Субботняя школа — Урок 1. Голос мудрости (1″2015)

 Субботняя школа
Библейские тексты для исследования: Притч. 1–3; Бытие 1:1; Исх. 19:16; 20:20; Притч. 11:30; 13:12; 15:4.
   Памятный текст:«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).
Со времен Едема корень человеческой трагедии кроется в неправильном выборе. «Человек потерял все, потому что предпочел слушаться обманщика, а не Того, Кто есть Истина и единственный, Кто обладает знанием. Из-за смешения зла и добра человеческий разум пришел в замешательство» (Э. Уайт. Воспитание, с. 25).
Книга Притчей помогает нам сделать правильный выбор —  последовать за Богом, а не за обманщиком. Разговаривая со своим ребенком, отец или мать не только предостерегают его от неправильного выбора, но и побуждают принять правильное решение. Это чрезвычайно важно, потому что от решений, которые мы принимаем, без преувеличения, зависит наша жизнь.
 Первые три главы книги Притчей иллюстрируют этот метод воспитания. Объяснив в начале цель книги: «Познать мудрость» (Притч. 1:2), а затем определив основную идею книги: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7, ср. с 9:10), автор всесторонне разрабатывает эту идею, то предостерегая нас не верить глупости, то убеждая ответить на призыв небесной мудрости.

Воскресенье 28 декабря 2014: Начало мудрости

Подзаголовок «Притчи Соломона, сына Давидова» (Притч. 1:1) устанавливает связь между отрывком Притч. 1:1–6 и 3 Цар. 3:5–14. В книге Царств (как и в книге Притчей) Соломон представлен как сын, ищущий мудрости у Бога. Кроме того, что обе книги называют Соломона «сын Давидов», в обоих текстах используется важная общая терминология: «разум, (разуметь)», «мудрость», «суд». Эти параллели не только подтверждают, что Соломон был одним из составителей книги, но и показывают, что книга Притчей рассматривает вопрос о поиске человеком Божественной мудрости.
Прочитайте Притч. 1:7. Что такое мудрость? Что такое «страх Господень»? Как эти два понятия соотносятся друг с другом?
В этом тексте «мудрость» определяется как религиозный опыт. Она связана со страхом Господним. Эта важная концепция еврейской религии является ключом к пониманию книги Притчей. Она не только неоднократно упоминается, но и составляет основу всей книги (Притч. 1:7; 31:30).
Страх Господень не имеет ничего общего с суеверным или детским страхом Божественного наказания. Его следует понимать как острое осознание личного присутствия Бога всегда и везде. Страх Господень характеризовал реакцию людей на Божественное откровение на горе Синай (Исх. 19:16; 20:20), им же объясняется их обещание быть верными и любить Бога в ответ на Его завет с ними (Втор. 10:12).
Короче говоря, бояться Бога — значит быть верным Богу и любить Его.
Выражение «Начало мудрости — страх Господень» означает, что мудрость происходит из этого «страха». Еврейское слово «начало» (reshit) указывает на первое слово, с которого начинается история сотворения (Быт. 1:1). Итак, первый урок мудрости заключается в понимании того, что Бог является нашим Создателем —  Тем, Кто дает нам жизнь и дыхание —  и что Он всегда присутствует — Бог любви, справедливости и искупления (Ин. 3:16; Пс. 88:15; Евр. 9:12) .
Библия учит нас любить Бога и бояться Его. Как эти два понятия проявляются в ваших личных отношениях с Богом?

Понедельник 29 декабря 2014: Подлинное воспитание

Прочитайте Притч. 1:8–10. Какие два противоположных метода «воспитания» представлены в этих текстах? В чем заключается основная весть этих текстов не только для родителей, но и для всякого человека, боящегося Бога?
Воспитание — это, прежде всего, семейное дело, и истинное воспитание дети получают в первую очередь от родителей. В этих текстах воспитание называется «наставлением» и даже «законом» (в Синодальном переводе «заветом»). Еврейское слово «закон» — torah — означает «направление». Родители должны указывать своим детям верное направление. Напротив, другой метод «воспитания» не определен и у него нет названия. Он просто упоминается как голос грешников, который уводит в неправильном направлении.
Кроме того, слова «сын мой», которые не следует воспринимать как означающие исключительно мальчиков или юношей, повторяются много раз, подчеркивая родительское наставление. Каждый родитель — «отец твой», «мать твоя» — четко указан в единственном числе и лично вовлечен в процесс воспитания, в то время как представители другого лагеря — это группа безымянных «грешников».
«В Своей мудрости Господь определил, чтобы семья была самой великой воспитывающей силой. Именно в семье должно начинаться воспитание ребенка. Это его первая школа. Здесь при содействии своих родителей-наставников он должен постигать уроки, которыми будет руководствоваться всю жизнь…. Воспитательное влияние семьи является определяющей силой к добру или ко злу…. Если ребенок не получит здесь должного наставления, то сатана будет воспитывать его по своему усмотрению» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 182).
Лучший аргумент в пользу семейного воспитания — это его результаты. Они видны в качествах характера, которые подобны украшениям на голове и на шее. В ближневосточной культуре драгоценные ожерелья и браслеты, как дорогое наследство, передавались от родителей к детям. Однако же воспитание имеет большее значение, чем материальные богатства. Время, проведенное с нашими детьми, будет иметь для них гораздо большее значение, чем время, которое мы посвящаем своей работе. Кроме того, упоминание шеи и головы, то есть, лица человека, предполагает, что воспитание формирует саму личность человека. А на пути глупцов или грешников упоминаются только ноги (Притч. 1:15), как если бы своенравный сын потерял свою идентичность.
Как мы можем научиться противостоять соблазнам, которые могут воздвигнуть на нашем пути культура, общество, друзья и даже семья?

Вторник 30 декабря 2014: Воззвание мудрости

 Прочитайте Притч. 1:20, 21. Как здесь представлена мудрость? Что о ней сказано?
В то время как грешники «подстерегают» и «делают засаду» (Притч. 1:11, 18), мудрость «возглашает на улице» (Притч. 1:20), «в главных местах собраний проповедует» (Притч. 1:21) и «говорит речь свою» (Притч. 1:21). Здесь мудрость персонифицирована (т. е. представлена в человеческом образе), она предлагает нечто мужчинам и женщинам на улице. Ее предложение адресовано всем живущим. В шумной и враждебной среде, среди огромного количества товаров и продавцов, зов мудрости должен быть громким; в противном случае она не будет услышана среди множества других голосов.
 Прочитайте Притч. 1:22–32. К чему приводит отвержение мудрости?
Причина, по которой люди отвергают мудрость, не имеет ничего общего с самой мудростью, но всецело связана с характером отвергающих ее. Они изображаются высокомерными и презирающими обличения  (Притч. 1:25, ср. Притч. 1:30), будто они знают больше других. Они считают, что мудрость нужна лишь простым и наивным. Однако же именно отвергающие мудрость — просты и наивны; они — глупцы, которые «ненавидят знание» (Притч. 1:22; ср. Притч. 1:29).
Те, кто отвергает мудрость, пожнут плоды этого отвержения. Отказавшись избрать страх Господень, они теперь должны будут довольствоваться своим выбором: они будут «вкушать от плодов путей своих» (Притч. 1:31). Когда мы отвергаем мудрость, сходящую свыше, мы в конечном итоге остаемся с вымыслом и ложью, которую фабрикуем для себя или которую другие фабрикуют для нас, а мы с готовностью принимаем. Так мы заменяем Бога идолами. По иронии, презирающие религию и насмехающиеся над теми, кого они называют простыми и наивными, часто сами по-своему суеверны. Они придают значение самым мимолетным и бесполезным вещам, которые никогда не смогут удовлетворить главные потребности сердца.
Прочитайте Притч. 1:33. Учитывая контекст предыдущих стихов, какое обетование и какая надежда содержатся здесь для нас? Как это обетование исполняется в вашей жизни?

Среда 31 декабря 2014: Преимущество мудрости

Прочитайте Притч. 2:1–5. При каких условиях можно понять «страх Господень»? Какие решения нам необходимо принять в этой связи?
Трижды слово «если» вводит нас в рассуждение, обозначая три последовательных стадии воспитания. Первое «если» представляет пассивную стадию слушания; это значит быть восприимчивым и внимательным к словам мудрости (Притч. 2:1, 2). Второе «если» представляет активный отклик, заключающийся в том, чтобы призывать знание и просить мудрости (Притч. 2:3). Третье «если» представляет заинтересованное участие и поиск мудрости, как если бы человек искал «сокровище» (Притч. 2:4).
 Прочитайте Притч. 2:6–9. Какие условия необходимы для понимания праведности? В чем состоит ответственность Бога в приобретении нами мудрости?
Обратите внимание, что фраза «Господь дает…» в 6 тексте отвечает на фразу «найдешь познание о Боге» в 5 тексте. Мудрость, как и спасение, — это дар от Бога. Первый отрывок описывает процесс, который происходит с человеком, второй — описывает деятельность Бога: Он дает мудрость, Он хранит мудрость и Он охраняет и оберегает путь мудрых.
Прочитайте Притч. 2:10–22. Что происходит, когда мудрость, наконец, поселяется в сердце?
Фраза «когда мудрость войдет в сердце твое» обозначает окончательный этап преобразования. Мы не только будем иметь познание Господа, но оно будет еще и приятным для наших душ (Притч. 2:10). Мы также будем защищены от пути злого (Притч. 2:12), от обольщения злом (Притч. 2:16) и будем ходить стезей праведников (Притч. 2:20).
Прочитайте Притч. 2:13, 17. В чем заключается первый шаг на пути тьмы и к чему он приводит?
Хотя мы и грешники, нам не обязательно творить зло. Идущие путем нечестия, очевидно, сначала оставили путь правды. В таком случае нечестие, прежде всего, следует понимать как отсутствие верности. Грех начинается незаметно и невинно, но вскоре грешник уже не только поступает нечестиво, но и получает от этого удовольствие.
Если вам нравится делать зло, что этот факт говорит вам о вас самих? Или, что еще хуже,  если вы даже не считаете это злом?

Четверг 1 января 2015: Не забывай!

Прочитайте Притчи 3:7. Почему опасно быть мудрым в собственных глазах?
Если человек считает себя мудрым, это приводит его к иллюзии, что мудрым можно быть без Бога. Это безнадежная ситуация. «На глупого больше надежды, нежели на него» (Притч. 26:12). Опять же, мудрость описывается как религиозная обязанность. Быть мудрым — значит хранить заповеди Божьи (Притч. 3:1), проявлять «милость и истину» (Притч. 3:3) и «надеяться на Господа» (Притч. 3:5). Мудрость предполагает близкие отношения с Богом. Обратите внимание на многократное упоминание сердца (Притч. 3:1, 3, 5) — места, где рождается наш личный отклик на действия Бога. (Сердце уже упоминалось в Притч. 2:10 как место, куда должна войти мудрость).
Прочитайте Притч. 3:13–18. Какое вознаграждение приходит с даром мудрости?
Мудрость ассоциируется с жизнью и здоровьем (Притч. 3:2, 8, 16, 18, 22). Один из наиболее наводящих на размышления образов — это «древо жизни» (Притч. 3:18) —  обещание, которое повторяется несколько раз в книге (Притч. 11:30; 13:12; 15:4). Эта метафора указывает на Едемский сад. Данное обещание не означает, что приобретение мудрости обеспечит вечную жизнь. Идея в том, что качество жизни с Богом, которой наслаждались наши прародители в Едеме, может в какой-то мере быть восстановлено. Когда мы живем с Богом, мы получаем некоторое представление об Едеме; более того, мы учимся верить в обетование восстановления этого утраченного Царства (см. Дан 7:18).
Прочитайте Притч. 3:19, 20. Почему мудрость так необходима?
Неожиданное упоминание истории Сотворения может показаться неуместным в данном контексте. Однако же использование мудрости при Сотворении усиливает аргумент из 18 текста, который связывает мудрость с деревом жизни. Если Бог использовал мудрость, чтобы создать небеса и землю, тогда мудрость — не тривиальный вопрос. Масштабы мудрости —  космические, выходящие за пределы нашего земного существования. Мудрость также связана с нашей вечной жизнью. Вот какой урок следует извлечь читателю из обещания о дереве жизни, напоминающем об Едемском саде. Эта перспектива также содержится в обетовании, которым завершается наш отрывок: «Мудрые наследуют славу» (Притч. 3:35).

Пятница 2 января 2015: Для дальнейшего изучения

Прочитайте из книги Э. Уайт «Наглядные уроки Христа» главу «Сокрытое сокровище» (с. 111–114); из книги «Вести для молодежи» главу «Благословение в семье» (с. 334); из книги «Воспитание» главу «Изучение физиологии» (с. 197, 198); из книги «Библейский комментарий АСД», т. 3.  комментарий Э. Уайт (с. 1156).
«Молодым людям необходимо понять глубокую библейскую истину, что у Бога —„источник жизни” (Пс. 35:10). Он не только Создатель всего, но Он и жизнь всего, что живет. Это Его жизнь, которую мы получаем в солнечном сиянии, чистом, приятном воздухе и пище, поддерживает наши силы. Это благодаря Его жизни мы существуем, час за часом, мгновение за мгновением. Все Его дары, если они не осквернены грехом, направлены к жизни, здоровью и радости» (Э. Уайт. Воспитание, с. 197, 198).
«У многих сложилось впечатление, что преданность Богу несовместима с крепким здоровьем, радостью и счастьем в отношениях с людьми. Но те, кто ходит путем мудрости и святости, обнаруживают, что «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Они умеют радоваться настоящим удовольствиям жизни» (Комментарий Э. Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1156).
Вопросы для обсуждения:
1. Чем отличается мудрость от знания? Как можно иметь много знаний и при этом не иметь мудрости? Вспомните знакомых вам людей, которых, несмотря на их знания и интеллект, нельзя назвать мудрыми.
2. Подробно остановитесь на вопросе о «страхе Божьем». Если «в любви нет страха» (1 Ин. 4:18), как можно бояться Господа и при этом любить Его? Как согласовать кажущееся противоречие между справедливостью и любовью в понятии «страх Господень»?
3. Почему так опасно быть «мудрецом в глазах своих», особенно если учесть, насколько развращено человеческое сердце и как легко мы даем логическое объяснение почти любому поведению, которое хотим оправдать? Подумайте о тех, кто находит рациональное объяснение отвратительному поведению. Как мы можем быть уверены, что не делаем того же?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *