Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око. Откр. 1:7.
«Этот год… последний год, когда сатана правит нашей землей. Иисус Христос придет… Царства мира разлетятся на куски… Клич победы будет слышен в небесах… И времени уже не будет». Так писал Уильям Миллер в своем «Новогоднем обращении к верующим адвентистам» 1 января 1842 года. Последний год этого мира наступил. И, как можно было ожидать, все испытывали высшую степень воодушевления. Но никто не знал, на каком именно дне года им следует сосредоточить внимание.
Сам Миллер, зная, что, по словам Христа, о дне и часе том никто не знает, был весьма осторожен в своих высказываниях. «Около 1843 года» — вот самое точное определение, какое он мог дать. Но к декабрю 1842 года последователи побуждали его выразиться более ясно. В конце концов, 1843 год начнется уже через месяц. И Миллер заключил, что он и впрямь мог бы быть более точным. Основывая свои подсчеты на еврейском празднике Пасхи, он писал о своем убеждении в том, что Иисус явится на облаках небесных где-то между 21 марта 1843 и 21 марта 1844 года.
Те, кто думал, что имеет некую формулу определения точной даты, то и дело устанавливали дни внутри данного периода. Сам Миллер придерживался идеи исполнения пророчества в конце года, поскольку полагал, что их вера должна быть испытана. И она была испытана. Второе пришествие не наступило 21 марта 1843 года. Исполненные надежды, люди решили, что ошиблись в определении даты еврейской Пасхи. Возможно, это было 21 апреля. Но и эта дата миновала. Так группа миллеритов пережила свое первое, или весеннее, разочарование.
Движение на тот момент не распалось потому, что официальной конкретной даты все-таки не было. С другой стороны, миллериты чувствовали себя угнетенно. Они продолжали изучать Библию, чтобы определить, в каком месте пророческой временной линии они находятся. Тогда же, в начале лета, они нашли отрывок Аввакума 2:3. «Ибо видение относится еще к определенному времени, и говорит о конце, и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится».
И они решили, что они живут «во время промедления». В конце концов, не прямо ли говорит Мф. 25:5 о том, что «жених замедлил»? Их вера имела стойкость, которой нам должно восхищаться. Да, они были разочарованы. Но, вместо того чтобы сдаваться, они обратились к Библии, желая определить свое место в пророчестве. Это не то, чем они хотели заниматься, но это единственный выход для тех, кто и сегодня продолжает вопиять: «Доколе, Владыка?» (Откр. 6:10).
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!