Библейские тексты для исследования:
Ис. 14:4, 12–15; Иез. 28:2, 12–19; Ин. 12:31; Откр. 12:7–13; Лк. 10:1–21.
Памятный стих:
«Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7:10).
«Правление Божье зиждется на законе любви, поэтому счастье всех разумных существ зависит от полного согласия с великими принципами праведности. Бог желает, чтобы все сотворенные Им существа служили Ему из любви, чтобы это служение было обусловлено пониманием Его характера. Он не испытывает никакой радости от вынужденного повиновения Себе. Каждому предоставлена свобода воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 34).
Совершенная гармония существовала во всей Вселенной до тех пор, пока все созданные существа сохраняли верность в любви. Однако один мятеж полностью изменил все вокруг. Люцифер думал, что может выполнять функции Бога лучше самого Бога. Он позавидовал Божьему положению и престижу.
Его жажда власти привела к войне на небесах (Откр. 12:7). Обманув Адама и Еву возле запретного дерева в раю, сатана принес эту войну на землю, и мы по сей день испытываем ее последствия. План спасения — это Божий способ борьбы с восстанием и восстановление порядка и гармонии, нарушенных сатаной.
Прочитайте Ис. 14:4, 12–15. Какие строки из описания вавилонского царя указывают на то, что речь идет о ком-то большем, чем о простом земном правителе?
Ни один из земных правителей не был на небесах, и этот факт указывает, что стихи 12–15 повествуют о существе более могущественном, чем царь, будь он даже вавилонским царем. Кроме того, такие образы, как вознесение на небо, положение выше, чем положение ангелов, председательствование на горе севера, встречаются в описаниях божества на древнем Ближнем Востоке. Честолюбивые планы сатаны открываются здесь, в «двойном» пророчестве.
Иисус использует аналогичную тактику в своем описании разрушения Иерусалима (см. Мф. 24). Хотя ученики спрашивали о разрушении храма, в своем ответе Иисус описывает как разрушение Иерусалима римлянами в 70 г. по Р. Х., так и величайшие события, которые произойдут в конце мира. Таким же образом Исаия описывает атрибуты земного царя, но применяет их к кому-то гораздо большему, чем простому царю на земле.
Прочитайте Иез. 28:2, 12–19. Как изображен здесь сатана?
Пророк Иезекииль описывает идеальное существо, которое находилось в Эдемском саду и было украшено всеми видами драгоценных камней, которые позже стали частью облачения первосвященника, — существо, которое было осеняющим херувимом Божьего престола. Однако это совершенное существо стало порочным, возгордившись из-за своей красоты.
Проводя аналогии между земным и небесным, мы можем лучше понять Божественные реалии. Пророки говорили о том, что было ближе и понятней людям, чтобы объяснить то, что само по себе может быть сложным для понимания. Происходящее на небесах сложно для нашего понимания, однако мы все в состоянии понять вопиющие и разрушительные последствия политических амбиций земных правителей. Пророки Исаия и Иезекииль дают нам представление о необъяснимом изменении в какой-то момент истории, когда все, что было красивым и идеальным в Божьем творении, оказалось омрачено разрушительным влиянием честолюбивых целей.
Если совершенное существо, созданное совершенным Богом, обитающее в идеальной среде, нарушило мир и гармонию из-за своей гордости, то насколько смертельным является это чувство для нас, падших существ?
Прочитайте Ин. 12:31; 14:30; 16:11. Почему Иисус называет сатану князем мира сего?
Когда Бог впервые создал Адама и Еву в Эдемском саду, Он доверил им управление Эдемом (Быт. 2:8, 15) и заботу обо всех существах в воде, в небе (воздухе) и на земле (Быт. 1:26, 28). Дав имена животным, Адам сделал это по праву управителя. Обычно те, кто обладает властью, могут давать имена, поэтому, назвав животных, Адам продемонстрировал свой статус правителя мира.
Когда Адам потерял эту власть, сатана очень быстро заполнил образовавшийся вакуум. Восстановление человеческой расы, которое стало возможным благодаря жертве Христа на Голгофе, произойдет, когда искупленные получат преимущество Адама и Евы царствовать с Богом всю вечность как «цари и священники» (Откр. 1:6; 5:10).
Первые главы книги Иова показывают нам, насколько серьезной была потеря Адама. Имея возможность заглянуть туда, где находится Божий престол в тронном зале Вселенной, мы также можем увидеть, насколько природа стала доминировать над человеческой расой после грехопадения.
Прочитайте Иов 1:6, 7; 2:1, 2. Почему сатана представил себя на собрании сынов Божьих тем, кто ходил по земле и обошел ее?
«Ходить по земле», или «обойти ее», — это не просто совершить интересное путешествие. В Священном Писании такое действие указывает на признак собственности. Когда Бог дал землю Аврааму, Он сказал ему, чтобы тот обошел ее в длину и ширину (Быт. 13:17), Он дал подобные повеления Моисею и Иисусу Навину (Втор. 11:24; Нав. 1:3). Сатана, в некотором смысле, позиционирует себя «богом века сего» (2 Кор. 4:4).
Выступление сатаны в первых двух главах книги Иова параллельно тому, что произошло в 3-й главе книги Бытие. Сатана является инициатором возникновения проблемы в раю, а затем оставляет свои жертвы страдать от последствий.
Какие доказательства работы сатаны мы можем видеть в нашем мире? Как можно черпать надежду в обетовании, что в один прекрасный день весь этот беспорядок закончится?
Мы не имеем ни малейшего понятия, что именно означает война на небесах, то есть мы не знаем, какие происходили бои, кроме того факта, что сатана и его ангелы были изгнаны с небес. Фактически Библия ничего не говорит о физической стороне данного конфликта. Однако эта война имеет отношение к духовным последствиям здесь, на земле.
Прочитайте Откр. 12:7–16. Что данные стихи говорят нам о великой борьбе и о ее влиянии на небеса, а затем на землю?
Обратите внимание: Иоанн в положительном ключе говорит о продолжающейся борьбе «клеветника братьев наших» против победителей. Он связывает это со спасением и наступлением Царства Божьего (Откр. 12:10, 11). Эта положительная тема раскрывается на протяжении всей главы и представляет собой важный аспект великой борьбы.
Очень важно обратить внимание на общий контекст 12-й главы. В ней содержится описание трех великих угроз, но в конце каждой происходит невероятное избавление. В драматическом видении Иоанну показана борьба между Христом и сатаной, и насколько все события кажутся несоответствующими.
Например, большой красный дракон (сатана, Откр. 12:9) готовится пожрать Младенца (Иисуса), Который должен родиться. Как в таком противостоянии ребенок может выжить? Но он выжил и был восхищен к престолу Божьему.
Затем дракон пытается преследовать мать (символ народа Божьего, см. Откр. 12:13). Насколько может мать, которая только что родила, защититься от дракона? Но она также получает чудесное избавление (стих 14).
В третьей попытке уничтожить избранный Богом народ дракон посылает наводнение (стих 15). Что может сделать женщина против наводнения? Но, опять же, Бог делает шаг навстречу и избавляет ее (стих 16).
В настоящее время дракон обращает внимание на прочих от семени женщины. Он в ярости и ведет войну против них. История ясно показывает, как угнетали и преследовали народ Божий на протяжении многих лет. Слишком часто мы видим, что невозможно вести борьбу, и сомневаемся, что верным удастся выжить, забывая, что история на этом не заканчивается. Ее продолжение мы находим в 14-й главе книги Откровение, где верные последователи стоят перед престолом Божьим; таким образом, они тоже будут избавлены.
Когда вы чувствуете, что вас сокрушают силы, превосходящие ваши, как научиться находить защиту в Господе, Который превыше всего?
Как мы увидели, война, произошедшая на небе, не ограничилась небесами, но была перенесена на землю. В течение некоторого времени кажется, что сатана («клеветник братий наших», Откр. 12:10) мог являться перед престолом Божьим и обвинять народ Божий. Иов был одним из библейских героев, который пострадал от подобного оскорбления.
Прочитайте Лк. 10:1–21. Какой смысл вкладывал Иисус в Свои слова, говоря о сатане здесь?
Прежде, чем Иисус послал 70 учеников благовествовать, Он повелел им не брать никакой запасной одежды или денег (Лк. 10:4) и просить Божьего благословения на своих слушателей (стих 5). Он предупредил, что они будут, как агнцы среди волков (Лк. 10:3), — именно это отражено в 12-й главе книги Откровение, где дракон пытается вести войну с народом Божьим.
После своего радостного возвращения (Лк. 10:17) ученики сообщили, что демоны повинуются им, и им казалось, что это должно было принести Иисусу большую радость (Лк. 10:21). Именно в данном контексте Иисус говорит о сатане, который пал с неба как молния. Он предупреждает учеников, что их радость не должна быть основана на их успехе — победе над демоническими силами, но, скорее, на том, что их имена записаны на небесах (Лк. 10:20). Это напоминание указывает на то, что спасение человека находится в руках нашего Спасителя. Это Иисус одержал победу над врагом, а не мы.
Последователи Иисуса имеют преимущество свидетельствовать о спасении, которое одержал Иисус. Этот эпизод в Лк. 10:17–20, кажется, связывает работу благовествования, которую Иисус поручил Своему народу, с властью над сатаной в этой великой борьбе. Работа благовествования подрывает власть, которую сатана имеет над людьми этого мира, и дает человечеству возможность возобновить свою первоначальную миссию по расширению границ Царства Божьего.
Власть над нашим противником стала реальной только благодаря победе Иисуса, которую Он одержал на кресте. Павел утверждает, что Иисус «отнял силы у начальств и властей» и одержал победу над ними (Кол. 2:15). В Нем Божий народ восторжествует. Поражение сатаны гарантировано. «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31), он больше никогда не сможет клеветать на народ Божий. Действительно, мы можем радоваться, что битву ведет Господь!
«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Поразмышляйте об этих словах. О чем они говорят и почему мы имеем причину для радости?
Подобно змее, которая и после смерти может рефлекторно обвиться вокруг руки и выпустить свой яд, если вы возьмете ее, сатана по-прежнему смертельно опасен. Хотя он был побежден на Голгофе, его смертоносные действия еще не остановлены.
Прочитайте Ин. 16:33. Как Иисус предупреждает Своих учеников о продолжающейся борьбе против зла?
Иисус ясно говорит, что Его последователи будут переживать нелегкое время, но, вместо того чтобы думать о проблемах, Он призывал взирать на победу, которую они обретут в Нем. Размышляя об этой гарантии, Павел заверял верующих в Риме, что Бог сокрушит сатану (Рим. 16:20). А Иоанн утверждал, что победа Церкви последних дней будет обеспечена благодаря крови Агнца (Откр. 12:11).
Прочитайте Евр. 12:1, 2. Кто такие «свидетели» и к чему они призывают нас? См. Евр. 11.
11-я глава Послания к евреям кратко описывает жизнь некоторых известных героев веры. Авель принес совершенную жертву, и он не забыт, хотя умер. Енох имел настолько близкое общение с Богом, что был взят живым на небеса, чтобы всегда быть с Ним. Ной предупреждал о немыслимых событиях и предлагал спасение миру, который утопал во грехе. Авраам оставил великую цивилизацию и пошел в землю обетованную. Сара родила обетованного сына, хотя была слишком стара, чтобы иметь детей. Моисей решил лучше страдать со своим народом, чем жить во дворце фараона. А Раав свидетельствовала о Божьем величии (Нав. 2:9–11). Эти герои веры формируют большое облако свидетелей, о которых говорится в Послании к евреям 12:1. Они не пассивные свидетели, подобно зрителям, наблюдающим за игрой; напротив, они активно свидетельствуют нам, что Бог верен, что Он поддерживал их в любой ситуации, с которой они сталкивались. Мы не одиноки в этой великой битве.
Посмотрите на некоторых героев веры, упомянутых в 11-й главе Послания к евреям. Кто они и какими они были? Какое утешение содержится для нас в том факте, что у этих людей были свои страхи, страсти и слабости?
Мы не знаем, почему в Люцифере зародился грех. Эллен Уайт говорит нам, что «постепенно Люцифер начал вынашивать в себе стремление к самовозвышению» (Патриархи и пророки, с. 35). То, что это произошло с совершенным существом, ясно показывает реальность свободной воли и свободного выбора в Божьем правлении. Бог создал всех разумных существ совершенными; они обладали нравственной природой. У них не было склонности ко злу. Как же тогда грех зародился в Люцифере? Ответ заключается в отсутствии ответа. Для греха нет оправдания. Если грех можно было бы оправдать, то Бог в конечном счете был бы ответственен за зло. Мы, люди, привыкли к существованию причинно-следственных связей. Но грех не имеет причины; для него просто нет никаких оснований. Он иррационален и бессмысленен. Люциферу нет оправдания, особенно принимая во внимание тот факт, что он был так близок к Богу. Так или иначе, посредством злоупотребления свободной волей Люцифер стал порочным существом, вместо «сына зари» — сатаной, «противником». Хотя многого мы не понимаем, мы знаем достаточно, чтобы быть осторожными в правильном использовании священного дара свободной воли и свободного выбора.
Вопросы для обсуждения:
Зависть сыграла большую роль в восстании сатаны против Бога. Исходя из вашего собственного опыта, какой вред может нанести зависть? Как научиться бороться с этим чувством?
Поразмышляйте об удивительном даре свободной воли и свободного выбора. Как мы ежедневно используем его? Рассмотрите некоторые из страшных последствий неправильного использования этого дара. Как научиться правильно его использовать?
Подумайте о роли закона в контексте свободной воли и свободного выбора. Тот факт, что у Бога есть закон, должен свидетельствовать о реальности свободной воли. Ведь какой смысл в нравственном законе, если нравственные существа несвободны делать выбор? Поразмышляйте о применении закона и о том, что он говорит о человеческой свободе.
Существует серьезная тенденция, особенно в некоторых частях мира, отвергать идею о буквальном существовании дьявола. Почему такое мнение противоречит даже самым базовым библейским знаниям?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!