Библейские тексты для исследования:
Мф. 11:11, 12; Откр. 5:5; Мф. 12:25–29; Ис. 27:1; Мф. 11:1–12; Евр. 2:14.
Памятный стих:
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Каждый день мы принимаем важные решения относительно нашего образа жизни и отношений, карьеры и досуга. Чтобы увидеть глубинный смысл этих решений, мы должны понимать, что за ними стоит. Мы должны отдернуть занавес и увидеть невидимое, так как Библия учит, что есть невидимая реальность, которая существенным образом влияет на то, что мы видим.
В век науки нам не составляет труда поверить в невидимые реальности. Зная о рентгеновских лучах, радиоволнах и беспроводной связи, мы можем легко признать то, чего не можем увидеть. Каждый раз, когда мы используем мобильный телефон или смотрим спутниковый телеканал, мы допускаем наличие невидимых реалий, благодаря которым данные опыты становятся возможными.
В действительности, великая борьба между Христом и сатаной образует невидимый фон для видимого мира, с которым мы соприкасаемся каждый день. На этой неделе мы рассмотрим тексты из Евангелия от Матфея и других библейских книг, которые помогают выявить эти невидимые силы и их воздействие на нашу земную жизнь и решения.
Писание — Слово Божье, и в нем ясно изложен план спасения. Тем не менее некоторые его тексты трудны для понимания. Однако этому не стоит удивляться. В любом аспекте жизни мы находим то, что бывает трудно понять. Что же тогда говорить о Слове Божьем, которое открывает нам духовные истины и сверхъестественные реалии?
Эллен Уайт ясно выразила эту идею: «Даже в самых простейших формах жизни мы соприкасаемся с такими загадками, которые недоступны нашему разумению. Повсюду мы видим чудеса, которые выше нашего понимания. Должны ли мы поэтому удивляться, что в духовном мире также есть тайны, которые мы не в силах объяснить? Вся сложность заключается лишь в слабости и ограниченности человеческого ума. Священные Писания содержат в себе достаточно доказательств своего Божественного происхождения. Мы не должны сомневаться в Его Слове только потому, что не можем постичь все Его тайны» (Путь ко Христу, с. 106, 107).
Вот пример одного из самых сложных текстов во всем Писании: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:11, 12).
Прочитайте эти стихи. Что в них понятно для вас? Что не понятно?
В разных переводах стих 12 звучит по-разному:
«Со дней Иоанна Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники» (Современный русский перевод РБО). «От дней же Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное силою берется, и люди стремятся овладеть им, полагаясь на свои усилия» (Библия в современном русском переводе Института перевода Библии в Заокском).
О чем Иисус говорит нам здесь?
Какие вещи, даже в земной жизни, остаются для нас тайной? Разве мы перестаем верить в существование солнца из-за многих непостижимых загадок, связанных с ним? Разве не так же обстоит дело с вопросами веры и Слова Божьего?
Исследователи Библии на протяжении веков ломают голову над Мф. 11:12, потому что слова, которые описывают здесь царство и людей, могут использоваться как в положительном, так и в отрицательном смысле. Греческий глагол «басмати» может означать либо «достигать усилием», либо «страдать от насилия». И греческое слово «биастес» может означать либо «сильные, настойчивые люди», либо «жестокие люди».
Значит ли этот стих, что кроткое и спокойное по своему характеру Царство Небесное подвергается насилию, что жестокие люди атакуют его? Или он означает, что Царство Небесное силою берется в положительном смысле, а становящиеся его обладателями люди на самом деле являются последователями Христа?
Могут ли последователи Христа быть неистовы в своем стремлении обрести это Царство?
Прочитайте следующие стихи. Проливают ли они свет на заданный выше вопрос?
Некоторые утверждают, что для правильного понимания Мф. 11:12 нужно исходить из наиболее распространенных значений греческих слов «биазомай» (обычно положительного) и «биастес» (обычно отрицательного). Это дает нам следующую интерпретацию: Царство Небесное достигается упорным трудом посредством «святой силы и прекрасной энергии, которые отодвигают пределы тьмы»; а пока это происходит, «жестокие или алчные люди пытаются разграбить его» (D. A. Carson. The Expositor’s Bible Commentary With the New International Version: Matthew, pp. 266, 267).
Эта интерпретация звучит правдоподобно в более широком контексте Евангелия от Матфея. В действительности, такая интерпретация хорошо вписывается в картину борьбы между светом и тьмой, между Христом и сатаной. Тема этого противостояния проходит красной нитью через всю Библию, но особенно отчетливо звучит в Новом Завете. Идет война: видимая и невидимая. Все мы в нее вовлечены, все мы занимаем одну из сторон. Мы ежедневно участвуем в военных действиях, независимо от того, насколько хорошо понимаем происходящее.
Каким бы ни был точный смысл Мф. 11:12, этот стих как нельзя лучше показывает реальность великой борьбы между Христом и сатаной, о которой говорят и другие библейские тексты.
Что следующие тексты говорят нам о реальности великой борьбы?
Эти и многие другие стихи в Ветхом и Новом Заветах указывают на то, что один современный (неадвентистский) богослов назвал «идеологией глобальной войны». В ее основе лежит идея, что во Вселенной идет борьба между сверхъестественными силами, в которую все мы так или иначе вовлечены. Эта идея, безусловно, не нова для адвентистов седьмого дня. Она была частью адвентистского богословия с начала истории нашей Церкви. В действительности, наши пионеры придерживались ее еще до того момента, как наша Церковь была официально образована.
Каким образом в своей собственной жизни вы видите реальность этой борьбы? Как она проявляется в принимаемых нами решениях и в искушениях, с которыми мы сталкиваемся? Как ваше понимание реальности этого конфликта может помочь вам сделать правильный выбор и противостоять искушению?
Как мы уже увидели, слова Иисуса в Евангелии от Мф. 11:12, какими бы таинственными они ни были, все же открывают тот факт, что Царство Божье не будет установлено без борьбы. Мы понимаем, что это великая борьба, которая будет продолжаться вплоть до окончательного уничтожения греха, сатаны и нечестивых. И порой она становится крайне опасной.
О реальности великой борьбы и о том, насколько суровой она может быть, свидетельствуют обстоятельства, в которых Иисус произнес Свои слова из Мф. 11:12.
Прочитайте Мф. 11:1–12. Каким образом здесь показывается реальность великой борьбы, разворачивающейся на нескольких уровнях? Как идея великой борьбы помогает нам понять происходящее?
Для начала, как вы думаете, кто вдохновил вождей посадить Иоанна в тюрьму? Мы видим здесь попытку сатаны не только остановить Иоанна, но и подорвать веру в Иисуса. Ведь если Иоанн, предтеча Иисуса, встретил такую судьбу, какую надежду можно тогда возлагать на Иисуса?
Сатана также вполне мог посеять в умах последователей Иисуса и Иоанна сомнение, которое заставило их задаваться вопросом: если Иисус из Назарета может сделать так много чудес и имеет такую большую силу, то почему Он допускает, чтобы такой верный и хороший человек, как Иоанн, Его двоюродный брат, гнил в тюрьме?
Кроме того, как вы думаете, кто навеивал сомнения Иоанну? «Почему я здесь? Почему Он не освободит меня?»Поэтому неудивительно, что он в итоге спросил Христа: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3). Этот вопрос задал тот самый Иоанн, который крестил Иисуса, видел «Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16) и слышал глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). И после всего этого он преисполнен сомнениями? Конечно, Иоанн оказался в ужасной ситуации, и обстоятельства только ухудшались (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), что давало больше пищи для сомнений (Мк. 6:25–28).
Если что-то заставляет вас сомневаться, на чем таком вы можете сосредоточиться в мыслях и молитвах, что прогонит прочь сомнения и поможет вам найти веские доводы в пользу того, чтобы доверять благости Бога?
На протяжении всей своей истории человечество вовлечено в войны. Что-то в человеческой природе побуждает одних людей грабить и убивать других людей. В книге о своем отце, британском философе Бертране Расселе, Кэтрин Тейт писала об озабоченности отца в начале Первой мировой войны по поводу радости англичан от предстоящей войны с Германией. «Он вырос с оптимистической верой викторианской эпохи в самопроизвольный прогресс, с уверенностью, что весь мир в своем развитии будет следовать мудрому курсу англичан — от древней жестокости к цивилизованному самоуправлению. Но внезапно он обнаружил, что его возлюбленные соотечественники танцуют на улицах, предвкушая убийство многих собратьев, которые волею случая говорили по-немецки» (My Father Bertrand Russell, p. 45). Помножьте эту идею на историю почти всех людей, и вы увидите подлинный характер падшей человеческой природы в ее самых крайних и ужасных формах.
В большинстве человеческих войн никто не знал исхода заранее. Люди шли в бой, не зная, победят они или проиграют.
«Идеология глобальной войны» в нашей Вселенной дает нам одно большое преимущество: мы знаем, какая сторона уже победила. Христос одержал решающую победу для нас. После Креста нет сомнений в том, кто есть Победитель и кто может поделиться плодами этой победы. В действительности, дело сатаны уже проиграно.
Что следующие стихи говорят нам о результатах великой борьбы? Евр. 2:14; 1 Кор. 15:20–27; Откр. 12:12; 20:10.
Сатана проиграл войну как на небе, так и на земле. Но с ненавистью и жаждой мести он по-прежнему ищет, кого поглотить (1 Пет. 5:8). Какой бы окончательной ни была победа Христа, битва все еще идет, и наша единственная защита заключается в том, чтобы душой и телом встать на сторону Победителя. Мы делаем это, принимая решения каждый день. Какую сторону мы выбираем: победившую, где победа нам обеспечена, или проигравшую, где поражение неизбежно? От ответа на этот вопрос зависит наша вечная участь.
Мы знаем о великой борьбе не понаслышке, потому что ощущаем, как она ежедневно происходит в нас самих. Мы живем в разбитом мире, охваченном тревогой и болью. В этом мире змей не ограничивается одним деревом в середине сада, но весь сад кишит змеями. В нем повсюду раздается шепот соблазнов, которые приходят всевозможными путями и легко заманивают в ловушку тех, кто не прилежен в вере и молитве. Неудивительно, что Иисус сказал: «Бодрствуйте и молитесь, дабы не впасть в искушение».
Из всех ловушек самая опасная для христианина — это, пожалуй, та, которая говорит: «Если ты поддался искушению, ты зашел слишком далеко. Бога благодати, приглашающего тебя вернуться в Свои объятия, не существует». Кто не слышал рано или поздно этот вкрадчивый голос? Это утверждение правдиво только в одном: когда вы впали в искушение, пусть даже однажды, вы зашли слишком далеко, чтобы когда-либо самостоятельно вернуться. Именно поэтому пришел Иисус, одержал победу для нас там, где все мы потерпели поражение, а сейчас предлагает Свой триумф нам. Именно об этом идет речь в Евангелии — об Иисусе. Он совершил ради нас в великой борьбе подвиг, который мы никогда не смогли бы совершить сами. Но в то же самое время это не отменяет нашей обязанности делать выбор ежедневно, ежечасно, ежеминутно, дабы пребывать на Его стороне. И мы делаем такой выбор, подчиняясь Его Слову и полагаясь на обещание победы. Он гарантировал нам эту победу, и мы можем пользоваться ее плодами, опираясь исключительно на заслуги Христа как на залог нашего спасения.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие еще реалии сегодняшнего дня совершенно недоступны для нашего чувственного восприятия? Опять же, как это помогает понять и признать, что существуют невидимые нам силы? Как может осознание наличия невидимых реальностей помочь нам понять реальность великой борьбы?
2. Многие христиане отвергают концепцию великой борьбы или вовсе не знают о ней. Что не дает им увидеть эту борьбу? Какие аргументы против этой идеи они могут привести и как вы на них ответите? Если бы вам понадобилось доказать кому-то реальность великой борьбы, какие тексты вы бы использовали?
3. Как вы отвечаете для себя на вопрос: почему мы все еще находимся на земле, если Иисус давно одержал победу на кресте? Почему Иисус после Своей смерти, воскресения и вознесения просто не вернулся и не уничтожил дьявола раз и навсегда?