Библейские тексты для исследования:
Исх. 19:5, 6; Мф. 23; Ин. 12:20–26; Мф. 24; Ин. 14:1–4; 1 Фес. 4:16.
Памятный стих:
«Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12).
Второе пришествие Христа — кульминация христианской веры. Первое пришествие Иисуса и Его смерть на кресте являются решающими событиями, предшествующими Второму пришествию. Второе пришествие не может произойти без Первого, и Первое было бы бессмысленным без Второго. Оба события неразрывно связаны друг с другом, если не во времени, то в цели, которая состоит в искуплении человечества и окончании великой борьбы. Первое пришествие состоялось, теперь мы с нетерпением ожидаем второго.
На этой неделе мы рассмотрим главу 23 Евангелия от Матфея, где Иисус в последний раз призывает еврейских лидеров покаяться и принять Его как единственную надежду на спасение. Далее, в главе 24 Иисус отвечает на вопросы о том, какие события будут разворачиваться перед Его вторым пришествием. Здесь Иисус представляет торжественную картину, связывая разрушение Иерусалима с событиями, которые будут предшествовать Его возвращению.
И все же, как бы ни было тяжело (в условиях войны, голода, предательства), нам оставлено обетование «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Другими словами, несмотря на испытания и скорби, у нас есть все основания для радости.
Не кто иной, как Иисус привел сынов Израилевых в Иерусалим «рукой крепкой и мышцей высокой» (Втор. 7:19). На орлиных крыльях Он перенес их из Египта и привел их к Себе. «Будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6).
В определенном смысле Иисус сделал Израилю предложение на прекрасной горе Синай. Исх. 24 сообщает, что вожди и старейшины народа взошли и «видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное… Они видели Бога, и ели и пили» (Исх. 24:9–11). Христос предложил чашу Своего завета Израилю, как мужчина предлагает чашу женщине, с которой он желает связать свою жизнь. Израиль принял чашу и сказал: «Да, мы хотим вечно жить с Тобой в земле обетованной».
Имея это в виду, прочитайте Мф. 23. Что Иисус говорит лидерам Израиля? Какое предупреждение им дается? И, что еще важнее, какие уроки мы можем извлечь для себя, зная, в чем именно Христос упрекнул их? Как мы можем убедиться, что не виновны в том же самом?
В Мф. 23 Иисус предпринимает последнюю отчаянную попытку примириться с любимой. Но Его возлюбленная покинула его. Он принял ее решение и в последний раз вышел из их дома — храма. «Се, — сказал Он, — оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Иисус покинул храм, и он пришел в запустение, стал заброшенным, как пустыня, из которой Господь изначально спас их.
Еще совсем чуть-чуть — и в истории спасения произошел бы великий переход, но эти лидеры и те, кого они вводили в обман, упустили свой шанс. Между тем многим другим евреям, а затем и язычникам, открытым для водительства Святого Духа, предстояло продолжить великую работу и исполнить призвание Израиля. Они станут истинным семенем Авраама «и по обетованию наследниками» (Гал. 3:29). Мы также сегодня являемся частью этого народа, обладая тем же Божественным призванием.
После того как Иисус осудил отвергших Его иудейских лидеров, в Ин. 12:20–26 звучит удивительная просьба. Христу сообщили о язычниках, которые желают «увидеть Иисуса». Тем не менее эти язычники сначала обратились с этой просьбой к евреям, которые были верны Иисусу. Вскоре нечто подобное повторится, только в гораздо большем масштабе: тогда как одни евреи отвергнут Иисуса, другие будут главными посредниками, с чьей помощью многие язычники придут к познанию Христа. Как удивительно, что эта просьба звучит сразу после того, как Иисус говорит лидерам, что их дом опустеет. Воистину, старое должно было уступить дорогу новому, тому, что всегда входило в Божьи намерения, — спасению язычников и евреев.
Какую картину в Мф. 24:1–14 Иисус представляет как верным верующим, так и всему миру в целом?
«Отвечая Своим ученикам, Иисус не стал разделять два события — разрушение Иерусалима и великий день Своего пришествия, слив воедино их описание. Если бы Он открыл ученикам все будущее, как это виделось Ему, они не вынесли бы подобного зрелища. Жалея их, Он объединил описание двух великих событий, предоставив ученикам возможность самим уяснить заложенный в них смысл… Это слово сказано было не только для учеников, но и для тех, кто будет жить в последние дни земной истории» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 628).
Из ответа Иисуса нам предельно ясно одно: события, предшествующие Его возвращению, не радужны. Иисус не предсказывает земную утопию или тысячелетнее мирное царствование на земле. Войны, предательства, стихийные бедствия, преследование церкви, лжехристы и даже ложные братья… Положительным событием из представленных здесь является разве что проповедь Евангелия Царствия по всей вселенной (ст. 14).
В Мф. 24:13 Иисус говорит, что «претерпевший же до конца спасется». Что вы можете сделать со своей стороны, чтобы оставаться духовно сильным в испытаниях, которые могут легко истощить вас и заставить сдаться? Мы видим, как это происходит с другими; почему не стоит легкомысленно думать, что подобное не может случиться и с нами?
Прочитайте Мф. 24:15–22. О чем здесь говорит Иисус? Какую картину Он снова рисует, отвечая на заданный Ему вопрос?
«Мерзость запустения», как правило, понимается как своего рода кощунство или осквернение святыни. Иисус, очевидно, говорит о предстоящем разрушении Иерусалима в 70 г. н. э. Как мы убедились вчера, Иисус соединил Свое описание этого события с описанием состояния мира накануне Своего второго пришествия. «Христос видел в Иерусалиме прообраз мира, ожесточившегося в своем неверии, возмущении и быстро идущего навстречу карающим судам Божьим» (Эллен Уайт. Великая борьба, с. 22).
Тем не менее даже в условиях запустения Господь стремится спасти всех, кого можно. В Евангелии от Луки Иисус на самом деле велит ученикам бежать до того момента, когда наступит запустение: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное» (Лк. 21:20–22).
Когда христиане в Иерусалиме увидели, что это происходит, они покинули город, как велел им Иисус, тогда как большинство евреев остались и погибли. По приблизительным оценкам, во время осады Иерусалима погибло более одного миллиона евреев, еще 97 тысяч попали в плен. «В тот момент, когда римляне неожиданно сняли осаду с Иерусалима, все христиане бежали, и, как говорит история, никто из них не погиб. Местом их убежища стала Пелла, город в предгорьях к востоку от реки Иордан, приблизительно в 27 км к югу от Галилейского озера» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 499).
Вспомните ситуацию, когда вы не прислушались к полученному предупреждению и впоследствии пожалели об этом. Почему так важно, чтобы мы слышали не только замечательные обетования Слова Божьего, но и его предупреждения?
В Мф. 24 Иисус отвечает на вопрос: «Какой признак Твоего пришествия?» (ст. 3); следовательно, речь идет о возвращении Христа для того, чтобы воцариться.
Какое еще предупреждение дает Иисус в контексте событий, предшествующих Его возвращению, и как это наблюдалось на протяжении истории? Мф. 24:23–26.
Здесь Иисус, Который по мирским меркам был всего лишь странствующим проповедником из Галилеи с горсткой последователей, говорит, что многие придут во имя Его и будут выдавать себя за Него. Тот факт, что это происходило на протяжении веков и имеет место в наши дни, как нельзя лучше подтверждает истинность Слова Божьего.
Прочитайте Мф. 24:27–31. Как описано Второе пришествие? Что произойдет, когда Христос придет?
Предупредив, что многие придут, выдавая себя за Христа, Иисус описывает, каким в действительности будет Его возвращение.
Во-первых, Второе пришествие Иисуса будет личностным и буквальным. Сам Иисус вернется на землю. Утверждение, что «Сам Господь… сойдет с неба» (1 Фес. 4:16), опровергает заявления, что под возвращением Христа следует понимать идеальную или новую эру в истории человечества. Его возвращение будет видимым, как молния в небе. «И узрит Его всякое око» (Откр. 1:7). Образы трубы показывают, что это будет громкое событие, достаточно громкое, чтобы разбудить даже мертвых! И самое главное, если в первый раз Христос пришел явить пример смирения, то во второй раз Он придет как торжествующий Царь (Откр. 19:16), победивший всех Своих и наших врагов (1 Кор. 15:25).
В условиях, когда будущее в нашем мире столь переменчиво и неопределенно, как мы можем научиться черпать силу и надежду в обетовании Второго пришествия?
Второе пришествие Иисуса является кульминацией всех христианских надежд; это исполнение всех данных нам обещаний. Если Христос не придет, что тогда? После смерти мы сгнием в земле так же, как и все остальные. Без Второго пришествия и вытекающих из него последствий наша вера становится ложью, фарсом и всем тем, что видят в ней наши критики и оппоненты.
Поэтому неудивительно, что в силу собственного нетерпения некоторые христиане назначают даты возвращения Христа, ведь от этого события очень многое зависит. Как нам известно, все назначенные ранее даты прихода Христа были ошибочны.
Как Мф. 24:36, 42 объясняет нам, почему люди, назначавшие эти даты, ошибались?
Как раз потому, что мы не знаем, когда вернется Христос, нам сказано, что мы должны быть наготове и должны «бодрствовать».
Прочитайте Мф. 24:42–51. Что Иисус говорит здесь о том, что означает бодрствовать и быть готовым ко Второму пришествию?
Иисус выражается предельно ясно: нам не дано знать, когда Он вернется. Он придет тогда, когда люди не будут Его ждать. Следовательно, мы всегда должны быть готовы к Его приходу. Мы должны жить так, как если бы Он в любой момент мог вернуться. Люди зачастую руководствуются опасной логикой: «Христос не скоро вернется; поэтому я могу делать все, что захочу». Иисус предостерегает нас от такой позиции. Мы должны стремиться быть верными по той причине, что любим Господа и хотим делать то, что Ему угодно, независимо от того, когда Он вернется. Кроме того, с учетом библейских стихов, предупреждающих о суде и адресованных преимущественно тем, кто плохо обращается с другими людьми, можно сказать, что сроки Второго пришествия не имеют большого значения. Рано или поздно их ждет суд.
Будучи адвентистами седьмого дня, уже долгое время верящими в возвращение Христа, как мы можем удостовериться в том, что не повторяем, пусть даже в мелочах, ошибки «злого раба»?
В контексте событий, описанных в Мф. 24, Иисус также сказал: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет» (ст. 34). Этот стих вызывает замешательство, поскольку очевидно, что все эти события не произошли за одно поколение. Д-р Ричард Леманн в «Настольной книге по теологии адвентистов седьмого дня» отмечает, что греческое слово, переведенное как «род сей», соответствует еврейскому слову «dôr». Последнее часто используется для обозначения определенной группы или категории людей, например, «упорного и мятежного рода» в Пс. 77:8. Таким образом, Иисус использовал это слово не для обозначения времени или даты, но для характеристики злых людей.
«В соответствии с общепринятым употреблением этого термина в ветхозаветное время Иисус использовал фразу „род сей“ не в значении „поколение“, а в смысле класса или типа людей. Злой род включает в себя всех, кто имеет злой характер и совершает злые поступки (Мф. 12:39; 16:4; Мк. 8:38)» (Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД, том 12. Заокский, Источник жизни, 2010, с. 647). Другими словами, зло не истребится до тех пор, пока не вернется Иисус.
Вопросы для обсуждения:
1. Как, будучи адвентистами седьмого дня, мы реагируем на очевидную задержку прихода Христа? Не верили ли предыдущие поколения адвентистов, что Иисус придет при их жизни? И не ожидают ли многие из нас того же? Вместе с тем не является ли ожидание Его возвращения в течение конкретного временного интервала своеобразной попыткой установить дату? Как нам выработать сбалансированное отношение ко Второму пришествию? Как не повторить ошибки «злого раба»и в то же время не видеть в каждом газетном заголовке знак немедленного конца? Каким должно быть отношение тех, кто ожидает Второе пришествие?
2. Прочитайте еще раз данное Иисусом описание Второго пришествия. Чем оно отличается от некоторых популярных концепций, связанных с этим событием? Учитывая, насколько ясны эти тексты, как вы объясните, почему так много людей верят в то, что противоречит Писанию? Какие аргументы они приводят в защиту своих взглядов и что мы можем возразить им?
3. Как научиться жить в условиях задержки Второго пришествия? Каким героям Библии приходилось жить в аналогичных обстоятельствах и чему мы можем у них научиться? Что можно сказать об Иосифе, Аврааме, Сарре, Халеве и Иисусе Навине? Что Откр. 6:9, 10 говорит о задержке суда над нечестивыми?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!