Библейские тексты для исследования:
Деян. 4:12; Пс. 86:4–6; Ин. 10:16; Рим. 2:12–16; Ин. 14:6; Рим. 1:18.
Памятный стих:
«Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь» (Рим. 14:24–26).
Как мы видим, Господь использует людей, чтобы передать весть Евангелия другим людям. Однако миллионы людей умерли, так и не узнав о плане спасения. В действительности, большинство когда-либо живших людей не слышали историю спасения и не знали благую весть о Божьей благодати, открытой в Иисусе Христе. В результате возникают вопросы. Во-первых, как Бог в день суда поступит с теми миллиардами людей, которые не знали Его? Во-вторых, есть ли надежда для тех, кто не знал о плане спасения?
Некоторые утверждают, что спасение существует только в рамках определенной христианской деноминации. Другие же, наоборот, считают, что все религии в равной степени приводят к Богу и вечной жизни.
Наконец, самое важное, о чем следует помнить, это то, что Иисус открыл характер Бога. Это говорит нам о Его любви ко всему человечеству и Его желании спасти как можно больше людей. Бог является Богом справедливости, и повсюду будет слышен возглас: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).
Некоторые христиане убеждены, что спасены могут быть только те, кто услышал и принял Евангелие. Эти люди, их иногда называют «эксклюзивистами», считают, что все нехристианские религии придуманы грешными людьми и это не что иное, как открытое восстание против Бога. По этой причине они полагают, что нехристиане не получат спасающей благодати Иисуса Христа.
Другие христиане идут дальше в своем понимании, утверждая, что не существует спасения вне их деноминации и доктринального учения, даже для других христианских конфессий. Согласно их мнению, другие деноминации с их отличительными вероучениями вышли из-под Божьей заботы, и у них нет шанса войти в Небесное Царство. Например, в 1302 г. в булле Unam Sanctam папа Бонифаций VIII провозгласил: «Совершенно необходимо для спасения, чтобы каждый человек подчинялся Папе Римскому». Некоторые протестанты высказывают подобные мысли относительно своих деноминаций.
Прочитайте Деян. 4:12. О чем здесь говорится и как нам следует понимать эти тексты?
Священное Писание здесь говорит ясно: спасение есть только в Иисусе Христе, и ни в каком другом имени под небом. Важно, однако, видеть в этих словах не больше того, о чем они на самом деле говорят.
Представьте человека, который находится в охваченном огнем здании. Он потерял сознание от дыма. Пожарные находят его, выносят на улицу и передают медикам, которые оказывают ему помощь. Мужчину привозят в больницу, и через несколько часов он приходит в сознание.
Человека спасли, но он не знает, кто спас его. Подобным образом все, кто получит спасение — неважно, были ли они спасены до того, как Христос пришел во плоти или после, — получат этот дар только через Иисуса, неважно, слышали ли они о Его имени и плане спасения или нет.
«Некоторые из язычников, не ведая того, поклоняются Богу. Хотя свет жизни не коснулся их, хотя они и не знали писаного Закона Божьего, тем не менее слышали Его голос, взывающий к ним через природу, и делали то, чего требует Закон. Добрые дела доказывают, что Святой Дух коснулся их сердец, и они признаются детьми Божьими» (Э. Уайт. Желание веков, с. 638).
Возвращаясь к нашим размышлениям за воскресенье, мы можем увидеть: хотя Христос единственный дает спасение, некоторые считают, что нет необходимости иметь глубокие познания о Христе, чтобы получить этот дар.
Это не означает, что спасение доступно без Христа, но Бог может и желает наделить каждого дарами через заслуги Христа. Существует мнение, что те, кто никогда не знал о Христе и Евангелии, но под влиянием Духа Святого чувствовал нужду в освобождении и работал в этом направлении, будут спасены. Цитата из книги Эллен Уайт за прошлый день подтверждает эту мысль. (Поразмышляйте об Иове и Мелхиседеке).
Как следующие тексты подтверждают эту идею?
«…Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную» (Рим. 2:6, 7).
Павел здесь говорит о том, что некоторые получат вечную жизнь вне христианства благодаря «жизни по совести». Послушание законам совести, которые находятся в гармонии с Божьим Законом и знанием разницы между добром и злом, поможет в день суда тем, кто никогда не слышал о плане спасения. Эти люди позволили Святому Духу работать над их сердцами.
Почему нам следует быть аккуратными в суждениях относительно спасения как христиан, так и нехристиан?
Некоторые люди верят в то, что Бог в конце спасет всех людей, независимо от того, во что они верили и как жили. «Универсализм» — это убеждение в том, что все люди настолько связаны с Богом, что они будут спасены, даже если никогда не слышали о Нем и не верили в Евангелие. В Ин. 3:16 говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир», а универсалисты убеждены в том, что, если Бог всех любит, Он не может допустить, чтобы хотя бы один был потерян. Особенно если под словом «потерян» понимать вечные мучения в аду. Как Бог может позволить человеку, которого Он любит, вечно гореть? Здесь мы видим, как одна ложная доктрина (вечные муки) порождает другую (универсализм).
Родственное универсализму учение о плюрализме говорит о том, что все религии равны и приводят к Богу и спасению в равной степени. Согласно этой теории, нет религии, которая была бы совершеннее других. Пастор одной церкви в Калифорнии написал на церковном сайте, что его собрание «не верит в то, что христианство возвышается над всеми другими религиозными верованиями».
Для плюралистов огромное количество религиозных ритуалов и верований, символов и метафор влечет за собой лишь поверхностные различия, которые скрывают единую суть всех религий. Например, плюралисты подчеркивают, что большинство религий проповедуют о любви к Богу и людям, о золотом правиле отношений и надежде на благословенную жизнь в будущем. Они говорят, что все религии по сути учат одному и тому же. По их мнению, все вероучения являются путями к Богу, и попытка превозносить христианство над другими нехристианскими религиями является шовинизмом и самонадеянностью.
Что Библия говорит об универсализме и плюрализме? Ин. 14:6; Откр. 20:14; 21:8; Дан. 12:2; Ин. 3:18; Мф. 7:13, 14; 2 Фес. 2:10.
Без сомнения, как универсализм, так и плюрализм противоречат Библии. Не все будут спасены, и не все религии приводят к спасению.
Какой ответ вы можете дать тем, кто утверждает, что заявление о христианстве как единственном истинном пути к спасению (см. Ин. 14:6) является самонадеянностью? Поделитесь своим мнением в вашем классе.
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). О какой великой надежде для всего человечества говорится в этом тексте? Как мы можем принять эту важную истину в своей жизни? Как она может мотивировать нас проповедовать другим людям?
Библия говорит, что все мы грешники (Рим. 3:23), и Бог желает, чтобы все покаялись (Деян. 17:30; 26:20; 2 Пет. 3:9) и спаслись (1 Тим 2:4). Со времени грехопадения в Едеме и дальше цель Бога — спасти человечество от уничтожения и вечной смерти, которые являются результатом греха и восстания. Какое еще доказательство нам нужно, кроме креста, являющегося символом Божьей любви к нам, и Его желания спасти нас?
Однако Библия ясно говорит о том, что Бог не спасет тех, кто открыто восстает против Него.
Прочитайте Быт. 6:11–13; Рим. 1:18; 2 Фес. 2:12; Откр. 21:8; 22:15. Какое серьезное предупреждение мы находим в этих текстах?
Бог действительно любит всех людей, но не надо забывать, что все люди грешники, которые нуждаются в благодати, явленной в Иисусе. Бог призвал Церковь проповедовать миру благую весть о благодати.
«Церковь по замыслу Божьему призвана сотрудничать с Ним в деле спасения людей. Она создана для служения, и ее задача — нести Евангелие миру. Изначально план Господа заключался в том, чтобы Церковь отражала в мире Его полноту и совершенство. Членам ее, людям, которых Он вывел из тьмы в чудный Свой свет, надлежит являть Его славу. Церковь — хранительница сокровищ благодати Христовой, и через нее в конечном счете должна открыться даже «начальствам и властям на небесах» вся полнота любви Божьей (см. Еф. 3:10)» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 10).
Каким образом вы лично (не пастор, пресвитер или дьякон вашей церкви) можете лучше научиться «являть Его славу» погибающему миру? Что вам следует изменить в вашей жизни для этого?
«Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9:22, 23). Какой важный принцип выражает Павел в этих текстах? Как мы можем следовать подобной позиции в нашей жизни?
Господь по Своей мудрости избрал людей, чтобы донести миру весть о прощении и спасении. Бог призвал мужчин и женщин, несмотря на их слабость, сотрудничать с Духом Святым и ангелами. Израиль был Его постоянным «светом» во времена Ветхого Завета, но очень часто они ставили свой светильник под сосуд (Мф. 5:15), и полученные ими благословения оставались внутри Израиля. Вместо того чтобы делиться с другими, они ограждали себя от народов, боясь «осквернения».
Следующий план Бога для всемирной миссии можно назвать «метод соли» — идите и «научите все народы» (Мф. 28:19; Мк. 16:15, 20; Деян. 1:8). История христианской миссии знает немало рассказов о самоотверженных миссионерах, которые были солью для мира и проповедовали Евангелие отдельным людям, церквам и даже целым нациям.
Однако, как и в древнем Израиле, очень часто эти успехи оставались незаметными из-за недостатков самих миссионеров и миссии в целом. Этими недостатками могут быть: 1) плохое планирование миссии и недостаточное понимание задачи, 2) узкое направление миссии, например, акцент только на образование, здоровый образ жизни, оказание помощи во время катастроф или развитие, которое может затмить основную задачу — проповедь Евангелия, 3) недостаточное финансирование или нехватка работников, 4) миссионеры не подходят для выполнения задачи и 5) запрет проповеди Евангелия в некоторых странах.
Конечно, никто не говорил, что будет легко. Мы находимся на передовой великой борьбы, и враг будет делать все возможное, чтобы разрушить наши миссионерские планы как для проповеди нашим соседям, так и в самых отдаленных местах планеты. Но мы не должны разочаровываться, так как имеем много чудесных обетований силы. Мы можем быть уверены, что Бог достигнет Своих целей на земле. «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).
Прочтите из книги Э. Уайт. «Желание веков» главу «На горе Елеонской», с. 633; из книги «Основы христианского образования» главу «Быстрое приготовление», с. 335; из книги «Свидетельства для Церкви», т. 6, главу «Работа простирается на зарубежные поля», с. 23.
В Новом Завете употребляются два греческих существительных, перед которыми стоят слова «целый», «весь» и которые означают всемирное распространение христианской миссии: «в целом мире (kosmos)» в Мф. 26:13; Мк. 14:9; 16:15 и «по всей вселенной (oikomene)» в Мф. 24:14. В то время как слово «kosmos» — общий термин для определения упорядоченной вселенной — можно перевести словом «планета» (встречается в Новом Завете примерно 150 раз), то слово «oikomene» больше относится к жителям этого мира.
Каким представляли себе «весь мир» первые христиане? Через несколько лет после распятия Христа они уже побывали на территориях современного Кипра, Ливана, Сирии, Турции, Македонии, Греции и Италии. Существуют доказательства, что они распространяли весть во всех частях света. Двигаясь на север, они дошли до южной части России (древнее Скифское государство); на юг — до Эфиопии; на восток — до Индии; на запад — до Испании.
Верили ли первые христианские миссионеры, что должны проповедовать Евангелие по всему миру? Согласно книге Деяния святых Апостолов, Святой Дух в день Пятидесятницы, «день рождения» христианской Церкви, начал провозглашать «великие дела Божьи» представителям разных народов, географических мест и этнических групп, которые перечислены в библейских текстах (Деян. 2:5–11). С первых дней существования Церкви христиане были убеждены, что их миссия должна охватить весь мир. Если тогда было такое понимание, то насколько более серьезным оно должно быть сегодня?
Вопросы для обсуждения:
В классе обсудите последний вопрос за вторник о христианском учении эксклюзивизма и самонадеянности. Обязательно ли слово «эксклюзивизм» может означать «самонадеянность»? Если нет, то почему?
Со времен Пятидесятницы понятие «весь мир» наполнилось новым смыслом. Повеление Христа — «идите и научите все народы» (Мф. 28:19) остается непреложным для Его Церкви вплоть до Его возвращения. Как провозглашение трехангельской вести, записанной в Откр. 14:6–12, относится к Великому поручению?
Как вы ответите на вопрос: если люди могут получить спасение, даже не зная про Евангелие, зачем рисковать жизнью и тратить время, чтобы проповедовать им?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!