Библейские тексты для исследования: Притч. 1–3; Бытие 1:1; Исх. 19:16; 20:20; Притч. 11:30; 13:12; 15:4.
Памятный текст:«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).
Со времен Едема корень человеческой трагедии кроется в неправильном выборе. «Человек потерял все, потому что предпочел слушаться обманщика, а не Того, Кто есть Истина и единственный, Кто обладает знанием. Из-за смешения зла и добра человеческий разум пришел в замешательство» (Э. Уайт. Воспитание, с. 25).
Книга Притчей помогает нам сделать правильный выбор — последовать за Богом, а не за обманщиком. Разговаривая со своим ребенком, отец или мать не только предостерегают его от неправильного выбора, но и побуждают принять правильное решение. Это чрезвычайно важно, потому что от решений, которые мы принимаем, без преувеличения, зависит наша жизнь.
Первые три главы книги Притчей иллюстрируют этот метод воспитания. Объяснив в начале цель книги: «Познать мудрость» (Притч. 1:2), а затем определив основную идею книги: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7, ср. с 9:10), автор всесторонне разрабатывает эту идею, то предостерегая нас не верить глупости, то убеждая ответить на призыв небесной мудрости.
Воскресенье 28 декабря 2014: Начало мудрости
Подзаголовок «Притчи Соломона, сына Давидова» (Притч. 1:1) устанавливает связь между отрывком Притч. 1:1–6 и 3 Цар. 3:5–14. В книге Царств (как и в книге Притчей) Соломон представлен как сын, ищущий мудрости у Бога. Кроме того, что обе книги называют Соломона «сын Давидов», в обоих текстах используется важная общая терминология: «разум, (разуметь)», «мудрость», «суд». Эти параллели не только подтверждают, что Соломон был одним из составителей книги, но и показывают, что книга Притчей рассматривает вопрос о поиске человеком Божественной мудрости.
Прочитайте Притч. 1:7. Что такое мудрость? Что такое «страх Господень»? Как эти два понятия соотносятся друг с другом?
В этом тексте «мудрость» определяется как религиозный опыт. Она связана со страхом Господним. Эта важная концепция еврейской религии является ключом к пониманию книги Притчей. Она не только неоднократно упоминается, но и составляет основу всей книги (Притч. 1:7; 31:30).
Страх Господень не имеет ничего общего с суеверным или детским страхом Божественного наказания. Его следует понимать как острое осознание личного присутствия Бога всегда и везде. Страх Господень характеризовал реакцию людей на Божественное откровение на горе Синай (Исх. 19:16; 20:20), им же объясняется их обещание быть верными и любить Бога в ответ на Его завет с ними (Втор. 10:12).
Короче говоря, бояться Бога — значит быть верным Богу и любить Его.
Выражение «Начало мудрости — страх Господень» означает, что мудрость происходит из этого «страха». Еврейское слово «начало» (reshit) указывает на первое слово, с которого начинается история сотворения (Быт. 1:1). Итак, первый урок мудрости заключается в понимании того, что Бог является нашим Создателем — Тем, Кто дает нам жизнь и дыхание — и что Он всегда присутствует — Бог любви, справедливости и искупления (Ин. 3:16; Пс. 88:15; Евр. 9:12) .
Библия учит нас любить Бога и бояться Его. Как эти два понятия проявляются в ваших личных отношениях с Богом?
Понедельник 29 декабря 2014: Подлинное воспитание
Прочитайте Притч. 1:8–10. Какие два противоположных метода «воспитания» представлены в этих текстах? В чем заключается основная весть этих текстов не только для родителей, но и для всякого человека, боящегося Бога?
Воспитание — это, прежде всего, семейное дело, и истинное воспитание дети получают в первую очередь от родителей. В этих текстах воспитание называется «наставлением» и даже «законом» (в Синодальном переводе «заветом»). Еврейское слово «закон» — torah — означает «направление». Родители должны указывать своим детям верное направление. Напротив, другой метод «воспитания» не определен и у него нет названия. Он просто упоминается как голос грешников, который уводит в неправильном направлении.
Кроме того, слова «сын мой», которые не следует воспринимать как означающие исключительно мальчиков или юношей, повторяются много раз, подчеркивая родительское наставление. Каждый родитель — «отец твой», «мать твоя» — четко указан в единственном числе и лично вовлечен в процесс воспитания, в то время как представители другого лагеря — это группа безымянных «грешников».
«В Своей мудрости Господь определил, чтобы семья была самой великой воспитывающей силой. Именно в семье должно начинаться воспитание ребенка. Это его первая школа. Здесь при содействии своих родителей-наставников он должен постигать уроки, которыми будет руководствоваться всю жизнь…. Воспитательное влияние семьи является определяющей силой к добру или ко злу…. Если ребенок не получит здесь должного наставления, то сатана будет воспитывать его по своему усмотрению» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 182).
Лучший аргумент в пользу семейного воспитания — это его результаты. Они видны в качествах характера, которые подобны украшениям на голове и на шее. В ближневосточной культуре драгоценные ожерелья и браслеты, как дорогое наследство, передавались от родителей к детям. Однако же воспитание имеет большее значение, чем материальные богатства. Время, проведенное с нашими детьми, будет иметь для них гораздо большее значение, чем время, которое мы посвящаем своей работе. Кроме того, упоминание шеи и головы, то есть, лица человека, предполагает, что воспитание формирует саму личность человека. А на пути глупцов или грешников упоминаются только ноги (Притч. 1:15), как если бы своенравный сын потерял свою идентичность.
Как мы можем научиться противостоять соблазнам, которые могут воздвигнуть на нашем пути культура, общество, друзья и даже семья?
Вторник 30 декабря 2014: Воззвание мудрости
Прочитайте Притч. 1:20, 21. Как здесь представлена мудрость? Что о ней сказано?
В то время как грешники «подстерегают» и «делают засаду» (Притч. 1:11, 18), мудрость «возглашает на улице» (Притч. 1:20), «в главных местах собраний проповедует» (Притч. 1:21) и «говорит речь свою» (Притч. 1:21). Здесь мудрость персонифицирована (т. е. представлена в человеческом образе), она предлагает нечто мужчинам и женщинам на улице. Ее предложение адресовано всем живущим. В шумной и враждебной среде, среди огромного количества товаров и продавцов, зов мудрости должен быть громким; в противном случае она не будет услышана среди множества других голосов.
Прочитайте Притч. 1:22–32. К чему приводит отвержение мудрости?
Причина, по которой люди отвергают мудрость, не имеет ничего общего с самой мудростью, но всецело связана с характером отвергающих ее. Они изображаются высокомерными и презирающими обличения (Притч. 1:25, ср. Притч. 1:30), будто они знают больше других. Они считают, что мудрость нужна лишь простым и наивным. Однако же именно отвергающие мудрость — просты и наивны; они — глупцы, которые «ненавидят знание» (Притч. 1:22; ср. Притч. 1:29).
Те, кто отвергает мудрость, пожнут плоды этого отвержения. Отказавшись избрать страх Господень, они теперь должны будут довольствоваться своим выбором: они будут «вкушать от плодов путей своих» (Притч. 1:31). Когда мы отвергаем мудрость, сходящую свыше, мы в конечном итоге остаемся с вымыслом и ложью, которую фабрикуем для себя или которую другие фабрикуют для нас, а мы с готовностью принимаем. Так мы заменяем Бога идолами. По иронии, презирающие религию и насмехающиеся над теми, кого они называют простыми и наивными, часто сами по-своему суеверны. Они придают значение самым мимолетным и бесполезным вещам, которые никогда не смогут удовлетворить главные потребности сердца.
Прочитайте Притч. 1:33. Учитывая контекст предыдущих стихов, какое обетование и какая надежда содержатся здесь для нас? Как это обетование исполняется в вашей жизни?
Среда 31 декабря 2014: Преимущество мудрости
Прочитайте Притч. 2:1–5. При каких условиях можно понять «страх Господень»? Какие решения нам необходимо принять в этой связи?
Трижды слово «если» вводит нас в рассуждение, обозначая три последовательных стадии воспитания. Первое «если» представляет пассивную стадию слушания; это значит быть восприимчивым и внимательным к словам мудрости (Притч. 2:1, 2). Второе «если» представляет активный отклик, заключающийся в том, чтобы призывать знание и просить мудрости (Притч. 2:3). Третье «если» представляет заинтересованное участие и поиск мудрости, как если бы человек искал «сокровище» (Притч. 2:4).
Прочитайте Притч. 2:6–9. Какие условия необходимы для понимания праведности? В чем состоит ответственность Бога в приобретении нами мудрости?
Обратите внимание, что фраза «Господь дает…» в 6 тексте отвечает на фразу «найдешь познание о Боге» в 5 тексте. Мудрость, как и спасение, — это дар от Бога. Первый отрывок описывает процесс, который происходит с человеком, второй — описывает деятельность Бога: Он дает мудрость, Он хранит мудрость и Он охраняет и оберегает путь мудрых.
Прочитайте Притч. 2:10–22. Что происходит, когда мудрость, наконец, поселяется в сердце?
Фраза «когда мудрость войдет в сердце твое» обозначает окончательный этап преобразования. Мы не только будем иметь познание Господа, но оно будет еще и приятным для наших душ (Притч. 2:10). Мы также будем защищены от пути злого (Притч. 2:12), от обольщения злом (Притч. 2:16) и будем ходить стезей праведников (Притч. 2:20).
Прочитайте Притч. 2:13, 17. В чем заключается первый шаг на пути тьмы и к чему он приводит?
Хотя мы и грешники, нам не обязательно творить зло. Идущие путем нечестия, очевидно, сначала оставили путь правды. В таком случае нечестие, прежде всего, следует понимать как отсутствие верности. Грех начинается незаметно и невинно, но вскоре грешник уже не только поступает нечестиво, но и получает от этого удовольствие.
Если вам нравится делать зло, что этот факт говорит вам о вас самих? Или, что еще хуже, если вы даже не считаете это злом?
Четверг 1 января 2015: Не забывай!
Прочитайте Притчи 3:7. Почему опасно быть мудрым в собственных глазах?
Если человек считает себя мудрым, это приводит его к иллюзии, что мудрым можно быть без Бога. Это безнадежная ситуация. «На глупого больше надежды, нежели на него» (Притч. 26:12). Опять же, мудрость описывается как религиозная обязанность. Быть мудрым — значит хранить заповеди Божьи (Притч. 3:1), проявлять «милость и истину» (Притч. 3:3) и «надеяться на Господа» (Притч. 3:5). Мудрость предполагает близкие отношения с Богом. Обратите внимание на многократное упоминание сердца (Притч. 3:1, 3, 5) — места, где рождается наш личный отклик на действия Бога. (Сердце уже упоминалось в Притч. 2:10 как место, куда должна войти мудрость).
Прочитайте Притч. 3:13–18. Какое вознаграждение приходит с даром мудрости?
Мудрость ассоциируется с жизнью и здоровьем (Притч. 3:2, 8, 16, 18, 22). Один из наиболее наводящих на размышления образов — это «древо жизни» (Притч. 3:18) — обещание, которое повторяется несколько раз в книге (Притч. 11:30; 13:12; 15:4). Эта метафора указывает на Едемский сад. Данное обещание не означает, что приобретение мудрости обеспечит вечную жизнь. Идея в том, что качество жизни с Богом, которой наслаждались наши прародители в Едеме, может в какой-то мере быть восстановлено. Когда мы живем с Богом, мы получаем некоторое представление об Едеме; более того, мы учимся верить в обетование восстановления этого утраченного Царства (см. Дан 7:18).
Прочитайте Притч. 3:19, 20. Почему мудрость так необходима?
Неожиданное упоминание истории Сотворения может показаться неуместным в данном контексте. Однако же использование мудрости при Сотворении усиливает аргумент из 18 текста, который связывает мудрость с деревом жизни. Если Бог использовал мудрость, чтобы создать небеса и землю, тогда мудрость — не тривиальный вопрос. Масштабы мудрости — космические, выходящие за пределы нашего земного существования. Мудрость также связана с нашей вечной жизнью. Вот какой урок следует извлечь читателю из обещания о дереве жизни, напоминающем об Едемском саде. Эта перспектива также содержится в обетовании, которым завершается наш отрывок: «Мудрые наследуют славу» (Притч. 3:35).
Пятница 2 января 2015: Для дальнейшего изучения
Прочитайте из книги Э. Уайт «Наглядные уроки Христа» главу «Сокрытое сокровище» (с. 111–114); из книги «Вести для молодежи» главу «Благословение в семье» (с. 334); из книги «Воспитание» главу «Изучение физиологии» (с. 197, 198); из книги «Библейский комментарий АСД», т. 3. комментарий Э. Уайт (с. 1156).
«Молодым людям необходимо понять глубокую библейскую истину, что у Бога —„источник жизни” (Пс. 35:10). Он не только Создатель всего, но Он и жизнь всего, что живет. Это Его жизнь, которую мы получаем в солнечном сиянии, чистом, приятном воздухе и пище, поддерживает наши силы. Это благодаря Его жизни мы существуем, час за часом, мгновение за мгновением. Все Его дары, если они не осквернены грехом, направлены к жизни, здоровью и радости» (Э. Уайт. Воспитание, с. 197, 198).
«У многих сложилось впечатление, что преданность Богу несовместима с крепким здоровьем, радостью и счастьем в отношениях с людьми. Но те, кто ходит путем мудрости и святости, обнаруживают, что «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Они умеют радоваться настоящим удовольствиям жизни» (Комментарий Э. Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1156).
Вопросы для обсуждения:
1. Чем отличается мудрость от знания? Как можно иметь много знаний и при этом не иметь мудрости? Вспомните знакомых вам людей, которых, несмотря на их знания и интеллект, нельзя назвать мудрыми.
2. Подробно остановитесь на вопросе о «страхе Божьем». Если «в любви нет страха» (1 Ин. 4:18), как можно бояться Господа и при этом любить Его? Как согласовать кажущееся противоречие между справедливостью и любовью в понятии «страх Господень»?
3. Почему так опасно быть «мудрецом в глазах своих», особенно если учесть, насколько развращено человеческое сердце и как легко мы даем логическое объяснение почти любому поведению, которое хотим оправдать? Подумайте о тех, кто находит рациональное объяснение отвратительному поведению. Как мы можем быть уверены, что не делаем того же?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!