(Книга Судей 4 и 5 главы)
Угнетение израильтян хананеями
(Суд. 4:1-3)
- Как звали царя ханаанского? Как долго он угнетал Израиль?
- Что было у Навина, и почему так страшился народ израильский? (Прим. 1)
Девора
(Суд.4:4-9)
- Кто такая была Девора и где она жила?
- Кто, по её повелению, пришел к ней? И где он жил?
- Что Господь повелел сделать Бараку?
- На каком условии Барак согласился исполнить это повеление? (Прим. 2)
- Кто, по словам Деворы, должен был прославиться победой?
Сражение у потока Киссон
(Суд. 4:10-16, 23, 24)
- Какие колена вошли в число войска Барака?
- Кто был предводителем армии Иавина? Как Девора подбадривала Варака?
- Каков был результат этого сражения? Докуда Варак преследовал убегающее от него войско?
Иаиль, жена Хевера Кенеянина
(Суд. 4:17-22)
- У кого стремился найти себе убежище Сисара?
- Чего просил Сисара, и каким образом он был убит?
Песнь Деворы и Барака
(Суд.5)
- Что воспели Девора и Варак в своей песне? (Прим. 3)
- О проявлении каких великих Божьих деяний упоминали они в своей песне?
- Каково было положение народа израильского, прежде чем Девора стала вождем? Что было тому причиной?
- Как поступали с теми, кто охотно отдавал себя на служение?
- Кто участвовал в сражении, а кто не оказал никакой помощи?
- Как небо участвовало в этом сражении? Как была уничтожена армия Сисары?
- Почему над Мерозом было произнесено проклятие? Кто был удостоен чести за победу?
- Как матери Сисары объясняли умные женщины запоздалое возвращение Сисары?
Работа над географической картой
Покажите: место проживания Деворы, гору Фавор, Ме-гид-до и поток Киссон.
Вопросы для размышления:
- Какие колена сынов израилевых располагались в северной части Ханаана?
- Была ли еще какая женщина, названная матерью Израиля?
- Кем была Наиль? (См. Библейский словарь).
Примечания
- «Иавин» — это, должно быть, был титул царей, царствовавших в Асоре. Прошло много лет, прежде чем Иисус Навин пришел в северную часть Ханаана. К этому времени хананеи стали сильными. У Иавина было «девятьсот железных колесниц». В это время железные колесницы были одним из самых страшных видов оружия. У каждой колесницы было по два колеса, впереди она была открыта, а сзади закрыта и почти всегда запрягалась двумя конями, голова и грудь которых была покрыта броней. Обычно в этой колеснице было два человека: один управлял лошадьми, а другой сражался. А иногда на древних картинах изображен кучер, также участвовавший в сражении, привязав вожжи к груди или к запястью руки. В больших колесницах могло быть по 3—4 воина. Некоторые древние народы вставляли в колеса своих колесниц специальные крючки и острые косы, которые становились страшным оружием для врагов, встретившимся им на поле битвы.
У народа израильского в то время не было колесниц, а поэтому они страшно боялись хананеев. Можно предложить, что колесницы считали тогда непреодолимым видом оружия. Однако у колесниц был один минус — ими можно было пользоваться только на равнинах или долинах. Есть предположение, что израильтяне по этой причине жили преимуще-ственно в горах.
Цари, имевшие колесницы, всегда старались, чтобы сражение происходило на широкой равнине Ездрилонской, так как здесь они могли бы очень выгодно использовать свое страшное оружие.
- Бог предусмотрел для женщины спокойную домашнюю работу, которая была не менее важна, чем общественная работа мужчин. И Господь только в случае крайней необходимости, когда мужчина, назначенный на ответственную работу, не смог выполнять ее надлежащим образом, поручает женщине занять это место и взять на себя ответственность. Обе женщины, встретившиеся нам в этом уроке, выполняли не женскую работу. Из ответа Деворы мы видим, что Господь почтил ее веру. И так они вместе с помощью Господней полностью одержали победу над хананеями.
- Песнь Деворы и Варака — это одна из самых главных военных песен. Поют ее в виде вопросов и ответов: с одной стороны Девора и женщины, с другой Варак и мужчины, а затем продолжают это пение все вместе.
Эта песнь начинается повествованием о величайшем присутствии и силе Божьей, выразившейся в законе на горе Синай. А затем в ней рассказывается о состоянии народа во время угнетения. Пребывание народа на горных высотах стало небезопасным, поэтому они оставили свои села и собрались все вместе в огражденных стенами городах для защиты. Враги отняли у них военное оружие. И все это произошло с народом израильским лишь по той причине, что они избрали себе других богов.
В этой песне воспеваются также те, кто пришел на помощь в сражении при потоке Киссон. С особым почтением вспоминается о Завулоне и Неффалиме, о Ефреме и Манассии, Иссахаре и Вениамине.
Но в отношении тех, кто не оказывал никакой помощи — Рувим, Гад, Дан й Асир, — выказывается порицание. Самое суровое порицание — проклятие, произносится в отношении Мероза. Это место, которое нельзя поместить на карте с определенной точностью, но оно отличалось своей особой безучастностью в том, чтобы оказать помощь израильтянам в их борьбе с врагом.
«О, вы, ездившие на ослицах белых», — это обращение, скорее всего, к судьям народа, так как на ослах в народе израильском ездили лишь люди высокого положения.
«Собирающие стада при колодезях» — колодцев в те времена было очень мало. В каждом селе было по одному колодцу, и только в предместьях женщины шли по воду к этим колодцам каждое утро и вечер, где они также обменивались новостями дня. Но во времена угнетения они не могли делать это спокойно. После же того, как была одержана победа, люди снова могли рассказывать у сельских колодцев о праведных делах Божьих.
«Звезды с путей своих сражались с Сисарою». Народ израильский сознавал, что ангелы сражались вместо них в этой битве, а потому это сражение считалось самым великим в их истории.
«Мать Сисары» с нетерпением ожидала своего сына домой. Она думала, что он медлил потому, что делил захваченную добычу, и она ждала, что он возвратится и принесет ей какую-нибудь горжетку, вышитую умелыми руками израильтянок. И всю ее печаль и разочарование можно прочесть в следующей строке: «Так да погибнут все враги Твои, Господи».