Библейские тексты для исследования:
Мф. 27:11–26; Ин. 3:19; Ис. 59:2; Мф. 27:45, 46, 49–54; Евр. 8:1–6; Мф. 28:1–20.
Памятный стих:
«Дана мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).
В рекламном объявлении британского журнала содержался призыв к добровольцам, готовым пожертвовать своим телом ради науки. Сообщалось, что ученые изучают практиковавшийся египтянами процесс мумификации и ищут добровольца с неизлечимой болезнью, который готов пожертвовать свое тело после смерти. Эти ученые, судя по объявлению, полагали, что раскрыли секретную технологию египтян, и гарантировали, что тело сохранится на сотни или даже тысячи лет.
Как христиане мы не должны заботиться о сохранении своих тел. Бог пообещал нам нечто гораздо лучшее. Благодаря смерти Иисуса, посредством которой Он искупил наши грехи, и Его воскресению как «первенца из умерших» (1 Кор. 15:20) наши тела ждет более завидная участь, чем тела древних фараонов. Те, кто видел мумии, согласятся, что они не особо привлекательны. Вместо этого Библия обещает нам нетление и вечную жизнь.
Читая на этой неделе последние главы Евангелия от Матфея, мы изучим глубокие истины о смерти и воскресении нашего Господа и проникнемся надеждой, которую эти два события предлагают нам.
Прочитайте Мф. 27:11–26. Каковы одни из наиболее глубоких последствий данной людям свободы выбирать и того выбора, который они сделали?
Именно убийцу Варавву должны были распять на среднем кресте. Преступники, распятые по обеим сторонам, возможно, были его соратниками. Варавва — это не столько имя, сколько отчество. «Вар» означает «сын». Например, Симон вар Иона — это «сын Ионы», а Варфоломей — «сын Толомея». Варавва означает «сын аввы», или «сын отца». Во многих ранних рукописях приводится имя Вараввы — Иешуа (Иисус). Иешуа было распространенным именем в то время и дословно означало «Яхве спасает». Следовательно, полное имя Вараввы звучало как «Яхве спасает, сын отца».
Какая насмешка!
«Этот человек объявил себя Мессией. Он утверждал, что имеет власть устанавливать другой порядок вещей, чтобы исправить этот мир. Одержимый сатаной, он утверждал, что все награбленное им принадлежит ему по праву. Он творил чудеса силой сатаны, приобрел последователей и подстрекал народ к восстанию против римского правления. Под маской религиозного рвения в нем скрывался закоснелый и отчаянный разбойник, склонный к жестокости и мятежу. Предлагая толпе выбрать одного из этих двух — разбойника или невинного Спасителя, Пилат думал пробудить в народе чувство справедливости. Он надеялся, что в противовес священникам и правителям простые люди проникнутся состраданием к Иисусу» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 733).
Пилат ошибся. Без убеждающей силы Святого Духа люди неизбежно сделают неправильный духовный выбор, наподобие того, что сделала в данном случае толпа. В конце концов, всем нам придется выбрать между Христом или Вараввой, Христом или падшим порочным миром, между жизнью и смертью. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).
Почему люди склонны предпочитать тьму свету? Как вы можете видеть даже в себе эту врожденную наклонность? Что это должно сказать нам о подлинном характере нашей падшей природы и, что еще важнее, о нашей потребности полностью покориться Господу?
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого, а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! Лама́ савахфани́? то есть: „Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?“» (Мф. 27:45, 46). Что означал этот вопль? Как мы понимаем его значение с точки зрения плана спасения?
Матфей описал то, что богословы называют «криком оставления». Крик спровоцирован ситуацией, когда тебя покинули и оставили одного в нужде. В этом случае мы видим данную реакцию у Иисуса — крик, вызванный ощущением, что Отец оставил Его. Тьма, окружившая тогда землю, символизировала священный суд (Ис. 13:9–16; Ам. 5:18–20; Иер. 13:16); Иисус испытывал на Себе все ужасающие последствия греха и полного отделения от Отца. Ради нас и вместо нас Он претерпевал Божественное наказание за грехи. «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28, см. также 2 Кор. 5:21). На кресте Иисус использует лексику Пс. 22:1, потому что Он особым образом испытывал то, что испытывают люди, — разделение с Богом из-за греха. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2).
Это не было притворством. Иисус действительно понес гнев Божий против греха; наказание за наши грехи пало на Него, и поэтому Его душа наполнилась страхом и трепетом, когда Он взял бремя вины, нашей вины, на Себя. Насколько же ужасен грех в глазах Господа, если из-за него Божьему Сыну пришлось взять на Себя вину и понести наказание за грех ради нашего прощения!
И все же даже в таких стесненных обстоятельствах Иисус взывает к Богу со словами: «Боже мой, Боже мой!». Несмотря на все, что происходило с Ним, Его вера осталась нетронутой. Он намеревался остаться верным до конца вопреки страданиям и чувству, что Отец оставил Его.
Каково это — чувствовать разделение с Богом из-за греха? Почему упование на праведность Христову, сопровождающееся покаянием, исповедью и решением оставить грех, — это единственный способ вернуться на истинный путь?
Евангелисты рассказали историю Иисуса с разных сторон, но все они сосредоточили внимание на Его смерти. Тем не менее Матфей — единственный, кто пишет о разорванной завесе и раскрывшихся гробницах.
Прочитайте Мф. 27:49–54. Каково значение этих событий? На какую предназначенную для нас надежду они указывают?
Непосредственно перед смертью Иисуса толпа, не разобравшись в сказанных Им словах, насмехалась над тем, что Илия придет спасти Его. Их издевательство было еще одним выразительным, но печальным примером того, как Иисус был неправильно понят многими Своими соотечественниками.
Затем Матфей отмечает, что завеса в храме разорвалась сверху донизу. Значение символа налицо: началась новая эра в истории спасения. Жертвоприношения, которые так долго указывали на Иисуса, больше не были нужны. Старый земной прообраз был заменен чем-то гораздо лучшим.
Прочитайте Евр. 8:1–6. Как эти стихи помогают нам понять, что случилось с земным святилищем и что его заменило?
Матфей указывает не только на разрыв завесы, но и на раскол скал, открытие гробниц и воскрешение мертвых — события, которые могли произойти только вследствие того, что осуществил Иисус, умирая в качестве нашего Заместителя. Таким образом, в Евангелии от Матфея мы видим, как происходят вещи, которые старая система сама по себе никак не могла вызвать. «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Конечно, только Иисус мог изгладить наши грехи, и для нас великим результатом, великим обетованием того, что Иисус забирает наши грехи, является воскресение из мертвых. Без этого обещания у нас нет ничего (см. 1 Кор. 15:13, 14, 19). В этих первых случаях воскрешения (мы не знаем, сколько всего их было) мы видим надежду и обещание нашего собственного воскресения в конце времен.
Сосредоточием христианской веры является не только Крест, но и пустая гробница. Правда состоит в том, что большинство людей в мире, включая нехристиан, считают, что человек по имени Иисус из Назарета действительно умер на кресте. Спустя небольшое время после смерти Иисуса появились исторические свидетельства, как, например, запись римского историка Тацита: «Нерон предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» (Тацит, Анналы 15:44).
По поводу того, был ли исторический персонаж по имени Иисус осужден и распят, споры не велись и не ведутся. С воскресением все обстоит иначе. Куда сложнее признать, что Иисус из Назарета умер в пятницу днем и ожил в воскресенье утром. Именно с этим многие люди не согласны. В конце концов, никого нельзя было удивить евреем, распятым римлянами в Иудее. Но еврей, воскресший из мертвых после распятия, никак не укладывался в привычные рамки!
Тем не менее без этой веры в воскресшего Иисуса христианская религия существовать не может. Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:14, 19). За смертью Иисуса должно было последовать Его воскресение, потому что в Его воскресении мы имеем гарантию нашего собственного воскресения.
Когда мы подходим к рассказу о воскресении Иисуса, у нас есть два варианта. Первый — смотреть на эту историю как на сентиментальный вымысел малочисленных учеников Иисуса, тосковавших по своему учителю и хотевших сохранить память о Нем. Второй вариант — принять историю воскресения буквально как рассказ из первых уст об экстраординарном событии, которое позднее было истолковано как имеющее значение для каждого человека, когда-либо жившего на земле.
Прочитайте Мф. 28:1–15. Почему Иисус велел Своим ученикам «радоваться» (в стихе 9)? Конечно, определенным основанием для радости мог быть тот факт, что Он воскрес, что их Учитель вернулся. Но какова настоящая причина для того, чтобы радоваться воскресению Иисуса?
Для многих людей наиболее сложным для понимания в действиях Иисуса является то, что Он вернулся на небо и поручил евангельское служение людям. Мы часто разочаровываем Его и самих себя, и, как показывают Евангелия, Его ранние последователи не были исключением. Тем не менее, доверяя нам служение, Христос показывает этим Свою любовь к нам и нашу потребность в Нем.
Прочитайте Мф. 28:16–18. Сравните слова Иисуса: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (ст. 18) с Дан. 7:13, 14. Как эти стихи связаны друг с другом?
Прочитайте Мф. 28:19, 20 — заключительные стихи этого Евангелия. Что говорит Иисус и каково значение этих слов для нас?
Эллен Уайт сообщает, что около 500 верующих собралось на горе Елеонской, когда Иисус возносился на небо (см. 1 Кор. 15:6). Его поручение благовествовать было обращено не только к ученикам, но и ко всем верующим. «Роковая ошибка, — пишет она, — думать, что спасение душ — дело только рукоположенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, доверено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 822).
Часто ли вы думаете о себе как о соработнике Христа? К каким конкретным способам вы можете прибегнуть, чтобы быть более активными в распространении Евангелия?
Как и авторы других Евангелий, Матфей написал о воскресении Иисуса. Как и они, он практически ничего не написал о том, в чем заключался смысл воскресения. Хотя евангелисты отразили в своих повествованиях факт воскресения Христа, ни Матфей, ни Марк, ни Лука, ни Иоанн не дали богословского объяснения этому событию, хотя оно является центральным для христианской веры.
Наиболее подробное объяснение значения креста мы находим в посланиях Павла. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:20–22). Павел также писал, что мы, «быв погребены с Ним в крещении, в Нем и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12). Петру также есть что сказать по такому важному вопросу: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).
Хотя мы не знаем, почему авторы Евангелий не вдавались в подробные объяснения, некоторые ученые считают это еще одним доказательством правдивости их повествований. В конце концов, описывая события спустя много лет после того, как они произошли, почему они не воспользовались возможностью внушить людям правильное представление о воскресении? Если имело место мошенничество, почему бы не обставить случившееся таким образом, чтобы исключить малейшие сомнения? Вместо этого они просто рассказывают историю, не стараясь приукрасить ее с помощью богословских трактовок.
Вопросы для обсуждения:
1. В момент смерти Иисуса завеса в храме, символизировавшая ветхий завет, разорвалась сверху донизу, и были провозглашены новый завет и новый Первосвященник — Иисус Христос. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим» (Евр. 10:19–21). Какие чувства возникают у вас при мысли, что Сам Христос теперь служит нашим Первосвященником?
2. Евангелие от Матфея затронуло множество тем и вопросов. Что особенно поразило вас в том, как Иисус был представлен здесь? Каким образом изучение этого Евангелия помогает лучше понять, что значит быть христианином и следовать учению Иисуса?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!