Урок 62. Девора и Варак

Урок 62. Девора и Варак

(Книга Судей 4 и 5 главы)

Угнетение израильтян хананеями

(Суд. 4:1-3)

  1. Как звали царя ханаанского? Как долго он угнетал Израиль?
  2. Что было у Навина, и почему так страшился народ израильский? (Прим. 1)

Девора

(Суд.4:4-9)

  1. Кто такая была Девора и где она жила?
  2. Кто, по её повелению, пришел к ней? И где он жил?
  3. Что Господь повелел сделать Бараку?
  4. На каком условии Барак согласился исполнить это повеление? (Прим. 2)
  5. Кто, по словам Деворы, должен был прославиться победой?

Сражение у потока Киссон

(Суд. 4:10-16, 23, 24)

  1. Какие колена вошли в число войска Барака?
  2. Кто был предводителем армии Иавина? Как Девора подбадривала Варака?
  3. Каков был результат этого сражения? Докуда Варак преследовал убегающее от него войско?

Иаиль, жена Хевера Кенеянина

(Суд. 4:17-22)

  1. У кого стремился найти себе убежище Сисара?
  2. Чего просил Сисара, и каким образом он был убит?

Песнь Деворы и Барака

(Суд.5)

  1. Что воспели Девора и Варак в своей песне? (Прим. 3)
  2. О проявлении каких великих Божьих деяний упоминали они в своей песне?
  3. Каково было положение народа израильского, прежде чем Девора стала вождем? Что было тому причиной?
  4. Как поступали с теми, кто охотно отдавал себя на служение?
  5. Кто участвовал в сражении, а кто не оказал никакой помощи?
  6. Как небо участвовало в этом сражении? Как была уничтожена армия Сисары?
  7. Почему над Мерозом было произнесено проклятие? Кто был удостоен чести за победу?
  8. Как матери Сисары объясняли умные женщины запоздалое возвращение Сисары?

Работа над географической картой

Покажите: место проживания Деворы, гору Фавор, Ме-гид-до и поток Киссон.

Вопросы для размышления:

  1. Какие колена сынов израилевых располагались в северной части Ханаана?
  2. Была ли еще какая женщина, названная матерью Израиля?
  3. Кем была Наиль? (См. Библейский словарь).

Примечания

  1. «Иавин» — это, должно быть, был титул царей, царствовавших в Асоре. Прошло много лет, прежде чем Иисус Навин пришел в северную часть Ханаана. К этому времени хананеи стали сильными. У Иавина было «девятьсот железных колесниц». В это время железные колесницы были одним из самых страшных видов оружия. У каждой колесницы было по два колеса, впереди она была открыта, а сзади закрыта и почти всегда запрягалась двумя конями, голова и грудь которых была покрыта броней. Обычно в этой колеснице было два человека: один управлял лошадьми, а другой сражался. А иногда на древних картинах изображен кучер, также участвовавший в сражении, привязав вожжи к груди или к запястью руки. В больших колесницах могло быть по 3—4 воина. Некоторые древние народы вставляли в колеса своих колесниц специальные крючки и острые косы, которые становились страшным оружием для врагов, встретившимся им на поле битвы.

У народа израильского в то время не было колесниц, а поэтому они страшно боялись хананеев. Можно предложить, что колесницы считали тогда непреодолимым видом оружия. Однако у колесниц был один минус — ими можно было пользоваться только на равнинах или долинах. Есть предположение, что израильтяне по этой причине жили преимуще-ственно в горах.

Цари, имевшие колесницы, всегда старались, чтобы сражение происходило на широкой равнине Ездрилонской, так как здесь они могли бы очень выгодно использовать свое страшное оружие.

  1. Бог предусмотрел для женщины спокойную домашнюю работу, которая была не менее важна, чем общественная работа мужчин. И Господь только в случае крайней необходимости, когда мужчина, назначенный на ответственную работу, не смог выполнять ее надлежащим образом, поручает женщине занять это место и взять на себя ответственность. Обе женщины, встретившиеся нам в этом уроке, выполняли не женскую работу. Из ответа Деворы мы видим, что Господь почтил ее веру. И так они вместе с помощью Господней полностью одержали победу над хананеями.
  2. Песнь Деворы и Варака — это одна из самых главных военных песен. Поют ее в виде вопросов и ответов: с одной стороны Девора и женщины, с другой Варак и мужчины, а затем продолжают это пение все вместе.

Эта песнь начинается повествованием о величайшем присутствии и силе Божьей, выразившейся в законе на горе Синай. А затем в ней рассказывается о состоянии народа во время угнетения. Пребывание народа на горных высотах стало небезопасным, поэтому они оставили свои села и собрались все вместе в огражденных стенами городах для защиты. Враги отняли у них военное оружие. И все это произошло с народом израильским лишь по той причине, что они избрали себе других богов.

В этой песне воспеваются также те, кто пришел на помощь в сражении при потоке Киссон. С особым почтением вспоминается о Завулоне и Неффалиме, о Ефреме и Манассии, Иссахаре и Вениамине.

Но в отношении тех, кто не оказывал никакой помощи — Рувим, Гад, Дан й Асир, — выказывается порицание. Самое суровое порицание — проклятие, произносится в отношении Мероза. Это место, которое нельзя поместить на карте с определенной точностью, но оно отличалось своей особой безучастностью в том, чтобы оказать помощь израильтянам в их борьбе с врагом.

«О, вы, ездившие на ослицах белых», — это обращение, скорее всего, к судьям народа, так как на ослах в народе израильском ездили лишь люди высокого положения.

«Собирающие стада при колодезях» — колодцев в те времена было очень мало. В каждом селе было по одному колодцу, и только в предместьях женщины шли по воду к этим колодцам каждое утро и вечер, где они также обменивались новостями дня. Но во времена угнетения они не могли делать это спокойно. После же того, как была одержана победа, люди снова могли рассказывать у сельских колодцев о праведных делах Божьих.

«Звезды с путей своих сражались с Сисарою». Народ израильский сознавал, что ангелы сражались вместо них в этой битве, а потому это сражение считалось самым великим в их истории.

«Мать Сисары» с нетерпением ожидала своего сына домой. Она думала, что он медлил потому, что делил захваченную добычу, и она ждала, что он возвратится и принесет ей какую-нибудь горжетку, вышитую умелыми руками израильтянок. И всю ее печаль и разочарование можно прочесть в следующей строке: «Так да погибнут все враги Твои, Господи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *