Священное Писание Ветхого и Нового Заветов есть Слово Божие, письменно переданное по Божественному вдохновению через святых мужей Божьих, которые произносили и писали его по побуждению Святого Духа. Посредством этого Слова Бог передал человеку необходимые для спасения знания. Библия – это безошибочное откровение Его воли. Она является мерилом характера, испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира.
Ни одна книга в мире не вызывала к себе, с одной стороны, столько любви и почтения, а с другой — столько ненависти и проклятий, как Библия. Одни люди умирали за Библию, другие убивали за нее. Она вдохновляла человека на величайшие и благороднейшие дела и была поносима им за его же самые мерзкие и низкие поступки.
Идеи, изложенные на страницах Библии, нередко использовались как повод для войн, революций и низвержения царств. Люди различных толков и направлений: от сторонников «теологии освобождения» до капиталистов, от диктаторов до освободителей, от пацифистов до милитаристов — все ищут на ее страницах слова, которыми они могут оправдать свои деяния.
Библия уникальна не своим бесподобным политическим, культурным и социальным влиянием, а своим происхождением и содержанием. Она является Божьим откровением об уникальном Богочеловеке: Сыне Божьем, Иисусе Христе — Спасителе мира.
Божественное откровение
На протяжении всей человеческой истории одни люди сомневались в существовании Бога, а многие другие убежденно заявляли, что Он есть и проявляет Себя. Каким же образом Бог давал откровение о Себе и какова при этом роль Библии?
Общее откровение. Интуитивное понимание Божьего характера, получаемое посредством исследования истории, человеческих взаимоотношений, голоса совести и природы, часто называют «общим откровением», потому что оно доступно для всех и обращено к разуму человека.
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Миллионы людей слышат этот голос. Солнечный свет, дождь, горы, реки — все свидетельствует о любящем Творце. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).
Другие видят заботливого Бога в счастливых человеческих взаимоотношениях, в сильной любви между друзьями, мужем и женой, родителями и детьми. «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис. 66:13). «Как Отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).
Однако тот же самый солнечный свет, который говорит о любящем Творце, может превратить землю в выжженную пустыню, обрекая всех на голодную смерть. Тот же самый дождь может превратиться в потоки с бурным, стремительным течением, сметающим все на своем пути. Та же величественная гора может дать трещину, раздробиться и принести разрушение. И в человеческих взаимоотношениях часто проявляются ревность, зависть, гнев и даже ненависть, которая может привести к убийству.
Окружающий нас мир ставит перед нами множество вопросов. Он открывает борьбу между добром и злом, но не объясняет, как началась эта борьба, кто и почему участвует в ней и за кем окончательная победа.
Особое откровение. Грех мешает понять откровение Бога о Самом Себе, явленное через творения, потому что грех притупил нашу способность понимать свидетельство Божье. В Своей любви Бог дает особое откровение о Самом Себе, чтобы помочь нам разрешать возникающие у нас вопросы. Во всей Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете, Он особым образом раскрыл Себя нам, не оставив никаких сомнений относительно Своего характера, суть которого — любовь. В начале Бог открывал Себя через пророков, затем в Личности Иисуса Христа было дано Его высшее откровение (см. Евр. 1:1,2).
Библия не только содержит утверждения, передающие нам истину о Боге, но раскрывает Его как Личность. Обе сферы откровения необходимы: нам нужно знать Бога через Иисуса Христа (см. Ин. 17:3), и нам нужно знать «истину, которая в Иисусе» (Еф.4:21). Посредством Священного Писания Бог преодолевает барьер нашей умственной, нравственной и духовной ограниченности, давая знать о Своем неизменном желании спасти нас.
Центральная Личность Священного Писания
Открывая Бога, Библия также говорит и о человеке. Она показывает безвыходное положение, в котором находятся люди, и тот выход, который все же предлагает Бог. Из нее мы узнаем, что все мы удалились от Бога, потерялись и что Иисус — это Тот, Кто находит нас и возвращает к Нему.
Иисус Христос является центром Священного Писания. Ветхий Завет говорит о Сыне Божьем как о Мессии, Искупителе мира; Новый Завет открывает Его как Иисуса Христа Спасителя.
Каждая страница Библии, запечатлев как символы, так и реалии, открывает одну из сторон Его служения и характера. Крестная смерть Иисуса открыла во всей полноте и характер Бога.
Крест дает это полное откровение, потому что он соединяет две противоположности: неизмеримое зло человека и неисчерпаемую Божью любовь. Каким более сильным средством можно было показать нам нашу человеческую греховность? Что другое могло лучше изобличить грех? Крест открывает Бога, согласившегося на смерть Своего единородного Сына. Непостижимая жертва! Возможно ли было полнее открыть Его любовь? Воистину центром Библии является Иисус Христос! Вокруг Него развивается вся вселенская драма. Вскоре Его победа на Голгофе достигнет своего апогея в окончательном уничтожении зла. Человечество воссоединится с Богом.
Тема Божьей любви, особым образом явленной в жертвенной смерти Христа на Голгофе, — эта величайшая истина Вселенной — является средоточием Библии. Поэтому в ее свете должны рассматриваться и все основные библейские истины.
Автор Священного Писания
Авторитет Библии в вопросах веры и опыта обусловлен ее происхождением. Для людей, писавших Библию, она не была обычной книгой. Они относились к ней как к «святым писаниям» (Рим. 1:2), «священным писаниями (2 Тим. 3:15) и «слову Божию» (Рим. 3:2; Евр. 5:12).
Священное Писание уникально своим происхождением и источником. Библейские писатели заявляли, что их вести не принадлежат им, но получены от Бога. Не что иное, как Божественное откровение давало им возможность «видеть» истины, которые они передавали (см. Ис. 1:1; Ам. 1:1; Мих. 1:1; Авв. 1:1; Иер. 38:21). Эти писатели свидетельствовали, что через них к людям обращался Святой Дух (Неем. 9:30; ср. Зах. 7:12). Давид сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Иезекииль писал: «Вошел в меня дух», «нисшел на меня Дух Господень», «дух поднял меня» (Иез. 2:2; 11:5, 24). Михей также свидетельствовал: «Я исполнен силы Духа Господня» (Мих. 3:8).
Новый Завет признает роль Святого Духа в написании Ветхого Завета. Иисус сказал, что Дух Святой вдохновлял Давида (см. Мк. 12:36). Апостол Павел верил, что Дух Святой говорил «через пророка Исайю» (Деян. 28:25). Апостол Петр утверждал, что Святой Дух руководил всеми библейскими пророками, а не только некоторыми из них (см. 1 Петр. 1:10, 11; 2 Петр. 1:21). Иногда библейский писатель оставался в тени, и признавался единственный настоящий автор — Святой Дух: «Говорит Святой Дух», «Дух Святой показывает…» (Евр. 3:7; 9:8).
Писатели Нового Завета также считали Святой Дух источником своих свидетельств. Апостол Павел объяснял: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» (1 Тим. 4:1). Иоанн говорит, что он был «в Духе в день Господень» (Откр. 1:10, англ. пер.). И Иисус давал поручения Своим апостолам посредством Святого Духа (Деян. 1:2; ср. Еф. 3:3-5).
Так Бог в Личности Святого Духа открыл Себя через Священное Писание. На протяжении более 1500 лет Он писал его руками людей, которых избрал. Их было около 40 человек, но, поскольку Бог Дух Святой вдохновлял писателей, настоящим автором Библии является Бог.
Богодухновенность Священного Писания
«Все Писание богодухновенно», — говорит Павел (2 Тим. 3:16). Греческое слово «теопнеустос, переведенное словом «богодухновенно», означает буквально «вдохнуто Богом». Бог «вдохнул» истину в умы людей. Они, в свою очередь, выразили ее словами, которые мы находим в Священном Писании. Поэтому Божье вдохновение есть процесс, посредством которого Бог передает человеку Свою вечную истину.
Как Бог вдохновляет. Божественное откровение было дано по Божественному вдохновению «святым Божьим мужам», которые были «движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Они записали эти откровения человеческим языком, со свойственными ему ограниченностью и несовершенством, и вместе с тем данные откровения остаются свидетельством Божьим. Бог вдохновлял людей, а не слова.
Можно ли сказать, что пророки были пассивны, словно магнитофон, точно воспроизводящий запись на магнитной пленке? Иногда авторы Священного Писания получали повеление написать именно те слова, которые сказал Бог, но в большинстве случаев они описывали то, что они видели и слышали, пользуясь доступными им языковыми средствами. Апостол Павел заметил, что «духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32). Подлинное вдохновение не стирает индивидуальности пророка, своеобразия его мышления и личности.
В некоторой степени взаимоотношения Моисея и Аарона служат иллюстрацией взаимоотношений между Святым Духом и библейским писателем. Бог сказал Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх, 7:1; ср. Исх. 4:15, 16). Моисей сообщал Аарону Божьи вести, а тот, в свою очередь, передавал их фараону своими словами. Точно так же библейские писатели передавали Божественные повеления, мысли и идеи теми языковыми средствами, которыми они владели. Вследствие этого язык разных книг Библии не одинаков и отражает особенности образования и культуры разных писателей.
Библия «не является образцом Божьей мысли и Его стиля. Часто приходится слышать, что какое-либо выражение не свойственно Богу. Но Бог не предлагает судить о Себе по словам, логике или стилистике Библии. Библейские писатели были Божьими писцами, а не Его пером»1. Вдохновение действует не на слова человека или обороты его речи, а на него самого, и тогда под влиянием Святого Духа он проникается Божественной вестью. Слова же имеют отпечаток индивидуального мышления. Таким образом, Бог внушает Свои мысли, Божественный разум и воля соединяются с разумом и волей человека, после чего высказывания человека становятся словом Бога»2.
Лишь в одном случае Бог высказался лично и собственноручно записал Свои слова — Десять заповедей. Они составлены Богом, а не человеком (см. Исх. 20:1 — 17: 31:18; Втор. 10:4, 5), но даже и тут Автору пришлось прибегнуть к ограниченному человеческому языку.
Следовательно, Библия — это Божественная истина, выраженная человеческим языком. Представьте себе попытку научить ребенка квантовой физике. Перед такой же примерно проблемой стоит и Бог, пытаясь передавать Божественные истины греховному, ограниченному в своем понимании человечеству. Из-за нашей ограниченности Он не может передать нам во всей полноте то, что мог бы.
Между воплощенным Иисусом и Библией существует аналогия: Иисус был Богом и человеком одновременно, в Нем сочеталось Божественное и человеческое естество. Так и Библия является одновременно и Божественной, и человеческой книгой. Сказанное о Христе можно сказать и о Библии: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14).
Это сочетание двух начал — Божественного и человеческого — и делает Библию уникальной книгой.
Богодухновенность и писатели. Дух Святой подготавливал определенных людей для передачи Божественной истины. В Библии нет подробного объяснения тому, как эти личности были наделены необходимыми способностями, однако тем или иным образом Дух Божий объединял Божественное с человеческим.
Люди, участвовавшие в написании Библии, избирались не по своим природным талантам. Божественное откровение само по себе не подразумевало обращение таких людей и не гарантировало им вечную жизнь. Валаам по вдохновению провозглашал Божественную весть, а действовал вопреки Божьим советам (см.Чис. 22-24). Давид, которого использовал Святой Дух, совершил тяжкие преступления (см. Пс. 50). Все библейские писатели по своей природе были подобны нам, грешным людям, и постоянно нуждались в Божьей благодати (см.Рим. 3:12).
Библейские писатели испытывали вдохновение, бывшее чем-то большим, чем озарение или Божественное руководство, сопровождающее всех, ищущих истину. В действительности случалось так, что библейские писатели не всегда полностью понимали Божественную весть, которую передавали людям (см. 1 Петр. 1:10-12).
По-разному относились писатели к вестям, глашатаями которых они были. Даниил и Иоанн признавались, что они были озадачены полученным ими откровением (см. Дан. 8:27; Откр. 5:4), а в 1 Петр. 1:10 показано, что некоторые писатели пытались вникнуть в смысл вестей, открытых им или же переданных через других. Иногда эти люди боялись провозглашать вдохновенное свидетельство, а некоторые даже спорили с Богом (см. Авв. 1; Иона 1:1-3; 4:1-11).
Способ передачи и содержание откровения. Нередко Святой Дух передавал людям Божественное знание посредством видений и снов (см. Чис. 12:6). Иногда Он говорил внятным голосом или влиял на их сознание. Бог говорил Самуилу «на ухо» (1 Цар. 9:15, англ. пер.). Захарии была показана символическая картина и дано ее объяснение (см. Зах. 4) Небесные видения, которые получали апостолы Павел и Иоанн, сопровождались устными объяснениями (см. 2 Кор. 12:1-4; Откр. 4:5). Иезекииль наблюдал события, происходившие в этот момент в совершенно другом месте (см. Иез. 8). Некоторые писатели оказывались непосредственными участниками своих видений, играя в них определенную роль (см. Откр. 10).
Что касается содержания, то некоторым Дух открывал будущее (см. Дан. 2; 7; 8; 12). Другие описывали исторические события либо на основании личного опыта, либо используя материал существующих исторических записей (см. Суд.; 1 Цар.; 2 Пар.; Евангелия; Деян.).
Богодухновенность и история. Библия утверждает, что «все Писание богодухновенно» (или «вдохнуто Богом»), полезно и заслуживает доверия в вопросах нравственной и духовной жизни (см. 2 Тим. 3:15, 16).
Это утверждение не оставляет сомнений в том, что Бог руководил подбором библейского материала. Приходило ли знание из личных наблюдений, устных или письменных источников или через непосредственное откровение — в любом из случаев писатель получал это знание под руководством Святого Духа. Этим гарантируется достоверность Библии.
Библия раскрывает Божий замысел, который заключается в активном участии Бога в жизни человека, не прибегая к помощи абстрактных идей. Бог открывает Себя в реальных событиях, происходивших в определенное время в определенном месте. Достоверность исторического повествования чрезвычайно важна, потому что оно формирует основу нашего представления о Божьем характере и Его целях относительно нас. Правильное представление ведет к вечной жизни, а искаженное — к заблуждению и смерти.
Бог повелел определенным людям написать историю Его взаимоотношений с Израилем. Это историческое повествование написано иначе, чем была бы написана светская история, и оно составляет важную часть Библии (ср. Чис. 33:1-2; Ис. Нав. 24:25, 26; Иез. 24:2). Оно дает нам точные, объективные сведения в свете Божественного видения. Дух Святой наделял писателей особым духовным зрением, чтобы они могли описывать события в контексте борьбы между добром и злом, раскрыть характер Бога и помогать людям в поисках спасения.
Эти исторические события суть «образы» или «примеры», которые описаны «в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Апостол Павел говорит: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4), Уничтожение Содома и Гоморры служит «примером», или предостережением (2 Петр. 2:6; Иуд. 7). Опыт оправдания, пережитый Авраамом, также является примером для каждого верующего (см. Рим. 4: 1-25; Иак. 2:14-22). Даже ветхозаветные гражданские законы, исполненные глубокого духовного смысла, написаны и для нашего блага сегодня (1 Кор. 9;8, 9).
Лука упоминает, что написал свое Евангелие с целью рассказать о жизни Иисуса, «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). Когда Иоанн решал, какие именно события из жизни Христа включить в свое Евангелие, он руководствовался одним желанием: «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Под руководством Божьим писатели Библии подавали историю в таком изложении, которое могло бы направлять нас ко спасению.
Биографии библейских личностей служат еще одним доказательством богодухновенности Библии. Эти сообщения содержат в себе тщательно изложенные сведения как о слабых, так и о сильных сторонах их характеров, откровенно изображают их грехи и победы.
Не остались сокрытыми от нас недостаток самообладания у Ноя или обман Авраама. Мы узнаем о вспыльчивости Моисея, Павла, Иакова, Иоанна. Библейская история высвечивает недостатки мудрейшего из израильских царей, слабости двенадцати патриархов и двенадцати апостолов. Священное Писание не оправдывает их и не делает попытки приуменьшить их вину. Оно изображает их именно такими, какими они были и какими они стали посредством Божьей благодати или же не смогли стать, воспротивившись ей. Такого тонкого духовного анализа личности, который дает Библия, без Божественного вдохновения не смог бы сделать ни один биограф.
Библейские писатели рассматривали все исторические повествования Библии как подлинные исторические свидетельства, но не как мифы или аллегории. Многие современные скептики оспаривают подлинность повествования об Адаме, Еве, Ионе и потопе. Однако Иисус принимал их как исторически верные и духовно насущные (см. Мф. 12:39-41; 19:4-6; 24:37-39).
В Библии не сказано о частичном вдохновении или вдохновении разных степеней. Подобные теории — всего лишь необоснованные умозаключения, которые лишают Библию ее Божественного авторитета.
Точность Писания. Подобно тому как Иисус «стал плотью и обитал среди нас» (Ин. 1:14), так и Библия, чтобы сделать истину понятной для нас, дана на человеческом языке. Богодухновенность Писания служит гарантией его достоверности.
Насколько Бог заботился о самом сохранении библейского текста, помимо того, что Он обеспечивал верность и подлинность содержащейся в нем вести? Хотя древние библейские рукописи имеют некоторые расхождения, существенно важные истины оказались сохраненными3. Вполне возможно, что переписчики и переводчики Библии допускали незначительные ошибки, однако открытия в области библейской археологии доказали, что многие кажущиеся неточности фактически были следствием непонимания со стороны исследователей. Некоторые проблемы вызваны тем, что библейская
история с изображенными в ней обычаями читается людьми, воспитанными западной культурой. Следует признать, что человеческое знание ограничено. Люди постигают Божественные действия лишь отчасти. Поэтому все то, что воспринимается нами как неточности, не должно подрывать наше доверие к Священному Писанию. Зачастую мы видим ошибки не потому, что они есть в действительности, а потому, что мы неточно понимаем библейский текст. Можно ли сомневаться в Боге лишь потому, что нам не ясен полностью какой-либо текст или предложение в Библии? Нам никогда не постичь до конца все тексты Писания, да перед нами и не стоит такая задача. Исполнившиеся пророчества подтверждают достоверность Писания.
Несмотря на все попытки уничтожить Библию, она дошла до нашего времени, причем с удивительной точностью ее текста. Сравнение рукописей Мертвого моря с более поздними манускриптами Ветхого Завета показывает, насколько скрупулезно ее переписывали4. Древние рукописи подтверждают достоверность Писания как безошибочного откровения Божьей воли.
Авторитет Священного Писания
Священное Писание наделено Божественным авторитетом, поскольку через него говорит Бог Духом Святым. Следовательно, Библия — это написанное Слово Божье. Как доказать это и какое это имеет отношение к нашей жизни и нашим поискам истины?
Утверждения Писания. Библейские писатели утверждают, что они получали свои вести непосредственно от Бога. Именно «Слово Господне» было обращено к Иеремии, Иезекиилю, Осии и другим пророкам (см. Иер. 1:1, 2, 9; Иез. 1:3; Ос. 1:1;Иоил. 1:1; Иона 1:1). Бог давал указания пророкам как Своим вестникам (см. Агг. 1:13; 2 Пар. 36:16) говорить от Его имени и начинать свою весть словами: «Так говорит Господь» (Иез. 2:4; ср. Ис. 7:7). Его слова — это небесные верительные грамоты, они наделяют вестников особыми полномочиями и властью.
Иногда человек, используемый Богом, остается в тени. Матфей приводит слова ветхозаветного пророка, но при этом ссылается на авторитет, стоящий за ним: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка» (Мф. 1:22). Он видит Господа как непосредственно воздействующую силу и авторитет, а пророка — как посредника.
Петр называет послания Павла Писаниями (см. 2 Петр. 3:15, 16). А Павел так говорит относительно того, что написал: «Я принял его [Евангелие] и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12). Писатели Нового Завета воспринимали слова Христа как Писание и верили, что они имеют авторитет наравне с книгами Ветхого Завета (см. 1 Тим. 5:18; Лк. 10:7).
Христос и авторитет Писания. Иисус Христос подчеркивал авторитет Писания на всем протяжении Своего земного служения. Был ли Он искушаем сатаной или боролся со Своими противниками, принцип «написано» был Его оружием и средством защиты (Мф. 4:4, 7,10; Лк. 20:17). «Не хлебом одним будет жить человек, — сказал Он, — но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). На вопрос, как войти в жизнь вечную, Он ответил вопросом: «В законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10:26).
Иисус ставил Библию выше человеческих традиций и мнений. Он обличал иудеев за то, что они пренебрегли авторитетом Писаний (Мк. 7:7-9), и призывал их изучать Писания более тщательно: «Неужели вы никогда не читали в Писании?» (Мф. 21:42; ср. Мк. 12:10, 26). Он твердо верил в авторитет пророческого слова и объяснял, что это слово указывало на Него. Писания, говорил Он, «свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:46). Убедительнейшим доказательством Божественной миссии Христа служит тот факт, что в Его жизни и смерти исполнились ветхозаветные пророчества (см. Лк. 24:25-27).
Христос безоговорочно принимал Священное Писание как авторитетное откровение Божьей воли для всего человечества. Он видел в Писании сокровищницу истины, беспристрастное откровение, данное людям, чтобы вывести их из тьмы ложных традиций и мифов к истинному свету знания о спасении.
Дух Святой и авторитет Писания. При жизни Иисуса ни религиозные вожди, ни беспечная толпа не увидели в Нем Того, Кем Он воистину являлся. Некоторые принимали Его за пророка, подобного Иоанну Крестителю, Илие или Иеремии, то есть просто за человека. Когда Петр признал в Иисусе «Христа, Сына живого Бога», Иисус сказал, что подобное исповедание возможно лишь благодаря Божественному просвещению (Мф. 16:13-17). Павел подчеркивал ту же истину: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор, 12:3).
Точно так же обстоит дело с написанным Словом Бога. Если бы Святой Дух не просвещал наш ум, мы никогда бы не смогли правильно понимать Библию или даже признавать ее за авторитетное изложение Его воли5. Поскольку «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11), то «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о семнадобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Поэтому «слово о кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор. 1:18).
Только с помощью Святого Духа, Который проникает в «глубины Божий» (1 Кор. 2:10), человек может убедиться в авторитете Библии как откровении Бога и Его воли. Тогда крест становится «силой Божией» (1 Кор. 1:18), и человек может сказать вместе с Павлом: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12).
Священное Писание и Святой Дух не могут быть никогда отделены друг от друга. Являясь автором библейской истины, Святой Дух также открывает ее значение.
Авторитет Священного Писания в нашей жизни зависит от того, насколько мы признаем его богодухновенность. Если Библия для нас просто собрание человеческих свидетельств и если мы признаем ее авторитет постольку, поскольку она влияет на наши чувства, то мы умаляем ее значимость. Но если мы различаем голос Божий, говорящий устами библейских авторов, какими бы немощными людьми они ни были, то Священное Писание становится для нас абсолютным авторитетом в вопросах научения, обличения, исправления и наставления в праведности (см. 2 Тим. 3:16).
Авторитет Писания и сферы его воздействия. Противоречия между Священным Писа пришел и дал нам свети разум, да познаем Бога истинного» (1 Ин. 5:20).
Сам Христос говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Это дивная весть! Хотя постичь Бога полностью невозможно, все же Священное Писание дает практические знания о Боге, Благодаря им мы можем установить с Ним тесные взаимоотношения, ведущие ко спасению.
Получение познания о Боге. В отличие от любого другого познания познание Бога требует участия как ума, так и сердца, то есть всей человеческой личности, а не только ее интеллекта. Человек должен быть открыт для Святого Духа и готов исполнять Божью волю (см. Ин. 7:17; ср. Мф. 11:27). Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Вот почему неверующие не могут понять Бога. Апостол Павел восклицает: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:20,21).
Изучая Библию, мы приходим к познанию Бога совершенно иным путем, чем приобретаем остальные знания. Мы не можем поставить себя выше Бога и рассматривать Его как объект анализа и количественных измерений. В наших поисках знания о Боге мы должны покориться авторитету Его откровения о Самом Себе, то есть Библии. Поскольку Библия толкует сама себя, нам следует подчиниться принципам и методам, которые она предлагает. Без этого библейского руководства Бога познать невозможно. Почему многие во дни Христа не увидели в Нем самооткровения Бога? Они неправильно поняли Божью весть и распяли своего Спасителя, потому что отказались покориться водительству Святого Духа, открытому в Писании. Их проблема не была проблемой интеллекта. Закрытое сердце — вот что омрачило их разум и привело к вечной потере.
Существование Бога
О существовании Бога свидетельствуют два основных источника: книга природы и Священное Писание.
Свидетельство творения. Всякий может узнать о Боге через природу и человеческий опыт. Давид писал: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Иоанн утверждал, что Божье откровение, в том числе и природа, просвещает всякого человека (см. Ин. 1:9). А Павел заявлял: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).
Поведение людей также свидетельствует о существовании Бога. В том, что афиняне поклонялись «неведомому Богу», Павел увидел доказательство веры в Бога. Он сказал им: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23). Говоря о поведении нехристиан, Павел замечает, что Божий Закон написан «в их сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2: 15). Интуитивное чувство, что Бог существует, присуще даже тем, для кого Библия недоступна.
На основании этого общего откровения возникла классическая система рациональных доводов в пользу существования Бога .
Свидетельство Писания. Библия не доказывает существования Бога. Оно подразумевается в ней. Ее первый стих гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Библия описывает Бога как Творца, Вседержителя и Правителя всего творения. Откровение Бога посредством творения настолько убедительно, что нет никакого оправдания атеизму, результату подавления Божественной истины, отказа признать доказательства существования Бога (см. Пс. 13:2; Рим. 1:18-22, 28). Для каждого, кто на самом деле пытается постичь истину о Боге, найдется достаточно доказательств Его бытия. Однако вера остается необходимым условием, так как «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
Тем не менее вера в Бога — это не слепая вера. Она основана на достаточных свидетельствах из Божьего откровения, явленного через Священное Писание и природу.
Бог Священного Писания
Библия знакомит нас с именами Бога, показывает Его дела и описывает Его свойства, что помогает нам понять Его Божественную сущность.
Имена Бога. В то далекое время, когда создавалось Священное Писание, имена имели большое значение, что сегодня наблюдается в странах Востока. Считалось, что имя человека указывает на его характер и говорит о его подлинной личности. О важности Божьих имен, раскрывающих Его характер и качества, говорит заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). Давид восклицал: «Пою имени Господа Всевышнего» (Пс. 7:18). «Свято и страшно имя Его» (Пс. 110:9). «Да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесение» (Пс. 148:13).
Еврейские имена «ЭльЭ и «Элохим» («Бог») открывают силу, присущую Богу. Они представляют Его как Сильного и Всемогущего, как Бога-Творца (см. Быт. 1:1; Исх. 20:2; Дан. 9:4). Имена «Элион» («Всевышний») и «Эль Элион» («Бог Всевышний») указывают на Его возвышенное положение (Быт. 14:18-20; Ис. 14:14). Имя «Адонай» («Господь») говорит о Боге как о Всемогущем-Правителе (Ис. 6:1; Пс. 34:23). Эти имена подчеркивают величественный и сверхъестественный характер Бога.
Другие имена открывают готовность Бога к общению с людьми. Имена «Шаддай» (Всемогущий») и «Эл Шаддай(«Бог Всемогущий») изображают Всемогущего Бога, Который является источником благословения и утешения (Исх. 6:3; Пс. 90:1). Имя «Яхве»3, переведенное как «Иегова», или ГОСПОДЬ, свидетельствует о Божьей верности завету и Его милости (Иск. 15: 2, 3; Ос. 12:5, 6). В Исх. 3:14 Яхве называет Себя «Я есмь Сущий», или «Я буду Тем же», указывая на Свое неизменное отношение к Своему народу. Иногда Бог, дабы показать Свою близость, открывался как «Отец» (Втор. 32:6; Ис. 63:16; Иер. 31:9; Мал. 2:10), называя Израиль «сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22; ср. Втор. 32:19).
За исключением имени «Отец», имена Бога в Новом Завете равнозначны по смыслу Его именам в Ветхом Завете. В Новом Завете Иисус называет Бога «Отцом», чтобы привести нас в более тесное и личное общение с Ним (Мф. 6:9; Мк. 14:36; ср. Рим. 8:15; Гал.4:6).
Дела Бога. Библейские авторы уделяли больше внимания описанию Божьих дел, чем изображению Его Самого. Он показан как Творец (см. Быт. 1:1; Пс. 23:1,2), Вседержитель мира (см. Евр. 1:3), Искупитель и Спаситель (см. Втор. 5:6; 2 Кор. 5:19), Который взял на Себя ответственность за исход человеческих судеб. Он исполняет замыслы (см. Ис. 46:11), предвозвещает (см. Ис. 46:10), дает обещания (см. Втор. 15:6; 2 Петр. 3:9). Он прощает грехи (см. Исх. 34:7) и потому достоин нашего поклонения (см. Откр. 14:6, 7). Наконец, Писание раскрывает Бога как Правителя, «Царя веков нетленного, невидимого, единого премудрого Бога» (1 Тим. 1:17). Его дела подтверждают то, что Он личностный Бог.
Свойства Бога. Библейские писатели проливают дополнительный свет на сущность Бога, свидетельствуя о Его Божественных свойствах.
Бог обладает некоторыми, присущими лишь Ему свойствами, которые не даны сотворенным существам и характеризуют Его Божественное естество. Бог обладает не заимствованной ни от кого жизнью, ибо Он имеет «жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Он не зависим в Своей воле (см. Еф. 1:5) и власти (см. Пс. 113:11). Он всеведущ, знает все (см. Иов 37:16; Пс. 138:1 — 18; 146:5; 1 Ин. 3:20) и, будучи Альфой и Омегой (см. Откр. 1:8), знает конец от начала (см. Ис. 46:9-11).
Бог вездесущ (см. Пс. 138:7-12; Евр. 4:13). Он находится над всем пространством Вселенной и полностью присутствует в каждой его части. Он вечен (см. Пс. 89:3;Откр. 1:8), существует вне пределов времени, однако полностью присутствует в каждый момент времени.
Бог всесилен, всемогущ, и, так как для Него нет ничего невозможного, мы можем быть уверены, что Он осуществляет все Свои намерения (см. Дан. 4:17, 25, 35; Мф. 19:26; Откр. 19:6). Он постоянен, или неизменяем, потому что совершенен. Он говорит: «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:5; см. Пс. 32:11; Иак. 1:17). Эти свойства присущи только Богу. Другими же Своими качествами Бог по Своей любви делится с нами. К таковым относятся любовь (см. Рим. 5:8), благость (см. Рим. 3:24), милость (см. Пс. 144:9), терпение (см. 2 Петр. 3:15), святость (см. Пс. 98:9), праведность (см. Езд. 9:15; Ин. 17:25), справедливость (см. Откр. 22:12) и истинность (см. 1 Ин. 5:20). Эти дары даются лишь на условии веры в Подателя.
Верховное владычество Бога
Священное Писание говорит о Верховном владычестве Бога. «По воле Своей Он действует… Нет никого, кто мог бы противиться руке Его» (Дан. 4:32). «Ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11). «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле» (Пс. 134:6). Потому Соломон мог сказать: «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1). Сознавая верховную власть Бога, апостол Павел писал: «К вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу» (Деян. 18:21; см. Рим. 15:32), а Иаков увещевал: «Вам следует говорить: «Если угодно будет Господу» (Иак. 4:15, англ пер.).
Предопределение и свобода человека. Библия говорит о том, что Бог осуществляет полный контроль над миром. Он «предопределил» людей «быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29, 30), быть Его усыновленными детьми и получить наследие (см. Еф. 1:4, 5, 11). Как же соотносится такая власть с понятием человеческой свободы?
Глагол предопределять означает «определять заранее». Читая эти тексты, некоторые люди делают вывод, что Бог произвольно избирает одних ко спасению, а других к осуждению, независимо от их личного выбора. Но при изучении этих библейских высказываний в контексте Писания видно, что Павел не говорит о произвольном Божественном отвержении кого-либо.
Главная идея этих текстов заключена как раз в обратном. Библия ясно утверждает, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Ничто не свидетельствует о том, что Бог предопределил кого-либо к гибели. Такое предопределение отрицало бы Голгофу, где Иисус умер за каждого человека. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Слово всякий в этом тексте означает, что каждый человек может быть спасен.
«Свободная воля человека является определяющим фактором, действующим на его личную судьбу. Это видно из того, что Бог постоянно указывает на последствия послушания и непослушания и убеждает грешника избрать послушание и жизнь (см. Втор. 30:19; Ис. Нав. 21:15; Ис. 1:16, 20; Откр. 22:17). И верующий, приняв однажды Божью благодать, может отпасть и погибнуть (см. 1 Кор. 9:27; Гал. 5:4;Евр. 6:4-6; 10:29)…
Бог предвидит выбор каждого человека. Но Его предвидение не влияет на этот выбор… Библейское предопределение заключается в активном намерении Бога спасти всякого, кто избирает веру во Христа» (Ин. 1:12; Еф. 1:4-10)4.
Тогда что же имеет в виду Писание, когда говорит, что Иакова Бог возлюбил, а Исава возненавидел (см. Рим. 9:13) и что Он ожесточил сердце фараона (ст. 17, 18; ср. ст. 15, 16; Исх. 9:16; 4:21)? Из ближайшего контекста видно, что Павел в данном случае рассматривает вопрос о призвании, а не о спасении. Искупление доступно всякому, но Бог избирает определенных лиц для определенной цели. Спасение было равно доступно Иакову и Исаву, но Бог избрал именно Иакова, а не Исава положить начало той родословной линии, через которую Он мог бы явить весть спасения миру. Бог проявляет верховную власть, используя людей в соответствии со Своей стратегией. Когда Писание говорит, что Бог ожесточил сердце фараона, оно просто отражает Божье позволение. Здесь не имеется в виду, что Бог ожесточает Своею властью. Нежелание фараона откликнуться на призыв Божий в действительности показывает то, что Бог уважает свободу его выбора.
Предвидение и человеческая свобода. Некоторые считают, что Бог вступает в отношения с людьми, не зная заранее, каков будет их выбор; что Богу ведомы определенные будущие события, такие, как Второе пришествие, тысячелетнее царство, обновление земли, но у Него нет ни малейшего представления о том, кто будет спасен. Таковым кажется, что живые взаимоотношения Бога с родом человеческим оказались бы в опасности, если бы Он знал все, что может произойти в грядущие века. Иные думают, что Ему стало бы скучно, знай Он конец от начала. Однако знания Бога о том, что сделают люди в будущем, не влияют на их выбор, точно так же, как знания историка не могут повлиять на поступки людей в прошлом. Фотоаппарат только производит съемку какой-то сцены, но не изменяет ее. Точно так же и предвидение смотрит в будущее, но не влияет на него. Божественное предвидение никогда не посягает на человеческую свободу.
Взаимодействие Личностей Божества
Един ли Бог? Кто же тогда Христос и Святой Дух?
Бог един. В противоположность язычникам, окружавшим израильтян, этот народ верил в одного Бога (см. Втор. 4:35; 6:4; Ис. 45:5; Зах. 14:9). Понятие о единобожии подчеркивается также и в Новом Завете (см. Мк. 12:29-32; Ин. 17:3; 1 Кор. 8:4-6; Еф. 4:4-6; 1 Тим. 2:5). Эта монотеистическая убежденность не противоречит христианскому понятию о Триедином Боге, или Троице — Отце, Сыне, Святом Духе. Оно лишь подтверждает, что других божеств, кроме Него, не существует.
Триединство в Божестве. Хотя в Ветхом Завете нет точного указания на Триединство Бога, все же косвенные намеки на то, что Божество состоит не из одной Личности, имеются. Иногда писатели Библии передают прямую речь Создателя с использованием местоимений и падежных окончаний множественного числа, как например: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26); «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22); «Сойдем же» (Быт. 11:7). Иногда ангел Господень отождествляется с Богом. Явившись Моисею, Ангел Господень сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6).
В разных местах Священного Писания о Духе Божьем и о Боге говорится как о разных Личностях. В истории творения «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Некоторые тексты говорят не просто о Духе, но об участии Третьей Личности Божества в Божьем деле спасения: «И ныне послал Меня (Сына Божьего) Господь Бог (Отец) и Дух Его (Святой Дух)» (Ис. 48:16). «Положу (Отец) Дух Мой на Него (Мессию), и возвестит народам суд» (Ис. 42:1).
Взаимоотношения Личностей Божества. Первое пришествие Христа открывает нам истину о Триедином Боге гораздо яснее. Апостол Иоанн показывает, что Божество — это единство трех взаимовечных Личностей: Бога Отца (см. главу 3 этой книги), Бога Сына (см. главу 4) и Бога Духа Святого (см. главу 5). Между этими Личностями существуют уникальные и таинственные взаимоотношения.
1. Взаимоотношения любви. Когда Христос воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34), Он страдал от разрыва со Своим Отцом, что было вызвано грехом. Грех нарушил первоначальные отношения человека с Богом (см. Быт. 3:6-10; Ис. 59:2). В Свои последние часы Иисус, не знавший греха, принял за нас грех на Себя. Он взял на Себя наш грех, занял наше место, испытал разделение с Богом, которое должны были испытать мы, и поэтому был распят.
Грешники никогда не поймут, что значила для Божества смерть Христа. От вечности Он был вместе со Своим Отцом и Духом Святым. Взаимовечные и единосущные, они жили в полной самоотдаче и любви друг к другу. Такое долгое пребывание друг с другом свидетельствует о совершенной, абсолютной любви между Ними. Слова «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8) означают, что каждая из Личностей Божества находит в жизни для других полное удовлетворение и счастье.
О том, что такое любовь, сказано в 13-й главе Первого послания к Коринфянам. Среди многих проявлений любви там отмечается «долготерпение». У некоторых может возникнуть вопрос: уместно ли говорить о долготерпении, характеризуя взаимоотношения между Личностями Божества, если Они живут в совершенной любви друг к другу? Впервые терпение стало необходимым в обращении с восставшими ангелами, а затем с непокорными людьми.
Между Личностями Триединого Бога разобщения не существует, однако каждая Личность имеет Свои Божественные полномочия и свойства. В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица — президента, царя или премьер-министра. У Бога верховная власть принадлежит всем трем Личностям Божества.
Хотя Бог существует не в одном Лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Факт существования разных Личностей Божества не противоречит идее единобожия, которая подчеркивается в Писании, свидетельствующем, что Отец, Сын и Святой Дух — Бог единый.
2. Взаимоотношения, основанные на общем служении. Между Личностями Божества существует распределение функций. Бог не выполняет лишнюю работу. Порядок является первым законом небес, и действия Бога упорядочены. Этот порядок обеспечивается за счет единства Личностей Божества, и он же обеспечивает это единство. Видимо, Отец действует как источник, Сын — как посредник, а Дух — как приводящий в исполнение.
Воплощение прекрасно отобразило взаимоотношения трех Лиц Божества, основанные на общем служении. Отец отдал Своего Сына, Христос отдал Себя, а Дух сделал возможным рождение Иисуса (см. Ин. 3:16; Мф. 1:18-20). В словах ангела Марии ясно показано участие всех трех Личностей Божества в таинстве боговоплощения: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Каждое лицо Божества присутствовало при крещении Христа: Отец, поддерживающий Сына (см. Мф. 3:17), Христос, крестившийся как пример для нас (см. Мф. 3:13-15), и Дух, наделяющий Христа Своей силой (см. Лк. 3:21, 22).
К концу Своей земной жизни Иисус обещал послать Святого Духа как Советника, или Помощника (см. Ин. 14:16). Несколько часов спустя, находясь на кресте, Иисус воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27:46). В этот кульминационный для спасения человечества момент Отец, Сын и Святой Дух были вместе.
Сегодня Отец и Сын достигают нас посредством Святого Духа. Иисус сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Отец и Сын посылают Духа, чтобы открыть Христа всем людям. Великое стремление Божественной Троицы — донести истину о Боге и познание о Христе до каждого человека (см. Ин. 17:3), сделать Христа живой и реальной Личностью для каждого (см. Мф. 28:20; ср.Евр. 13:5). Как сказал Петр, верующие избраны ко спасению, «по предвидению Бога Отца при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Петр. 1:2).
В апостольском благословений упоминаются все три Личности Божества. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Первым упоминается Христос. Бог общался и общается с человечеством через Иисуса Христа, Бога, ставшего человеком. Хотя в спасении человечества участвуют все три Личности Божественной Троицы, только Христос жил и умер, как человек, став нашим Спасителем (см. Ин. 6:47; Мф. 1:21;Деян. 4:12). В Писании сказано: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19), и поэтому Бога мы также можем назвать нашим Спасителем (см. Тит. 3:4). Он спас нас через Христа Спасителя (см. Еф. 5:23; Флп. 3:20; ср. Тит. 3:6).
В деле спасения людей каждая Личность Божества выполняет Свою особую задачу. Служение Святого Духа вовсе не дополняет ту жертву, которую Иисус Христос принес на кресте. Примирение, совершенное для всех на кресте, становится личным достоянием человека, когда посредством Святого Духа Христос входит в сердце верующего. Павел говорит об этом следующими словами: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).
Средоточие на спасении
Ранняя Церковь крестила людей во имя Отца, Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Но поскольку Божья любовь и Его замысел были открыты через Христа, Библия сосредотачивает внимание на Нем. Он есть «надежда», на которую указывали ветхозаветные жертвоприношения и праздники. Иисус занимает центральное место в Евангелиях. Он является блаженным упованием, Благой вестью, провозглашенной учениками в проповедях и посланиях. В Ветхом Завете выражено ожидание Его пришествия. Новый Завет сообщает о Его первом пришествии, заставляя ожидать Его возвращения.
Христос, Посредник между Богом и нами, соединяет нас с Божеством. Иисус есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Главное в Благой вести — Личность, а не просто дела. Эта весть нацелена на взаимоотношения, а не только на правила, ибо христианство — это Христос. Мы находим в Нем суть, содержание и смысл всей истины и жизни.
Взирая на крест, мы взглядом проникаем в сердце Бога. На этом орудии пытки Он проявил Свою любовь к нам. Через Христа любовь Божества наполняет наши больные и опустошенные сердца. Умирая на кресте, Иисус добровольно страдал вместо нас, будучи Божьим даром. Чтобы достичь нас, Он опустился на Голгофе на самую низкую земную ступень, но для людей эта ступень — предел самых высоких устремлений. Восходя на Голгофу, мы становимся ближе всего к Богу.
На кресте Божественная Троица явила Свое бескорыстие во всей полноте. На кресте было дано самое полное откровение Бога. Христос стал человеком, чтобы умереть за человечество. Он предпочел пожертвовать Собою, нежели жить. На кресте Христос стал для нас «праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Вся наша ценность или значимость теперь и в будущем возможна только благодаря Его жертве на кресте.
Единственный истинный Бог есть Бог креста. Христос открыл пред всей Вселенной безграничную любовь и спасающую силу Божества. Он явил Божественную Троицу, Личности Которой согласились перенести муки разделения, потому что возлюбили эту восставшую планету безусловной любовью. С этого креста Бог с любовью приглашает нас: примиритесь, «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:7).
1 Gordon R. Lewis, Decide for Yourself. A Theological Workbook (Downers Grove, IL: Inter Varsity Press, 1978), p. 15.
2 Речь идет о космологических, теологических, онтологических, антропологических и религиозных аргументах. Например, см. Т. Н. Jemison, Christian Beliefs (Mountain View, CA: Pacific Press, 1959), p. 72; Richard Rice, The Reign of God (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1985), pp. 53-56. Эти аргументы не доказывают факта существования Бога, но показывают его очевидность. Однако в конечном счете убежденность в существовании Бога основана на вере.
3 Яхве — это «предположительная транслитерация» святого имени Бога в Ветхом Завете (Исх. 3:14, 15; 6:3). Первоначальное еврейское слово состояло из четырех согласных «YHWH». Со временем, боясь осквернить имя Бога, иудеи перестали читать это имя вслух. Когда в тексте встречалось «YHWH», они при чтении заменяли его на слово «Адонай». А в VII — VIII веках по Р.Х., когда еврейские слова стали писаться с огласовками, масореты перенесли огласовки со слова «Адонай» на согласные «YHWH». От этого соединения произошло слово Иегова,которое используется во многих переводах Библии (Русский Синодальный перевод, KJV). Другие переводы предпочитают слово Яхве (Jerusalem Bible) или Господь (RSV, NIV, NKJV). (См. Siegfried H. Horn, Seventh-day Adventist Bible Dictionary, Don F. Neufeld, ed., rev. ed., [Washington, D. C: Review and Herald, 1979] pp. 1192, 1193). «Predestination», Seventh-day Adventist Encyclopedia, Don F. Neufeld, ed., rev. ed. (Washington, D. C.: Review and Herald, 1976), p. 1144.