «исход» можно понимать двояко: Его предстоящая смерть в Иерусалиме, хотя греческое слово «исход», которое используется здесь, нечасто употребляется для обозначения смерти; следовательно, «исход» может также означать великий «исход», который Иисус вот-вот должен был совершить в Иерусалиме; славный искупительный исход, который принесет избавление от греха.
Встреча троих завершилась одобрением, прозвучавшим с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (текст 35). Преображение помазывает Иисуса славой, еще раз подтверждает Его сыновство и объявляет, что цена искупления — жизнь Сына. Поэтому ученикам дается небесное повеление: слушать Его. Без послушания и исключительной преданности Ему не может быть ученичества.
Эллен Уайт пишет, что Моисей и Илия, «поставленные превыше любого ангела у трона Царя Небесного, пришли, чтобы беседовать с Иисусом о Его страданиях и утешать Его уверением, что Небо сострадает Ему в Его жизни и смерти. Темой их беседы была надежда мира и спасение каждого человека» (Желание веков, с. 425). Даже Сам Иисус, утешавший столь многих людей, искал для Себя поддержки и утешения. Что это должно сказать нам о том, как даже духовно сильные люди — лидеры, учителя и руководители могут время от времени нуждаться в утешении, ободрении и помощи других людей? Кого вы вспоминаете прямо сейчас, кому могли бы дать утешение, ободрение и поддержку?
«Избегайте любого вопроса относительно человеческой природы Христа, который может быть неправильно понятым. Истина лежит близко от тропы предположения. При рассмотрении человеческой природы Христа необходимо усиленно взвешивать каждое утверждение, чтобы вашим словам нельзя было приписать больше, чем они значат, и чтобы вы не утратили и не затуманили четкие представления о Его человеческой природе, связанной с Его Божественной природой. Его рождение было чудом Божьим… Никогда, ни в каком случае не оставляйте в умах людей ни малейшего впечатления, что у Христа было хоть пятнышко или малейшая склонность к греху или что Он хоть в чем-то поддался пороку. Он был искушен во всем, подобно тому, как искушается каждый человек, но Он назван „рождаемое Святое“. Это тайна, которая остается необъяснимой для смертных, что Христос мог быть искушен во всем, подобно нам, и все же быть без греха. Воплощение Христа всегда было и навсегда останется тайной» (Комментарий Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1128, 1129).
Вопросы для обсуждения:
Прочитайте приведенную выше цитату из трудов Э. Уайт о человеческой природе Христа. Мы должны признать тот факт, что человеческая природа Иисуса, как и Его Божественная природа, является величайшей истиной, которую на данный момент мы не сможем полностью понять. Как она писала: «Воплощение Христа всегда было и навсегда останется тайной». Почему же мы должны быть очень осторожны в своих суждениях относительно тех, кто не понимает этой тайны так, как ее понимаем мы?
Задумайтесь о том, что произошло на горе Преображения. Вот-вот должно было произойти это удивительное событие в истории спасения, и что же делали избранные ученики, пришедшие с Ним на гору? Спали! Насколько это похоже на каждого из нас в отдельности или на нас как церковь, живущую перед другим великим событием в истории спасения — Вторым пришествием Иисуса?
Перечитайте некоторые отрывки Писания, в которых Иисус говорил о Себе. Почему идея о том, что Иисус был просто великим человеком, великим пророком или великим духовным лидером, является ошибочной? Почему мы должны признать, что Он был либо Тем, Кем Себя называл, либо сумасшедшим и обманывался относительно Себя? Почему у нас нет никакой другой альтернативы в вопросе о личности Иисуса Христа?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!