Дитрих Бонхоффер: Жить вместе

Дитрих Бонхоффер Жить вместе

Теолог и философ Дитрих Бонхоффер (Bonhoeffer) родился в 1906 г. в Бреслау. Он изучал теологию в Тюбингене (1923) и Берлине (с 1924 г.). Очень молодым он защитил две диссертации по теологии (1927, 1930 гг.). Бонхоффер был викарием в одной из протестантских общин Барселоны. Потом он продолжил обучение в Теологическом семинаре Нью-Йорка, был секретарем молодежного экуменистического движения. С 1931 г. он стал доцентом Берлинского университета, сочетая педагогическую работу с деятельностью священника университетской церкви и городского викария.

Бонхоффер организовывал различные экуменические конференции. Между тем наступило время тяжелых испытаний. После прихода фашистов к власти Бонхоффер неоднократно высказывал свое несогласие с нацистским режимом и господствующей идеологией, выступал против пронизывавшего эту идеологию антисемитизма. Бонхоффер — соавтор важнейшего документа протестантской церкви начала 30-х годов (Betheler Bekenntnisses), в котором отстаивались антифашистская и антимилитаристская ориентация.

Позднее Бонхоффер развернул в Лондоне широкую и инициативную экуменическую деятельность. С 1935 г. то в одной, то в другой церкви Германии он проводил семинары для проповедников, помогая им осуществлять свою деятельность в труднейших условиях многочисленных ограничений и запретов, исходивших от нацистского режима и направленных против христианства и христиан. 5 апреля 1943 г. Бонхоффера арестовали. Его держали в разных местах заключения. А 9 апреля 1945 г. — незадолго до окончания войны — нацисты приговорили его к смерти через повешение и привели приговор в исполнение. На все страдания Бонхоффер шел сознательно.

Поэтому его и называют теологом-страдальцем. За свою короткую жизнь, исполненную драматизма, Бонхоффер успел создать ряд значительных произведений. Уже сами их названия — своеобразное обозначение станций на пути его становления как протестантского теолога и философа. «Наследование» (Nachfolge, 1937), считающееся главным трудом жизни Бонхоффера, выдвигает строгие нравственные духовные требования к верующим: надо строить жизнь в соответствии с главной ценностью, наследуемой христианами, — с Нагорной проповедью Иисуса Христа. Необходимо придерживаться такого порядка жизни, который отвечает ценностям ответственности и самоотверженности.

Жизнь самого Бонхоффера — пример следования этим духовно-нравственным принципам. «Творение и грехопадение» (1933) — сочинение, в котором Бонхоффер (на основе толкования первых трех глав Библии) защищает сходные теологические и этические ценности и нормы. «Совместная жизнь» (1933) — последняя книга, опубликованная самим Бонхоффером. Она относится к области так называемой практической теологии и отстаивает мысль о том, что «живая церковь» всегда имеет преимущество перед теоретической теологией. В 1949 г., уже посмертно, были опубликованы фрагменты «Этики» Бонхоффера.

Своеобразным завещанием этого мыслителя можно считать его «Письма и заметки из заключения» (в 1951 г. их опубликовал Эберхард Бетге, которому они и были адресованы, под названием «Сопротивление и покорность»). Короткой была жизнь Бонхоффера. Немногочисленны его труды. Но они содержат в себе творческие импульсы. Бонхоффер выступал против узкоцерковных подходов. Он понимал и принимал действительный мир как целое. Будучи «земным», мир предполагает путь антиномий. Но и в этом «земном» мире Бонхоффер придает вере новое значение.

Бог — это не некая духовная сила, с которой человек сталкивается где-то на краю жизни; Он ожидает признания и сохранения веры в Него также и в полноте жизни, в самом ее разгаре. Получивший хорошее музыкальное образование Бонхоффер прибегал к таким образам: Бог — это лейтмотив, cantus firmus, а человек — это контрапункт. И где cantus firmus звучит ясно и отчетливо, там контрапункт развит особенно сильно. Отсюда возникает «полифония жизни». Вера, согласно Бонхофферу, имеет «мирской» (weltlich) характер и обращена к «посюстороннему».

Мышление выбирает для своей ориентации такие понятия, как «человечность, терпимость, мера». Этика взывает к таким понятиям как «естественное», «отвечающее сути дела» (SachgemaBkeit), «представительство» (Stellvertretung), «принятие вины» (SchuldUbernahme), а такие понятия как «труд», «брак», «власти» (Obrigkeit), «церковь» направлены на упорядочивание жизни. В тенденции пробивает себе дорогу «мышление, ориентированное на другого». Церковь лишь тогда становится церковью в христианском смысле, когда она есть «церковь для другого». «Ближний» — это трансцендентное. Испытав страдания, Бонхоффер утвердился в мысли, что Бог принимает на себя также и страдания этого мира.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *