Церковь есть община верующих, исповедующих Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Подобно народу Божию с ветхозаветних времен, современная Церковь призвана из мира и объединена для богослужения, для братского общения, для назидания в славе, для совершения Вечери Господней, для возвещания Евангелия всему миру и служения всему человечеству. Иисус Христос – воплощенное Слово – наделил Церковь авторитетом. Свидетельство тому мы находим в Библии, которая есть записанное Слово Божие.
Церковь – это Божья семья; принятые Им как дети ее члены строят свою жизнь на основе Нового Завета. Церковь – это тело Христово, собранная община, глава которой есть Сам Христос. Церковь – это невеста Христа, ради которой Он умер, чтобы освятить и очистить ее. Благодаря этой жертве по торжественном возвращении Своем на землю, Он представит ее Себе славной Церковью, «не имеющей пятна или порока», Церковью, хранившей верность во все века.
Старец в гневе ударяет посохом по скале. Размахнувшись, он с силой бьет снова и кричит: «Послушайте, непокорные! Разве нам из этой скалы извести для вас воду?»
Миг — и поток воды хлынул из скалы и напоил живительной влагой истомившихся от жажды израильтян. Источником, утолившим жажду людей, была Скала Живая, а Моисей приписал эту заслугу себе. В этом и состоял грех, из-за которого Моисей не вошел в обетованную землю (см. Чис. 20:7-12).
Скалою был Христос, той Скалой, на которой Бог воздвиг Свой народ: как общество в целом, так и каждого верующего в отдельности. Эта мысль прослеживается во всем Писании.
В своем последнем наставлении Израилю Моисей вспомнил, видимо, этот случай, когда сравнил Бога со скалой, подчеркивая Его непоколебимость и надежность: «Воздайте славу Богу нашему. Он твердыня (в оригинале — скала); совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:3, 4).
Много веков спустя Давид использовал это прекрасное сравнение. Спаситель был для него скалой: «В Боге спасение мое и слава моя; крепость (скала) силы моей и упование мое в Боге» (Пс. 61:8).
Пророк Исайя также называет грядущего Мессию «камнем испытанным, краеугольным, драгоценным, крепко утвержденным» (Ис. 28:16).
Апостол Петр засвидетельствовал, что Христос исполнил это предсказание, являясь этим «живым» камнем, «человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным» (1 Петр. 2:4). Павел сказал о Нем как о единственно надежном основании: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Вспоминая то знаменательное чудо, которое произошло в древности с народом Божьим, он сказал: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4).
Сам Иисус Христос использовал это сравнение: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Он утвердил христианскую Церковь на Самом Себе, Живой Скале. Его тело было принесено в жертву за грехи мира — по Скале был нанесен смертельный удар. Но ничто не может одолеть Церковь, возведенную на твердом основании, которое положил Он Сам. И текут из этой Скалы целительные воды к жаждущим народам (см. Иез. 47:1-12; Ин. 7:37, 38; Откр. 22:1-5).
Как слаба и беспомощна была Церковь, когда Христос возвещал эти слова. Она состояла из горстки уставших, сомневающихся, поглощенных только своими интересами учеников, нескольких женщин и изменчивой толпы, которая рассеялась, лишь только по Скале был нанесен удар. Однако Церковь была построена не на хрупком фундаменте человеческой мудрости и изобретательности, а на Скале веков. Время показало и еще покажет, что ничто не в состоянии погубить Церковь или помешать ей выполнять поставленную самим Богом задачу: прославлять Имя Его и приводить людей к Спасителю (см. Деян. 4:12,13, 20-33).
«Церковь» в библейском смысле
В Священном Писании словом церковь1 переведено греческое слово «экклесиа», что значит «вызывать кого-либо». Этим словом обычно называли общество людей, собравшихся по особому приглашению.
В Септуагинте, переводе Ветхого Завета на греческий язык, популярном во дни Иисуса, словом «экклесиа»переведено еврейское слово «кагал», что значит «собрание», «общество» или «братство» (Втор. 9:10; 18:16; 1 Цар. 17:47; 3 Цар. 8:14; 1 Пар. 13:2)2.
В Новом Завете это слово имеет более широкое значение. Обратите внимание, кто в Новом Завете назван«церковью»: 1) верующие, собранные для богослужения на особом месте (см. 1 Кор. 11:18; 14:19, 28); 2) верующие, живущие в определенной местности (см. 1 Кор. 16:1; Гал. 1:2; 1 Фее. 2:14); 3) группа верующих, собирающихся в чьем-либо доме (см. 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 2); 4) группа общин на географической территории (см. Деян. 9:31)3; 5) все братство верующих по всему миру (см. Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; 12:28; ср. Еф. 4:11-16); 6) все творение, на небе и на земле, сохранившее верность Богу (см. Еф. 1:20-22; ср. Флп. 2:9-11).
Природа Церкви
Согласно Библии, Церковь учреждена Самим Богом. Она названа «Церковью Божией» (Деян. 20:28; 1 Кор. 1:2). Иисус наделил Церковь Божественным авторитетом (см. Мф. 18:17,18). Природу христианской Церкви можно лучше понять, если обратиться к ее ветхозаветным истокам и различным сравнениям, которые используются в Новом Завете применительно к ней.
Корни христианской Церкви. Ветхий Завет изображает Церковь как организованное сообщество народа Божьего. С давних времен богобоязненные семьи — потомки Адама, Сифа, Ноя, Сима и Авраама были хранителями Божьей истины. Эти семьи, в которых отец выполнял роль священника, были своего рода Церковью в миниатюре. Бог исполнил щедрые обетования, данные Аврааму. Таким образом, это верное Богу семейство постепенно стало целой нацией. Израильский народ должен был осуществлять то, к чему был призван Авраам, — служить благословением всем народам (см. Быт. 12:1-3), являя Божью любовь ко всему миру.
Народ, который Бог вывел из Египта, был назван «Собранием (в оригинале — церковью) в пустыне» (Деян. 7:38). Сам Бог именовал их «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6), Божьим «святым народом» (Втор. 28:9; ср. Лев. 26:12) — Его Церковью.
Бог поселил их в Палестине — в-центре основных мировых цивилизаций. Палестина была точкой пересечения трех великих континентов — Европы, Азии и Африки. Иудеи призваны были «служить» другим народам. Они должны были побудить эти народы примкнуть к Божьему народу. Другими словами, Бог вызвал их для того, чтобы пригласить другие нации (см. Исх. 56:7). Посредством Израиля Он хотел создать самую большую Церковь на земле, Церковь, в которой представители всех народов мира могли бы совершать богослужение, познавать истинного Бога и затем, возвращаясь к своему народу, бл а повествовать весть спасения.
Несмотря на постоянную Божью заботу, Израиль впал в идолопоклонство, национализм, гордость, эгоизм и замкнулся на себе. Божий народ не исполнил своего назначения.
Рождение Иисуса Христа в мир было для Израиля поворотным моментом. Избранный народ ожидал такого Мессию, Который освободил бы их от римского ига, а не Того, Кто мог даровать им внутреннюю свободу. Предав смерти Иисуса Христа, Израиль явил миру свою духовную несостоятельность. Голгофа стала наглядным свидетельством внутренней испорченности этого народа. Словами: «Нет у нас царя, кроме кесаря!» (Ин. 19:15) они отказались от Божьего руководства в жизни своей нации.
На кресте две противоположные миссии достигли своей кульминации. Первая — миссия Церкви, которая показала свою полную несостоятельность. Церковь была настолько поглощена собой, что не узнала своего Основателя. Вторая — миссия Христа, Который по Своей великой любви к людям умер вместо них, чтобы дать им спасение и вечную жизнь.
В то время как крест ознаменовал собою конец миссии исторического Израиля, воскресение Христа положило начало христианской Церкви и ее миссии: провозглашению Благой вести спасения через Христа. Не выполнив свою задачу, иудеи превратились в один из многих народов и потеряли свое особое предназначение — быть Божьей Церковью. На их место Бог поставил новый народ — Церковь, которая должна была теперь осуществлять Его замысел в мире (см. Мф. 21:41,43).
Новозаветная Церковь, которая выросла на вере древнего Израиля, состояла как из обращенных иудеев, так и язычников, принявших Иисуса Христа. Следовательно, истинный Израиль — это все люди, которые верою принимают Христа (см. Гал. 3:26-29). Апостол Павел наглядно изображает живую связь между верой обращенных иудеев и христиан из язычников в образе двух деревьев: хорошей и дикой маслины. Иудеи, не принимающие Христа, больше не являются детьми Божьими (см. Рим. 9:6-8). Они представлены здесь ветвями, отсеченными от хорошей маслины, в то время как иудеи, принявшие Христа, остались на дереве. Апостол Павел изображает язычников, которые принимают Христа, ветвями дикой маслины, привитыми к хорошему дереву (см. Рим. 11:17-25). Он учит этих новых христиан, обращенных из язычников, уважать наследие, оставленное избранным народом Божьим: «Если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» (Рим. 11:16-18).
Новозаветная Церковь значительно отличается от своей ветхозаветной предшественницы. Апостольская Церковь стала независимой от израильской нации организацией. Национальные различия потеряли свою актуальность, Церковь стала вселенской. Вместо национальной появилась миссионерская Церковь, существующая для того, чтобы выполнить первоначальный Божий замысел. Ее основатель, Иисус Христос, дал поручение Своим последователям: «Научите все народы» (Мф. 28:19).
Церковь в сравнительных описаниях. Новозаветные сравнения, используемые применительно к Церкви, позволяют более полно судить о ее природе.
1. Церковь сравнивается с единым организмом. Сравнение Церкви с человеческим телом подчеркивает ее единство и живую взаимосвязь каждого члена с этим единым организмом. Крест «в одном теле» примиряет всех верующих «с Богом» (Еф. 2:16). Посредством Святого Духа они «крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13) — Церковь. Церковь — это также тело Самого Христа (см, Еф. 1:23). Таким образом, Христос наделял верующих в Него Своей полнотой. Верующие являются членами Его тела (см. Еф. 5:30). Следовательно, Он дает духовную жизнь каждому истинному верующему посредством Своей силы и благодати. Христос есть «глава тела» (Кол. 1:18) и «глава Церкви» (Еф. 5:23).
В Своей любви Бог дал каждому члену Своей Церкви по крайней мере один духовный дар, посредством которого христианин может совершать для Бога жизненно важное служение. В организме человека важна функция каждого органа, так же обстоит дело и
в жизни Церкви: успех церковной миссий зависит от того, насколько полно проявится каждое духовное дарование, которым наделены члены Церкви. Может ли быть полноценным тело без сердца, глаз или рук? Если члены Церкви не используют свои дарования, Церковь будет либо мертвой, либо ущербной. Но эти особые, Богом данные дары не являются самоцелью (см. главу 17 этой книги).
2. Церковь сравнивается с храмом. Церковь — это «Божье строение», «храм Божий», в котором пребывает Дух Святой. Иисус Христос является его основанием, или «краеугольным камнем» (1 Кор. 3:9-16; Еф. 2:20). Церковь — нерукотворный храм, она быстро растет и развивается. Подобно тому, как Христос, по словам Петра, является «живым камнем», так и верующие представляют собой «живые камни», из которых состоит «дом духовный» (1 Петр. 2:4-6).
Строение еще не завершено. Новые живые камни занимают свои места в этом удивительном храме, или, другими словами, «уст-рояются в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22).
Апостол Павел настоятельно призывает верующих использовать для возведения этого храма лучшие строительные материалы, чтобы храм мог выдержать «огненное испытание» вдень Суда (1 Кор. 3:12-15). Сравнение Церкви с храмом подчеркивает ее святость независимо от того, идет ли речь о небольшой местной общине или всемирном братстве. Как сказал Павел, Божий храм свят. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17). Тесные связи с неверующими, заметил Павел, противоречат ее святости, а потому необходимо избегать подобных союзов, «ибо какое общение праведности с беззаконием?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:14, 16). (Его совет относится как к деловым, так и к брачным отношениям). К Церкви следует относиться с большим уважением, потому что Сам Бог изливает на нее Свою особую любовь и внимание.
3. Церковь сравнивается с невестой. В Писании Церковь представлена невестой, а Господь — ее женихом. Господь дает торжественную клятву: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии» (Ос. 2:19). «Я сочетался с вами» — уверяет Он (Иер. 3:14).
Павел также использует сравнение: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2). Христова любовь к Своей Церкви настолько глубока и постоянна, что Он предал Себя в жертву, чтобы «освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Еф. 5:26).
Через освящающее воздействие Слова Божьего (см. Ин. 17:17) и водного крещения Христос может очистить каждого, кто принадлежит Его Церкви, и заменить наши запятнанные одежды одеждой Своей совершенной праведности. Следовательно, Он может приготовить Церковь быть Его невестой и «представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Но лишь тогда, когда Он придет во второй раз, Церковь облечется полнотою славы и великолепия.
4. Церковь сравнивается с «вышним Иерусалимом». В Писании город Иерусалим назван Сионом. В нем Бог пребывает со Своим народом (см. Пс. 9:12). С Сиона дается спасение (см. Пс. 13:7; Пс. 52:7). Этот город должен стать «радостью всей земли» (Пс. 47:3).
Новый Завет называет Церковь «вышним Иерусалимом», духовным прообразом земного города (Гал. 4:26). Граждане этого Иерусалима имеют «жительство на небесах» (Флп. 3:20). Они названы «детьми обетования», «рожденными по духу», и живут в свободе, которую даровал им Христос (Гал. 4:28,29; 5:1). Живущие в этом городе осознали всю тщетность найти «оправдание законом» (Гал. 4:22,26,31; 5:4), и поэтому единственным их стремлением и надеждой является «праведность по вере». Они понимают, что во Христе Иисусе небесное гражданство дается им «верою, действующею любовью» (Гал. 5:5, б).
Принадлежащие к этому славному обществу «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:22, 23).
5. Церковь сравнивается с семьей. Согласно Священному Писанию, Церковь на небесах и на земле — это единая семья (см. Еф. 3:15). В Библии встречаются две метафоры, показывающие, каким образом люди могут присоединиться к этой семье: усыновление (см. Рим. 8:14-16; Еф. 1:4-6) и новое рождение (см. Ин. 3:8). Через веру во Христа рожденные свыше христиане не являются больше рабами. Они становятся детьми Небесного Отца (см. Гал. 3:26-4:7), живущими на основании Нового Завета. Теперь они «свои Богу» (Еф. 2:19) и «свои» собратьям по вере (Гал. 6:10).
Члены Его семьи обращаются к Богу как к своему отцу (см. Гал. 4:6) и относятся друг к другу как братья и сестры (Иак. 2:15; 1 Кор. 8:11; Рим. 16:1). Апостол Павел, приобщивший многих к церковной семье, считал себя их духовным отцом. «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). Он называет тех, кого собрал, своими «возлюбленными детьми» (1 Кор. 4:14; ср. Еф. 5:1).
Церкви присуще особое качество, характерное для семьи, — братское общение. Христианское общение (новозаветный термин «койнониа») — это не просто социальная общность людей, а совместное «участие в благовествовании» (Флп. 1:5). Оно включает в себя общение с Богом Отцом, Его Сыном и собратьями — верующими (см. 1 Ин. 1:3, 7). Всякому, кто присоединяется к этой семье, ее члены подают так называемую «руку общения» (Гал. 2:9).
Сравнение Церкви с семьей говорит о том, что Церковь — это общество, в котором принято заботиться о людях, где «они любимы, уважаемы и ценны» как личности. «В Церкви люди сознают, что они нуждаются друг в друге. Церковь способствует росту дарований. В ней люди возрастают, и каждый находит удовлетворение своим чаяниям»5. Принадлежность к Церкви предполагает также определенную ответственность, уважение к духовным родителям, заботу о духовных братьях и сестрах. И наконец, быть членом Церкви — значит любить всех своих собратьев преданно и самозабвенно, подкрепляя и поддерживая друг друга.
Несмотря на то, что к церковной семье принадлежат люди очень разные по складу своего характера, они смогут испытывать истинное наслаждение, общаясь друг с другом. Члены церковной семьи учатся жить в единстве, не утрачивая в то же время своей индивидуальности.
6. Церковь сравнивается со столпом и утверждением истины. Церковь живого Бога есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Она является хранилищем и оплотом истины, защищая ее от нападок врагов. Однако полнота истины открывается постепенно. Если члены Церкви заявляют, что они обладают новым светом, новой доктриной или новым толкованием Писания, то члены, имеющие духовный опыт, должны испытать это новое учение мерилом Слова Божьего (см. Ис. 8:20). Если новый свет согласуется с этим мерилом, то Церковь должна принять его, если нет — отвергнуть. Все члены Церкви должны согласиться с этим библейски обоснованным решением, ибо «при многих советниках» народ «благоденствует» (Притч. 11:14),
Распространяя истину, свидетельствуя о ней, Церковь становится «светом мира», «солью земли», «городом, стоящим на верху горы», который «не может укрыться» (Мф. 5:13-15).
7. Церковь сравнивается с воинствующей и побеждающей армией. Церковь на земле подобна сражающейся армии. Она призвана бороться против духовной тьмы: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправите-лей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Христианам следует «принять всеоружие Божие», чтобы они «могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять» (Еф. 6:13).
Веками Церковь должна была сражаться как против внутреннего, так и против внешнего врага (см. Деян. 20:29,30; 1 Тим. 4:1). Она шагнула далеко вперед и добилась многих побед, но ее пока еще нельзя назвать победившей Церковью. К сожалению, в ней еще много недостатков. Иисус показал несовершенство Церкви с помощью такого сравнения: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13:24, 25).
Пшеница и плевелы росли на поле вместе. Когда же слуги предложили выдернуть сорняки, хозяин сказал: «Нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы…» (Мф. 13:29,30). Бог приводит в Церковь обращенных людей, сатана приводит необращенных. Они оказывают соответствующее влияние на Церковь в целом: одни содействуют ее очищению, другие разлагают. Эта внутренняя борьба будет продолжаться до жатвы, до Второго пришествия.
Внешняя борьба Церкви также еще не окончена. Впереди ее еще ждут скорби и столкновения. Сатана, зная, что немного у него остается времени, направляет весь свой гнев на Божью Церковь (см. Откр. 12:12, 17). Библия предупреждает, что в результате его действий наступит «время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди». Но Христос вступится за Свой верный народ, и «спасутся… все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1). Иисус заверяет нас, что «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24:13).
Триумф Церкви будет вполне очевиден при Втором пришествии Христа. Именно в то же время Он сможет представить ее «Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:27). Искупленные всех веков будут встречать Его, когда Он явится во славе.
Церковь видимая и невидимая. Термины видимая и невидимая Церковь используются для того, чтобы показать две ипостаси, в которых предстает Церковь на земле, Сравнения, о которых шла выше речь, относятся главным образом к видимой Церкви.
1. Видимая Церковь. Видимая Церковь — это церковная организация, которая призвана Богом для служения. Она исполняет великое поручение Христа: несет Евангелие миру (см. Мф. 28:18-20) и приготавливает людей к Его славному возвращению (см. 1 Фее. 5:23; Еф. 5:27).
Церковь избрана Богом для особого свидетельства. Она просвещает мир и продолжает служение Христа, благовествуя нищим, исцеляя сокрушенных сердцем, проповедуя слепым прозрение, отпуская измученных на свободу, проповедуя лето Господне благоприятное (см, Лк. 4:18,19).
2. Невидимая Церковь. Невидимая Церковь, называемая также Вселенской Церковью, состоит из всех детей Божьих, живущих во всем мире. К ней принадлежат верующие видимой Церкви и многие, кто живет согласно свету, дарованному им Христом (см. Ин. 1:9), хотя они и не состоят в церковной организации. В эту последнюю группу входят те, кто никогда не имел возможности узнать истину об Иисусе Христе, но кто откликнулся на призыв Святого Духа и «по природе законное делает» (Рим. 2:14).
Само существование невидимой Церкви показывает, что служение Богу — это в высшем смысле духовное понятие. «Истинные поклонники, — сказал Иисус, — будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Поскольку истинное поклонение Богу имеет духовную природу, люди не могут со всей точностью определить, кто принадлежит Божьей Церкви, а кто нет.
Посредством Духа Святого Бог направляет Свой народ, принадлежащий к невидимой Церкви, в Церковь видимую. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). Только в видимой Церкви они могут узнать полноту Божьей истины, братскую любовь и радость общения, потому что Он дал видимой Церкви духовные дары, которые укрепляют ее членов: каждого лично и все братство в целом (Еф. 4:4-16). После своего обращения Павел познакомился с видимой Церковью Божьей, а затем принял участие в ее служении (см. Деян. 9:10-22). И сегодня Бог чудесным образом ведет Свой народ в Свою видимую Церковь, отличительными признаками которой являются верность Божьим заповедям и вера Иисуса. Став членами этой Церкви, новообращенные смогут участвовать в завершении Божьей миссии на земле (см. Откр. 14:12; 18:4; Мф. 24:14, а также главу 13 этой книги). Также считается, что понятие «невидимая Церковь» включает в себя единую Церковь небесную и земную (Еф. 1:22,23) и Церковь, укрываемую Богом в течение долгого времени преследований (Откр. 12:6,14).
Организация Церкви
Христово поручение нести Евангелие миру подразумевает в том числе и попечение о новых членах Церкви. Им нужно помочь утвердиться в вере и научить посвящать данные Богом способности и дарования на служение Ему. Библия говорит, что «Бог не есть Бог неустройства». Он желает, чтобы все было «благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:33, 40). Поэтому Церковь должна иметь простую, но слаженную организацию.
Природа церковной организации. Давайте порассуждаем о церковном членстве и церковной организации.
1. Церковное членство. Когда новообращенные достигают определенного уровня подготовки, они становятся членами новозаветного сообщества верующих. Присоединившись к Церкви, они начинают по-новому относиться к другим людям, государству и Богу.
А. Что необходимо члену Церкви. Люди, которые желают стать членами Его Церкви, должны принять Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, покаяться в своих грехах и креститься (см. Деян. 2:36-41; ср. 4:10-12). Им необходимо пережить опыт нового рождения и принять поручение Христа: учить других соблюдать все, что Он повелел им (см. Мф. 28:20).
Б. Равенство и служение. Христос провозгласил: «Все вы — братья» и «больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:8, 11). Из этих слов явствует, что члены Церкви равны между собой. Разумеется, они должны также сознавать, что следовать примеру Христа означает не что иное, как служить нуждам других, приводя их к Всевышнему. Это и есть подлинное подражание Христу.
В. Все верующие являются священниками. Когда Христос начал Свое служение в небесном святилище, необходимость в ле-витском священстве отпала. Теперь вся Церковь стала «святым священством» (1 Петр. 2:5). «Вы, — сказал Петр, — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»(1 Петр. 2:9).
Новый статус священников, который имеют все верующие, отнюдь не дает никому из них права думать, верить и учить по своему собственному усмотрению, не считаясь со всем телом Церкви. Смысл священства в другом: на каждого члена Церкви возложена обязанность служить ближним во славу Божью. Это подчеркивает зависимость членов Церкви друг от друга. В то же время христианин может общаться с Богом без человеческого посредника. И это говорит о взаимозависимости членов Церкви, равно как и об определенной самостоятельности каждого. Итак, мы видим, что в новозаветной Церкви не существует качественных различий между духовенством и простыми членами, хотя необходимо учитывать, что те и другие выполняют разное служение в Церкви.
Г. Преданность Богу и своей стране. Библия учит, что всякая власть — установление Божье. Она призывает верующих уважать гражданские власти и повиноваться им. Человек, в руках которого находится гражданская власть, есть «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Поэтому члены Церкви отдают «всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13:4, 7).
В своем отношении к государству члены Церкви руководствуются принципом Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Но если государство вынуждает нас нарушать Божьи принципы, то верность Богу должна быть превыше всего остального. Апостолы сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).
2. Главное назначение церковной организации. Церковь была организована с целью исполнить замысел Божий: наполнить Землю «познанием славы Божьей». Только видимая Церковь может организовать деятельность, необходимую для осуществления этой цели.
А. Поклонение и увещевание. На протяжении всей истории Церковь Божья объединяла верующих для поклонения Творцу в субботний день. Христос и Его апостолы вместе поклонялись Богу в субботу. Священное Писание призывает верующих «не оставлять собрания своего… но увещевать друг друга, и тем более, чем более они усматривают приближение дня оного» (Евр. 10:25; ср. 3:13). Объединяясь в поклонении Богу, верующие находят взаимную поддержку, ободрение и радость.
Б. Христианское общение. Церковь удовлетворяет глубочайшую нужду ее членов в общении. Совместное «участие в благовествовании» (Флп. 1:5) — это самое ценное, потому что оно тесно сближает собратьев по вере с Богом и друг с другом (1 Ин. 1:3,6,7).
В. Исследование Священного Писания. Христос дал Церкви «ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19). Эти ключи — учение Христа, содержащееся в Слове Божьем. Именно в нем мы находим «ключ разумения», узнавая, как войти в Царство Божье (Лк. 11:52). Слова Иисуса есть дух и жизнь для тех, кто принимает их (Ин. 6:63). Они приносят вечную жизнь (см. Ин. 6:68)6.
Истины Библии, будучи ключами спасения, могут «связывать» (запрещать) и разрешать (Мф. 16:19), открывать и затворять небеса, потому что именно они определяют критерий, по которому люди будут приняты или отвергнуты, спасены или потеряны. Таким образом, когда Церковь провозглашает Евангелие, для одних оно — «запах живительный на жизнь», для других — «запах смертоносный на смерть» (2 Кор. 2:16).
Иисус знал, насколько важно жить «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Только при этом условии Церковь может исполнить поручение Иисуса: «Идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).
Г. Священные установления в Церкви. Бог поручает Церкви совершать служение крещения, торжественного принятия в Церковь (см. главу 15 этой книги). Он также установил в Церкви служение ногоомовения и Вечери Господней (см. главу 16 этой книги).
Д. Всемирное провозглашение Евангелия. Церковь организована для миссионерского служения, чтобы исполнить миссию, возложенную некогда на Израиль. Самое большое служение, которое Церковь может совершить для мира, — это завершить проповедь Евангелия «во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). В результате крещения Духом Святым она наделяется силой выполнить эту миссию.
Проповедь Евангелия включает весть о Втором пришествии Христа и необходимости приготовиться к встрече с Ним. Эта весть направлена в первую очередь к самой Церкви (см. 1 Кор. 1:7,8; 2 Петр. 3:14; Откр. 3:14-22; 14:5), а также ко всему человечеству (см.Откр. 14:6-12; 18:4).
Руководство Церковью
После вознесения Христа руководство Церковью перешло в руки апостолов. Первым организационным вопросом, решенным ими совместно с другими верующими, было избрание апостола, который должен был занять место Иуды (см. Деян. 1:15-26).
По мере роста Церкви апостолы сознавали необходимость не. только в проповеди Евангелия, но и в заботе о насущных нуждах ее членов. С целью заботы о практическом служении Церкви, ее благотворительности, в ней были назначены семь мужей для выполнения этой задачи. Хотя Церковь проводила различие между служением «слова» и заботой «о столах» (Деян. 6:1 -4), она не стремилась разделить духовенство и простых членов в миссионерском служении. Двое из семи диаконов — Стефан и Филипп — отличались особой способностью вдохновенно проповедовать и успешным миссионерским служением (см. Деян. главы 7, 8). Появление новых церковных общин на территории Азии и Европы потребовало дополнительных организационных мер. В каждой из них были руно-положены пресвитеры, чтобы обеспечить их надежное руководство (см. Деян. 14:23).
Когда в Церкви возникла кризисная ситуация, спорившим сторонам было предложено изложить их точку зрения главному совету, состоявшему из апостолов и пресвитеров, которые представляли Церковь в целом. Решение этого совета считалось обязательным для всех сторон и было воспринято как голос Божий (см. Деян, 15:1-29). И если сегодня в Церкви возникает сложный спорный вопрос, решение которого может повлиять на Церковь в целом, также необходим совет на более высоком уровне, чем местная церковь. При этом совет принимал решение, исходя из договоренности с представителями всех участвующих сторон (см. Деян. 15:22, 25).
Из Нового Завета мы видим, что, когда появлялась нужда, Бог всегда управлял людьми, стоящими у руководства Церковью. Подчиняясь Божьему водительству и следуя советам Церкви, они создали церковное устройство, принципы которого эффективны и по сей день в деле выполнения великого поручения.
Библейские принципы церковного правления
1. Христос — глава Церкви. Христос является главой Церкви потому, .что Он совершает посредническое служение на небесах. Христос одержал на кресте решающую победу над сатаной, и Отец Небесный дал Ему «всякую власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Бог «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22; ср. Флп. 2:10,11). Поэтому Он является «Господом господствующих и Царем царей» (Откр. 17:14).
Христос — глава Церкви еще и потому, что Церковь — Его тело (см. Еф. 1:23; Кол; 1:18). Верующие являются «членами Тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30). Они призваны иметь тесные взаимоотношения с Ним, потому что от Него Церковь «растет» и соединяется «составами и связями» (Кол. 2:19).
2. Христос есть источник всей ее власти. Господь Иисус Христос проявляет Свою власть: а) в образовании христианской Церкви (см.Мф. 16:18)-, б) в установлении обрядов, которые должны совершаться Церковью (см. Мф. 26:26-30; 28:19, 20; 1 Кор. 11:23-29; Ин. 13:1 — 17); в) в наделении Церкви Божественным авторитетом действовать от Его имени (см. Мф. 16:19; 18:15-18; Ин. 20:21-23); г) в ниспослании Святого Духа, приводящего Церковь в повиновение Ему (см. Ин. 15:26; 16:13-15); д) в распределении внутри Церкви особых даров, чтобы все члены могли трудиться как апостолы, пророки, евангелисты, пасторы (пастыри) и учителя для приготовления ее членов к служению, для созидания «тела Христова», «доколе все придем к единству веры» и отображению «полноты Христа» (Еф. 4:7-13).
3. Священное Писание наделено Христовой властью. Несмотря на то, что Христос руководит Своей Церковью посредством
Святого Духа, единственным мерилом всей деятельности Церкви является Слово Божье. Все члены должны повиноваться этому Слову, потому что оно является законом в абсолютном смысле. Авторитету Писаний должны подчиняться все общественные нравы, обычаи и культурные традиции (см. 2 Тим. 3:15-17).
4. Авторитет Христа и служителей Церкви. Христос наделяет Церковь и специально назначенных служителей Своею властью, но Он никогда не передает эту власть кому бы то ни было. Никто не имеет независимую Божественную власть вне Христа и Его Слова.
Общины адвентистов седьмого дня избирают своих служителей. Но хотя эти служители трудятся как представители народа, Христос наделил их Своей властью. Их избрание служит лишь подтверждением призыва, который они получили от Христа. Главной обязанностью избранных служителей является наблюдение за тем, чтобы соблюдались библейские указания относительно богослужения, учения, дисциплины и миссионерской деятельности. Поскольку Церковь — это тело Христа, они должны советоваться и согласовывать с ней все свои действия и решения.
Новозаветные служители Церкви. Новый Завет упоминает о двух особых служениях в Церкви — служение пресвитера и служение диакона. О важности этих обязанностей можно судить по тем высоким моральным и духовным требованиям, которые предъявлялись к людям, выполнявшим эти служения.
Церковь подчеркивала святость призвания к церковному руководству, совершая над призванными обряд посвящения посредством возложения рун (см. Деян. б:б; 13:2,3; 1 Тим. 4:14; 5:22).
1. Пресвитеры
А. Кто такой пресвитер?
«Пресвитеры» (по-гречески — «пресбутерос»), также называемые «епископами» («эписксопос»), выполняли наиболее ответственное служение в Церкви. Слово «пресвитер» означает старший, то есть достойный и уважаемый. Его положение напоминало положение человека, присматривающего за порядком в синагоге. Слово «епископ» означает «блюститель». Слова «пресвитер» и «епископ» Павел использовал как синонимы (Деян. 20:17, 28; Тит. 1:5,7).
Занимавшие это положение присматривали за вновь образованными церквами. Звание «пресвитер» говорило о статусе, или достоинстве, служения, а слово «епископ» — о долге и ответственности. Вот почему слово «епископ» означало «блюститель»7. Из того, что апостолы также называли себя пресвитерами (старшими) (см. 1 Петр. 5:1; 2 Ин. 1; 3 Ин. 1), ясно, что служение это совершали как местные пресвитеры, так и странствующие пресвитеры. Те и другие выполняли роль пастырей христианских общин.
5. Качества, необходимые для пресвитерского служения. Человек, избираемый на пресвитерское служение, «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца (задира), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись (заботиться) о Церкви Божией? Недолжен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диаволь-скую»(1 Тим, 3:1-7; ср. Тит. 1:5-9).
Потому, прежде чем кандидат в пресвитеры будет назначен на это служение, он должен проявить себя как заботливый и честный глава собственного дома. «Надо изучить семью человека, выдвигаемого на служение. Хорошая ли у него семья? Достойно ли этот человек управляет своим домом? Какой характер у его детей? Почитают ли они должным образом своего отца? Если он дома не проявляет такта, мудрости и силы благочестия, чтобы умело управлять семьей, из этого можно заключить, что те же самые недостатки обнаружатся и в Церкви»8. Кандидат в пресвитеры, имеющий свою семью, должен показать, как он руководит собственным домом, прежде чем ему может быть доверено более ответственное руководство «домом Божиим» (1 Тим. 3:15).
Поскольку это служение очень важно, Павел предписывал: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22).
В. Ответственность пресвитера и его авторитет. Пресвитер — это духовный лидер общины. Он призван «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28). В Его обязанности входит поддерживать слабых членов (см. Деян. 20:35), увещевать заблудших (см.
чтобы быть вам новым тестом» (1 Кор. 5:4, 5, 7). Павел советует не общаться с тем, кто, называя себя верующим, «остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником» (1 Кор. 5:11). «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13).
3. Как посту пять с людьми, производящими разделение. Члена Церкви, который производит «разделения и соблазны» (Рим. 16:17), «поступает бесчинно», отказывается от библейского совета, следует избегать, чтобы он «устыдился» своего поведения. «Но не считайте его за врага, — говорит Павел, — а вразумляйте, как брата» (2 Фее. 3:6, 14,15). Если «производящий разделения» человек отказывается прислушаться ко «второму вразумлению» Церкви, его следует исключить, «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10, 11),
4. Восстановление виновных. Члены Церкви не должны презрительно относиться к исключенным или пренебрегать нми. Наоборот, они должны содействовать восстановлению таковых через покаяние и новое рождение. Исключенные могут вновь присоединиться к церковному братству, если проявят истинное покаяние (2 Кор. 2:6-10).
Сила, слава и благодать Бога проявляются особым образом тогда, когда грешники вновь возвращаются в Церковь. Бог жаждет освободить пленников греха, вывести их из царства тьмы и ввести в царство света. Божья Церковь на земле призвана показать перед всей Вселенной силу искупительной жертвы Христа в жизни людей.
Сегодня Христос через Свою Церковь приглашает всех присоединиться к Его семье. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
1 О происхождении самого термина «церковь» Беркхоф (Berkhof) писал: «Названия церковь, керк и кирхэпроизошли не от слова экклесия, а от слова куриакэ, которое означает принадлежащий Господу. Тем самым они подчеркивают тот факт, что церковь является собственностью Божьей. Названия то куриакон или хэ куриакэ прежде всего указывают на место, где собиралась Церковь. Считалось, что это место принадлежит Господу, и поэтому оно было названо то куриакон» (Systematic Theology,p.557).
2 »Church, Nature of», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 302; «Church», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 224.
3 В современных переводах этого стиха, основанных на кодексах Синайском, Александрийском, Ватиканском и Ефремовом, слово »церковь» используется в единственном числе.
4 Верования ранней Церкви, за исключением учения об Иисусе, были схожи с верованиями иудаизма. Христиане из иудеев и язычников вместе продолжали поклоняться в субботу в синагогах, слушая толкование ветхозаветных писаний (Деян. 13:42-44; 15:13, 14, 21). Разорванная храмовая завеса была знаком того, что обряды, служившие прообразом, исполнили свое назначение. Послание к Евреям направляет внимание христианина от прообраза к реальности — к искупительной смерти Христа, Его священническому служению на небесах и Его спасающей благодати. Новозаветная эпоха представляла собой переходный период, и хотя иногда апостолы участвовали в ветхозаветных обрядах, решение Первого Иерусалимского Собора показывает, что они не видели в них ценности в вопросе спасения.
5 Charles E. Bradford, «What the Chirch Means to Me., Adventlst Review, Nov. 20, 1986, p. 15.
6 CМ. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 5, p. 432.
7 CМ. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, pp. 26, 38.
8 E. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 618.
9 Греческое слово «дикаонос» может быть либо мужского, либо женского рода в зависимости от контекста. Поскольку слово «диаконос» в этом стихе относится к Фиве, названной «нашей сестрой», его следует считать существительным женского рода, хотя пишется оно так же, как существительное мужского рода.
10 »Deaconess», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 277. В новозаветные времена слово «диаконос» имело широкое значение. Оно также использовалось и в других значениях. Например, Павел, будучи апостолом, часто называл этим словом себя и своих помощников (см. 1 Кор. 3:5; 2 Кор. 3:6; 6:4; 11:23; Еф. 3:7; Кол. 1:23; 1 Тим. 4:6) (SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 300). В данных случаях это слово встречается во множественном числе («диако-ной») и переводится как «служители» или «слуги» вместо «диаконы».