Современный мир сталкивается с серьезными этическими, медицинскими и социальными проблемами, проистекающими из роста сексуальной активности и связанной с этим неразборчивости отношений. Поскольку христиане составляют часть более широкого сообщества людей, такое понимание и поведение проникают также и в Церковь адвентистов седьмого дня, и это вынуждает нас обратиться к этим проблемам.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП) создают настолько серьезные проблемы, что Организация Объединенных Наций, совместно с правительствами большинства стран мира, органами здравоохранения, руководителями религиозных, политических и экономических кругов, разработали ряд крупных научно-исследовательских и оздоровительно-образовательных программ, в центре внимания которых находится профилактика и лечение этих заболеваний. Цель состоит в предупреждении, лечении и сведении к минимуму последствий (или, по крайней мере, в замедлении распространения) таких болезней.
Особому риску подвергается молодежь, достигающая половой зрелости во все более раннем возрасте, когда она особенно подвержена давлению со стороны сверстников, воздействию средств массовой информации и идей, рассматривающих случайные внебрачные половые связи как нечто приемлемое и нормальное. Многие молодые люди живут активной половой жизнью уже с подросткового возраста, и их сексуальная активность приобретет в скором времени устойчивый характер. Повышение сексуальной активности сопровождается резким ростом числа ИППП, тесно связанных с серьезными физическими и эмоциональными проблемами.
Прогресс был достигнут по нескольким направлениям:
• научные исследования предоставили более точные данные;
• были обоснованы преимущества использования презервативов в целях уменьшения риска нежелательной беременности и распространения ИППП;
• была признана опасность неразборчивости половых отношений;
• более эффективное лечение привело к уменьшению распространения и переноса многих видов ИППП;
• был признан факт длительной эмоциональной травмы, как следствие случайных половых связей;
• усилилась поддержка точки зрения, согласно которой воздержание от внебрачных половых связей содействует сексуальному и эмоциональному здоровью.
Хотя эти успехи имеют ограниченный характер, они оказывают благотворное и положительное воздействие и должны поощряться. Необходимо поощрять и поддерживать помощников из числа адвентистов седьмого дня, участвующих в реализации такого рода усилий. Прагматичный подход и участие в решении таких серьезных проблем ни в коем случае не следует интерпретировать как одобрение или поощрение внебрачных сексуальных отношений или неверности в браке. Напротив, эти усилия должны рассматриваться как движимые состраданием попытки предотвратить или ослабить отрицательные последствия недозволенного сексуального поведения.
Иногда бывает так, что члены семьи, пасторы, учителя, воспитатели, врачи и иные способные оказать помощь специалисты вынуждены работать с людьми, которые, несмотря на настоятельные рекомендации, отказываются отойти от своего нездорового сексуального поведения и жить согласно высоким нормам морали, предписанной Богом. В таких случаях те, на кого возложено служение, могут, в качестве последнего средства, советовать этим людям пользоваться противозачаточными и профилактическими средствами, таким как презерватив, чтобы предотвратить беременность и снизить риск распространения опасных для жизни ИППП. Участвуя в этом, следует проявлять величайшую внимательность с тем, чтобы разъяснить данному человеку (людям) и тем, кто с ними связан, что такие чрезвычайные меры ни в коей мере не должны превратно истолковываться как одобрение Библией половой близости вне брака. Указанные действия со стороны специалистов должны рассматриваться как вынужденные и применяться только индивидуально. Такие действия, хотя и могут дать немного времени для воздействия благодати Божьей на сердца людей, не обеспечивают жизнеспособного полноценного решения проблемы на длительную перспективу. Церковь должна остаться преданной идее максимального использования любой возможности для утверждения библейских принципов в отношении сексуальной жизни людей и обязана призывать мужчин и женщин к соблюдению самых высоких нравственных норм поведения.
Библейские принципы
Хотя описанные выше усилия являются во многих отношениях благотворными, они представляют собой лишь реакцию на существующие ситуации, порожденные воздействием греха. В Библии Бог излагает уникальный план, предназначенный для руководства при использовании полученного нами от Него дара сексуальности. Этот план содержит ряд руководящих указаний и является в практическом отношении Божьим идеалом для Его народа, которому приходится жить в мире, пораженном грехом.
1. Интимные отношения предназначены для брака. Сексуальность- это дар любви Творца к человечеству (см. Быт. 1:26, 27). Евангелие призывает верующих правильно оценивать и управлять своей сексуальностью в соответствии с божественным замыслом (см. 1 Кор. 3:16, 17; 6:13-20; Еф. 5:1-8; Флп. 1:27; 1 Фес. 4:3-7). Согласно Божьему плану, интимные отношения предназначены для мужчины и женщины в рамках брачного договора (см. Быт. 2:24, 26; Исх. 20:14; Притч. 5; Песн. 4:12; 8:8-10; 2:6, 7;’3:5; 8:3, 4; Ос. 3:3; Евр. 13:4). Сексуальная верность в браке имеет решающее значение для выражения полного понимания метафоры, посредством которой Бог сравнивает брак с Его отношением к Своему народу (см. Ис. 54:5; Ос. 2:14-23; 2 Кор. 11:2; Откр. 19:6-9;21:9).
2. Интимные отношения вне брака аморальны и пагубны. Подобная близость наносит вред самим людям (см. Лев. 18:6-30; Рим. 1:24-27; 1 Кор. 6:18), а также супружеским отношениям (см.Притч. 5:1-23). Она определяется Библией как часть греховной жизни (см. Гал. 5:19; Кол. 3:5).
3. Бог видит человеческую слабость. Однако Его священная воля в отношении людей и цель Его творения неизменны (см. Мал. 3:6; Мф. 5:17-20; Деян. 20:27). Неизменны как Его абсолютная любовь к людям так и Его намерение искупить грехи людей (см. Ин. 3:16; Рим. 5:8; 8:35-39; Еф. 1:1-14; 3:14-19; 1 Ин. 4:7-10). Евангельская весть, в центре которой находится Иисус Христос, связывает эти истины воедино (см. Пс. 84:10; 1 Ин.2:1, 2).
Милость Божья — это единственная надежда для падшего человечества (см. Рим. 3:23, 24; 5:1, 2, 20; Еф. 2:1-5). Бог долготерпелив к человеческим слабостям (см. Чис. 14:18, 19; Пс. 85:15; 102:13, 14; Ос. 11:8, 9; Ион. 3:1; 4:10, 11; Мф. 23:37; 1 Тим. 1:15, 16). Хотя милость Божья не дает права на грех (см. Рим. 6:1, 2), именно благодаря ей Бог осуществляет свое намерение спасти людей при обстоятельствах, явившихся результатом греха (см. Рим. 5:12-21). Практические действия Бога в случаях развода (см. Втор. 24:1-5; Езд. 10:10, 11; Мф. 19:7, 8), многобрачия (см. Исх. 21:10; Втор. 17:17; 21:15-17; Мф. 19:4, 5), введения в рацион мясной пищи (см. Быт. 1:11, 12, 29, 30; 9:3; Лев. 3:17; 11:47), предоставления народу царя (см. 1 Цар. 8:7; 10:19; Ос. 13:11) дают примеры вмешательства, когда идеал Бога был искажен. Из этих эпизодов мы видим, как свершается Божья милость и власть в мире, испорченном грехом.
4. Церковь осуществляет свое служение в падшем мире. Существующие в нем условия резко расходятся с Божьим идеалом. Как неверующие, так и верующие могут быть подвержены сексуальной распущенности, являющейся одним из трагических результатов грехопадения (см.Ин. 17:15; 1 Ин. 2:15). Церковь призвана служить в равной степени верующим и неверующим, оказывая благословенное влияние и приводя к раскаянию грешников (см. Мф. 28:19; Мк 2:17; 2 Кор. 5:20, 21), способствуя росту числа верующих (см. Еф. 2:19-22; 4:11-13, 15; 1 Фес. 5:11; 2 Петр. 3:18), возвышая безграничную ценность каждого человека (см. Ис. 43:3, 4, 7; Мф. 12:12; Лк. 12:7; 15:1-32; 1 Петр. 1:18, 19), защищая слабых и немощных (см. Рим. 15:1; 1 Фес. 5:14; Евр. 13:3), поддерживая и сохраняя жизнь и здоровье (см. Ин. 10:10; 1 Кор. 6:19; 3 Ин. 2), а также призывая мужчин и женщин занять принципиальную позицию в качестве избранного и святого народа Божьего (см. Еф. 4:1; 5:8; 1 Петр. 1:15, 16; 2:5, 9). Служение Церкви должно отвечать желаниям людей, где бы они ни находились (см. 1 Кор. 3:1, 2; 7:1-28), и она также обязана призывать их следовать более высоким нормам (см. Лк. 19:5-10; Ин. 8:3-11; Деян. 17:18-34).
5. Христианская жизнь предусматривает духовное развитие. Изменения, происходящие в христианине, предполагают как обращение в веру (см. Ин. 3:3, 7; Деян. 3:19; Рим. 12:2; 2 Кор. 5:17), так и духовный рост (см. Притч. 4:18; Лк. 2:52; Еф. 3:17-19; 4:11-15; 2 Петр. 3:18). При своем обращении верующие принимают совершенную жизнь Христа как свою собственную и, под водительством Духа Святого, переживают коренное изменение ценностей (см. Ин. 3:5; Гал. 2:20). Как внешние, так и внутренние силы могут вызвать рецидивы прежнего образа мыслей или поведения (см. Гал. 5:16-18; 1 Ин. 3:20), однако приверженность вызванному благодатью Божиею продвижению в христианской жизни (см. 1 Кор. 15:10; Флп. 3:12-14; Кол. 1:28, 29) и опора па предоставляемые Богом возможности (см. Рим. 8:5-7; Гал. 5:24, 25) будет способствовать развитию в подражания Христу (см. Гал. 5:22-25; Еф. 5:1).
Священное Писание предусматривает нравственное и духовное развитие людей в течение их жизни (см. Лк. 2:52; 1 Кор. 13:11; 14:20). Планирование и содействие такому развитию существенно для выполнения евангельского поручения (см. Мф. 28:20; Еф. 3:14-24). Задача религиозного воспитания состоит в заботе о развитии людей и представлении истины в доступной для них форме (см. Мф. 11:15), помогая увереннее идти вперед и не оступаться (см.Рим. 14:1-21; 1 Кор. 8:9-13). Хотя определенная скидка может быть сделана на необученность или незрелость людей (см. Мф. 13:34; Ин. 16:12; Деян. 17:30; 1 Кор. 3:1, 2), но с течением времени они должны продвинуться вперед, к более полному пониманию воли Божьей (см. Ин. 16:13) и более полному выражению своей любви к Богу и друг к другу (см. Мф. 22:37-39; Ин. 13:35; 8:9; 13:11; 1 Ин. 3:14; 4:11, 12). Божье благословение, ясное представление Евангелия и заботливое внимание к процессу их становления со стороны членов Церкви принесет духовные плоды, даже и среди тех, кто был затронут грехом прелюбодеяния (см. 1 Кор. 6:9-11).
Выводы
1. Церковь подтверждает вытекающий из Библии взгляд на сексуальность как на здоровое свойство человеческой природы, данное Богом для получения людьми удовольствия и ответственного его использования в браке, который рассматривается как часть христианского образа жизни.
2. Церковь обязана распространять библейскую точку зрения на сексуальность целенаправленным и приемлемым в культурном отношении способом. Особое значение при этом придается оценке и пониманию характера человеческого тела и его функций, поощрению сексуального воздержания вне брака и верности в рамках супружеских отношений, развитию умения принимать решения и сообщать информацию по вопросам сексуального поведения. Церковь обязана сообщать правду о том, что злоупотребление собственной сексуальностью и силой в отношениях между людьми противоречит Божьему идеалу.
3. Церковь призывает людей высказать перед лицом Бога свою преданность идее сексуального воздержания вне брачного соглашения и супружеской верности в половых отношениях. Здоровое выражение сексуальной близости в браке и воздержание вне брака являются надежным и нравственным путем для христианина. В любом ином контексте, сексуальная активность как пагубна, так и аморальна. Такие высокие моральные нормы символизируют замысел Божий в отношении использования Его дара. Он призывает верующих держаться этого идеала, невзирая на те нормы, которые господствуют в окружающей их культуре.
4. Церковь признает греховность человечества. Люди совершают ошибки, пользуются неверными оценками и могут необдуманно предпочесть следование традициям сексуального поведения, которые противоречат Божьему идеалу. Иные могут не знать, куда им обратиться за помощью, чтобы начать жить сексуально непорочной жизнью. Ничто, однако, не избавит таких людей от последствий их отступления от Божественного плана. Эмоциональный и духовный ущерб, вызванный нарушающими этот план сексуальными отношениями, неизбежно оставляет глубокий след. Но Церковь продолжает Христово служение милосердия и сострадания, предлагая людям прощение Божье, Его исцеление и укрепляющую силу. Она должна стремиться обеспечивать личную духовную и эмоциональную поддержку, которая даст возможность тем, кому был нанесен ущерб, найти опору в богатствах Евангелия. Церковь должна также помочь отдельным людям и семьям разобраться и получить доступ ко всем имеющимся в нашем распоряжении профессиональным ресурсам.
5. Церковь признает морально приемлемым использование противозачаточных средств, в том числе презервативов, женатыми парами, которые стремятся регулировать зачатие. В частности, использование презервативов может быть рекомендовано в ряде случаев супружеской жизни, например, когда один из партнеров подвергся опасности ИППП или заболел такой болезнью, создавая, тем самым, для супруга (-и) повышенный риск заражения.
С другой стороны, до- или внебрачное использование презервативов (в стремлении уменьшить риск нежелательной беременности или предотвратить перенос ИППП) вызывает обеспокоенность по причинам нравственности. Эта тревога должна рассматриваться в контексте Божественного плана в отношении сексуальности людей, связи между Божьей созидательной целью и Его вниманием к человеческой слабости, процесса духовного роста и морального развития индивидуума, а также характера миссии Церкви.
Хотя презервативы отчасти доказали свою эффективность для предотвращения беременности и недопущения распространения заболеваний1, это не делает сексуальные связи вне брака морально приемлемыми. Также это не может предотвратить эмоциональный ущерб, наносимый таким поведением. Церковь призывает молодежь и взрослых, верующих и неверующих вести такой образ жизни, который будет заслуживать милости, оказываемой нам во Христе, используя как можно более полно Божественные и человеческие возможности, чтобы жить в соответствии с Божьим идеалом сексуальности.
6. Церковь признает, что в тех случаях, когда состоящее в браке лицо может подвергаться риску переноса или заражения ИППП, такой как вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), от его (ее) партнера по браку, использование презерватива не только морально приемлемо, но и строго рекомендуется, если муж и жена решают продолжать половые отношения. Те, кто пользуется презервативами, должны быть предупреждены о границах их эффективности для предотвращения переноса ВИЧ-инфекции и о важности их надлежащего применения.
Обращение
Мы стоим перед лицом кризиса, угрожающего жизни и благополучию многих людей, в том числе и членов церкви. Опасности подвержены и молодежь, и взрослые. Церковь должна незамедлительно разработать всеобъемлющую стратегию воспитания и профилактики. Должны быть мобилизованы возможности органов здравоохранения, общественных учреждений, педагогов, священнослужителей и других специалистов, как внутри, так и вне Церкви. Этот кризис требует, — не откладывая, используя все законные способы и средства, которыми располагает Церковь, охватить людей в их домашнем кругу, школе, церкви, общине. Судьба целого поколения людей поставлена на карту, и время не ждет.
Настоящее Заявление было принято на Годичном совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня в г. Игуаку (Бразилия) 27 сентября 1998 г.
________________________________________________
1 Исследования показывают, что при правильном использовании населением презервативов беременность предотвращается примерно в 97% случаев, а перенос вирусных заболеваний — примерно в 85-90% случаев. Среди тех групп населения, которые пользуются презервативами постоянно и правильно, эффективность составляет около 97%