Библейские тексты для исследования
Лк. 11:37–54; 12:4–21, 35–53; Ам. 6:1; Лк. 8:4–15; 22:24–27.
Памятный текст
«И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17:5).
Хотя Иисус был великим учителем, Он не создал богословскую или философскую школу. Его целью было «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Он пришел, чтобы явить характер Бога, откровение, кульминацией которого был Крест, где Он не только показал человечеству и безгрешным мирам, каков на самом деле Бог, но также принял наказание за грех, чтобы люди, несмотря на их греховную природу, могли быть искуплены.
Кроме того Он создал искупленное сообщество — сообщество тех, кто, будучи спасены Его смертью, избрали быть примером Его жизни и учения.
Призыв быть частью этого искупленного сообщества является призывом не к преимущественному положению в жизни, но к абсолютной верности Призывающему, Самому Христу. То, что Он говорит, становится законом жизни для ученика. То, чего Он желает, становится единственной целью ученика. Никакое количество внешнего добра или доктринального совершенства не может заменить собой всецелую верность Христу и Его воле.
Ученичество, которое возможно только благодаря пребыванию Христа внутри нас, выдвигает определенные обязательные требования. Не может быть никакой конкуренции, и не допускается никакая замена.
В Евангелиях более 80 раз упоминается о фарисеях, причем четверть всех текстов находится в Евангелии от Луки. Фарисеи характеризовались доктринальным консерватизмом, в отличие от саддукеев, которые были известны своими либеральными идеями. Фарисеи, как правило, были законниками, которые, заявляя о своей вере в благодать, учили спасению, основанному на соблюдении закона.
Прочитайте Лк. 11:37–54. О чем предупреждает Иисус и почему Его слова не менее актуальны сегодня? Как нам убедиться, что мы не делаем того, против чего предостерегал Иисус?
Обзор предупреждений «горе вам» (Лк. 11:42–54), адресованных фарисеям и книжникам, показывает, насколько призыв к истинной религии затрагивает каждое поколение, в том числе и наше.
Например, десятина, являясь благодарностью Богу за Его заботу, никак не может заменить основных требований любви и справедливости в человеческих отношениях (текст 42). Или люди, которые не радеют о «суде и любви Божией», любят «председания в синагогах» (тексты 42, 43). Вот что значит упустить суть настоящей веры!
Иисус предупреждал также, что те, кто сводит истинную религию только к внешним ритуалам, являются нечистыми, вроде тех, кто прикасается к мертвому телу (Лк. 11:44; см. также Числ. 19:16). Как легко перепутать тривиальное с тем, что священно в глазах Бога.
Кроме того, Иисус произнес «горе вам» в адрес знатоков закона, которые использовали свое образование и опыт, чтобы накладывать невыносимые религиозные бремена на других, а сами и одним перстом своим не дотрагивались до них (см. Лк. 11:46).
Тем временем фарисеи почитали уже умерших пророков и при этом противодействовали живым. Даже в тот момент, когда Иисус говорил эти слова, некоторые помышляли убить Сына Божьего. Важно не просто почитать пророков, но прислушаться к их пророческому посланию любви, милости и суда.
Последнее «горе вам» воистину ужасно. Люди, которым был доверен ключ от Царства Божьего, не оправдали этого доверия. Вместо того чтобы мудро использовать этот ключ и помогать Божьему народу входить в Царство, они заперли вход и выбросили ключ.
«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу» (Откр. 14:7) — первая из трех ангельских вестей, которые занимают такое важное место в жизни и учении адвентистов седьмого дня. Бояться Бога не значит дрожать перед Ним от страха, как полагают многие. Это значит понимать, кто такой Бог и каковы Его права на нас. Это акт веры, который включает абсолютную преданность Ему. Бог становится единственным, Кто определяет и судит нашу жизнь — наши мысли, действия, взаимоотношения и вечную участь. Ученичество, основанное на такого рода «страхе», стоит на непоколебимом основании.
Прочитайте Лк. 12:4–12. Что Иисус говорит здесь о страхе?
Этот отрывок показывает нам, кого бояться, а кого не бояться. Мы не должны бояться сил, которые могут повлиять только на наше тело в современном мире. Вместо этого мы должны бояться Бога и повиноваться Ему, потому что в Его руках — наша вечная участь. Но наш Бог — это Бог, у Которого не забыта ни одна малая птица (Лк. 12:6) и Кто знает количество волос на наших головах (текст 7), любящий и заботливый Бог; следовательно, каждый из нас бесконечно дорог в Его глазах. Если бы мы действительно верили в это, сколько бы страхов исчезло из нашей жизни!
Прочитайте Лк. 12:13–21. О чем нас предупреждает Иисус в этих текстах?
Хотя Иисус отказался вмешаться в спор двух братьев, враждующих из-за дележа имущества, Он подчеркнул актуальность десятой заповеди (Исх. 20:17), предупреждающей против порока жадности, и указал на важнейшую истину всех времен: жизнь не состоит из материальных вещей (Лк. 12:15). Богатый глупец жил в маленьком мире, ограниченном только им самим. Ничто другое для него не существовало. Как осторожны мы должны быть, чтобы не попасть в эту же ловушку; это особенно важно для тех, кто имеет благословение в виде материальных благ.
Хотя все мы наслаждаемся материальными благами, подумайте, как мало настоящего удовлетворения они могут дать, особенно в свете вечности. Почему же тогда так легко совершить ошибку, о которой предупреждал Иисус в Лк. 12:16–21?
«Бдительность и верность — вот те качества, которые в любую эпоху нужны последователям Христа. Но теперь, когда мы стоим на самом пороге вечного мира и имеем такие истины, такой великий свет и такое важное дело, мы должны удвоить наши старания» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 460, 461).
Прочитайте Лк. 12:35–53 и суммируйте то, что эти тексты означают конкретно для вас, особенно если вы уже долгое время ожидаете Второго пришествия Иисуса.
Христиане не могут позволить себе быть слабыми или вялыми. Его бесспорное возвращение в неизвестный час должно побудить нас держать наши одежды препоясанными, а светильники горящими. Эсхатологическая надежда должна быть движущей силой нашей жизни и работы, нашей готовности и верности. Именно эта верность в исполнении Его воли и готовность встретить Его отличает доброго слугу от злого.
Любая небрежность в отношении верности под предлогом «не скоро придет господин мой» (Лк. 12:45) означает, что человек подпадает под жесточайший суд Божий (тексты 45–48). Чем больше преимущество, тем выше ответственность, следовательно, от тех, кому много дано, и ожидается много (текст 48).
Слова древнего пророка: «Горе беспечным на Сионе» (Ам. 6:1) отражены в предостережении Христа о том, что христианское ученичество — это не состояние праздности. Павел объясняет, что христианская жизнь — это духовная война (Еф. 6:12). Главный фокус в том, что каждый христианин участвует в космическом конфликте между Христом и сатаной, а крест проводит четкую грань между ними. Только благодаря постоянной вере в распятого Христа можно одержать окончательную победу.
«И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Что этот текст должен значить для нас как адвентистов седьмого дня?
Отец, Сын и Святой Дух на Своем вечном совете «прежде создания мира» (Еф. 1:4) составили план искупления. То есть у Бога был готов план спасения мира еще до появления этого мира и, конечно же, до появления греха в нем. План основан на кресте, и благая весть о кресте должна быть рассказана всем людям в мире. Ответственность за это свидетельство лежит на каждом христианине.
«И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Последнее предписание Иисуса подчеркивает важную роль, которую Господь отводит проповеднической деятельности Его последователей.
Какие уроки христианские свидетели должны извлечь из притчи о сеятеле и почве? Лк. 8:4–15.
Какая награда и когда ожидает тех, кто свидетельствует? Лк. 18:24–30.
Что притча о десяти минах (Лк. 19:11–27) говорит о верности и ответственности в свидетельстве?
В каждом из этих текстов, а также и в других, описаны опасности, обязанности и награды, которые ожидают тех, кто свидетельствует и верит. Нам дано торжественное поручение, но, учитывая, сколько мы получили, как мало на самом деле от нас ожидается!
Прочитайте Лк. 22:24–27. Даже во время Тайной вечери ученики спорили о том, кто из них будет большим в Царстве Божьем. Как Иисус реагирует на их конфликт и почему Его ответ можно считать революционным?
Ответ Иисуса не имеет аналогов в истории лидерства. Фараон, Навуходоносор, Александр Великий, Юлий Цезарь, Наполеон и Чингисхан — все рассматривали лидерство с точки зрения силы и власти над другими. Именно так мир всегда рассматривал понятие власти.
«А вы не так, — говорит Иисус, — но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22:26). Этими словами Господь вселенной ввел новое определение лидерства: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26–28).
Таким образом, назвав служение и самоотречение основными принципами Своей жизни и Своего лидерства, Иисус представил новую динамику человеческих отношений: чувство удовлетворения приходит не от власти, а от служения; лидерство получает свои полномочия не от положения в обществе, но от служения; преобразование начинается не с престола, а с креста. Жить — значит умереть (Ин. 12:24).
В Лк. 9:46–48 описано, как среди учеников Иисуса возник спор о том, кто будет большим. Принципы мира очень крепко сидели в умах Его учеников. Ответ Учителя нацелен в самую суть проблемы и представляет собой одну из самых сложных задач в жизни вообще и в христианской жизни в частности. Слова Иисуса о том, чтобы быть «меньше всех» (текст 48), показывают, насколько светские приоритеты выстроены в обратном порядке.
Если принципы мира до такой степени противоположны тому, что говорил Иисус, как нам выжить в этом мире, если мы будем применять Его принципы в своей жизни?
«Кому принадлежит наше сердце? Кто владеет нашими помыслами? О ком мы любим говорить? Кому посвящены самые нежные чувства, кому отдаем наши силы? Если мы Христовы, то нам приятнее всего думать о Нем. Мы отдаем Ему самих себя и все, что имеем. Мы полны желания отражать Его образ, исполняться Его духа, творить Его волю и угождать Ему во всем» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с.58).
«В нашей земной жизни, хотя и испорченной грехом, мы можем найти вечную радость и достойно служить другим. А в будущем, не будучи скованы рамками грешного естества, мы найдем величайшую радость в служении, которое не будет более ограничено грехом, мы по-новому узнаем „богатство славы в тайне сей… которая есть Христос в вас, упование славы” (Кол. 1:27)» (Э. Уайт. Воспитание, с. 309).
Вопросы для обсуждения:
- Безумным Иисус назвал богатого и успешного фермера (Лк. 12:20). Но безумным мог бы оказаться не богатый и не успешный человек. Что делает человека безумным (или глупцом) в глазах Бога?
- В большинстве наших церквей можно увидеть две категории людей. В первую входят профессионалы, руководители предприятий, церковные и общественные лидеры, а также влиятельные люди, — все, кто пользуется уважением, вниманием и расположением; ко второй категории можно отнести тихих и незначительных людей, которые просто приходят и уходят, никем не замеченные. Что вы можете сделать, чтобы люди из второй категории чувствовали себя такими же важными, как люди из первой категории?
- Хотя сегодня легко упрекать фарисеев за то, что они извратили истину, как нам не совершить тех же ошибок? Как научиться твердо отстаивать то, что правильно, не становясь при этом фарисеями? Или, что еще более важно, как мы определяем, что правильно и за что стоит бороться, а что является всего лишь «оцеживанием комара»?
- Как мы можем сохранять бдительность и готовность к возвращению Иисуса, когда с каждым годом все легче и легче утратить бдительность?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!