(Руфь 1 — 4 главы)
Израильтяне в земле моавитской
(Руфь 1:1-5)
- Перечислите членов семьи Елимелеха. (Прим. 1) Куда семья Елимелеха ушла из Вифлиема?
- Почему Елимелех отправился в землю моавитскую со своим семейством? Как долго они там жили?
- Кого взяли в жены Махлон и Хилеон, сыновья Елимелеха?
- Кто из членов этой семьи умер в земле моавитской?
Руфь и Ноеминь отправляются в Вифлеем
(Руфь 1:6-22)
- Почему Ноеминь решила возвратиться в свою страну?
- Что сказала Ноеминь своим невесткам?
- Какая из невесток Ноемини возвратилась к своему народу и к своим богам?
- Кто упрашивал Ноеминь разрешить идти с нею? Запомни Руфь 1:16, 17.
- Как встретили Ноеминь и ее невестку в Вифлееме? В какое время они пришли туда?
Руфь на поле Вооза
(Руфь 2гл.)
- На чьем поле Руфь подбирала колосья? И кем он был?
11.0 чём говорил Вооз со своими жнецами? Как Вооз отнёсся к Руфи?
- Что услышал Вооз о Руфи? Как благословил он её?
- Что Ноеминь рассказала Руфь о Воозе, когда она возвратилась домой?
- Сколько времени Руфь собирала колосья на поле Вооза?
Обязанности родственника
(Руфь 3 гл.)
- Каким образом Вооз предложил выкупить наследство Елимелеха?
- Желал ли он сделать это? Что могло помешать ему в этом?
- Как весь город узнал о характере Руфи?
- Как Ноеминь высказала свою уверенность в отношении Вооза?
Вооз покупает наследство
(Руфь 4:1-12)
- Где в древние времена заседали судьи?
- Почему самый близкий родственник Елимелеха не выкупил поле?
- Посредством какого особого поступка он отказался от своего права?
- Какое благословение было произнесено старейшинами Вифлеема над Руфью и Воозом?
Предки Давида
(Руфь 4:13-22)
- Кто родился у Руфи и Вооза? Кто дал имя ребенку?
- Какими словами женщины поздравляли Ноеминь?
- Как звали отец и мать Вооза? Перечислите родословную от Вооза до Давида? (Мф. 1гл.)
Работа над географической картой
Покажите: Вифлеем и Моав.
Вопросы для размышления:
- Перечислите родословную от Адама до Давида.
- Перечислите ряд законов, данных в Книге Руфь. (Прим. 2)
- Перечислите обычаи, которые встречаются в Книге Руфь. (Прим. 3)
- Коротко расскажите о характере Руфи.
Примечания
- После изучения Книги Судей, где повествуется о грехах и отступлениях народа израильского, очень приятно читать историю Руфи и Ноемини. Это действительно драгоценная книга. Она напоминает нам о том, что во все времена были люди, которые любили Бога и служили Ему, что Господь знал этих людей и особенным образом заботился о них. А еще эта книга повествует о том, что каждый язычник, оставивший своих богов, мог стать членом семьи народа Божьего и быть участником всех преимуществ и благословения избранного народа. Вооз, женившийся на Руфи, был сыном Салмона и Рахави. Вооз и Руфь были прародителями Давида, а следовательно, они были предками Христа. Многие исследователи Библии приходят к тому заключению, что Книга Руфь была написана для того, чтобы дать нам это звено родословной Христа, которая иначе не была бы нам
известна. В числе предков Христа входят имена четырех женщин. Это Фамарь, жена Ира, сына Иуды, Рахав из Иерехона, моавитянка Руфь, Вирсавия, жена Урии-хетеянина.
- В Книге Руфь показано на практике применение некоторых законов, данных народу израильскому. К примеру, бедным предоставлялось право подбирать колосья на полях, а также право выкупа наследства ближайшими родственниками. Согласно одному из таких законов, если чело-век умирал бездетным, то брат его должен жениться на вдове, и первенец, родившийся у них, должен был быть назван именем умершего его брата, чтобы имя его не изгладилось в Израиле.
3. Кроме того, Книга Руфь открывает нам некоторые обычаи, существовавшие в библейские времена. Например, встреча господина со слугой, а также если кто ложился в ногах, как Руфь легла к ногам Вооза, то это означало, что этот человек желал обратиться с какой-то просьбой. Снятие обуви означало, что человек, снявший ее, полностью отказывался от права наследства. Заседание суда по обыкновению происходило у ворот. Кстати, этот обычай часто встречается в Библии. Многие города в древности были окружены объемистыми стенами, благодаря чему у ворот было много места, которое использовалось как место открытого суда. Здесь заседали старейшины, судьи и народ, который выслушивал, когда у человека случалась какая-либо обида, или же он желал заключить какое-либо соглашение. Он шел к воротам и излагал свое дело вслух старейшинам, которые обсуждали это дело в присутствии свидетелей, случайно проходивших в это время, и это была поистине простая демократическая форма правления народа израильского.