Библейские тексты для исследования:
Мф. 1; Мк. 12:35–37; Ис. 9:6, 7; Рим. 5:8; Ин. 2:25; Иер. 29:13; Мф. 2:1–14.
Памятный стих:
«Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).
Вдохновленный Святым Духом, Матфей начал свою книгу с родословной; но не просто с чьей-либо родословной, а с родословной Иисуса Христа. И в этой родословной фигурируют предки, о родстве с которыми большинство людей предпочли бы умолчать.
Пожалуй, самого Матфея, который в определенном смысле был изгоем, можно сравнить с этими предками. В конце концов, он был евреем-сборщиком налогов, вражеским приспешником, который платил Риму за право обирать своих соотечественников. Разумеется, он не был любимцем народа.
В отличие от людей, которые судят по внешности, Бог смотрит на сердце. Очевидно, зная, что происходило в сердце Матфея, Господь избрал его, презираемого всеми мытаря, в число Своих учеников. И, приняв это приглашение, Матфей отказался от прежней жизни ради новой жизни в Иисусе.
Таким образом, Матфей последовал за своим Господом, вел записи, чтобы однажды вернуть своему народу и всему миру нечто более ценное, чем налоговые поступления, — драгоценный рассказ о жизни Иисуса.
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова» (Мф. 1:1).
С самого начала Матфей называет свой труд «книгой» (от греческого слова biblos, что означает «священное писание»), «родословной книгой», в которой прослеживается происхождение Иисуса. В действительности, греческое слово, переведенное как «родословие», образовано от слова, которое также можно перевести как «генезис» или «бытие». Таким образом, можно сказать, что Матфей начал свое Евангелие с «книги бытия».
Подобно тому, как Ветхий Завет начинается с книги о сотворении мира, Евангелие от Матфея (и, следовательно, Новый Завет) начинается с книги о самом Творце и об искупительной работе, которую мог совершить только Творец.
Что эти тексты говорят нам об Иисусе? Ин. 1:1–3; Евр. 1:1–3; Мих. 5:2; Мк. 12:35–37.
«От вечности Иисус Христос и Отец суть одно. Иисус — „образ Божий“, образ Его величия и могущества, „сияние славы Его“… Придя на землю, чтобы жить среди нас, Иисус должен был открыть Бога людям и ангелам. Он был Словом Божьим, откровением замысла Божьего» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 19).
Божественность Христа, однако, не была первостепенной и самой важной характеристикой для Матфея в отличие от Иоанна (Ин. 1:1–4), который сообщает о Божественности Христа раньше, чем переходит к человеческой стороне Иисуса (Ин. 1:14). Матфей, напротив, больше фокусируется на человеческой природе Христа, на Христе как «сыне Давида, сыне Авраама». Затем он прослеживает, начиная с Авраама, родственную линию земных предков Иисуса до момента Его рождения, желая показать своим читателям, что Иисус из Назарета действительно был тем самым Мессией, о Котором предсказывали пророчества Ветхого Завета.
Конечно, семья и предки важны. В то же время с евангельской позиции происхождение человека не столь существенно. Что гораздо важнее происхождения и почему (Гал. 3:29)?
Какими бы различными ни были мнения евреев относительно прихода Мессии, одно было неоспоримо: Мессия будет происходить из рода Давида. (Даже сейчас многие религиозные евреи, ожидающие Мессию, верят, что Он должен прийти из дома Давида.) Вот почему Матфей начал свое Евангелие именно таким образом: он хотел отождествить Иисуса с Мессией. Так как Мессия должен был быть потомком Авраама (Быт. 22:18; Гал. 3:16), прародителя еврейского народа, и принадлежать к роду Давида, Матфей сразу желает показать в родословной Иисуса Его непосредственное родство не только с Авраамом (с которым были связаны большинство израильтян), но и с царем Давидом. Многие комментаторы считают, что Матфей обращался прежде всего к еврейской аудитории. Этим объясняется его сильное желание подтвердить мессианские полномочия Иисуса из Назарета.
Прочитайте следующие стихи. Как они помогают нам понять то, на что Матфей хотел обратить внимание?
Все это помогает нам понять, почему Евангелие от Матфея начинается именно так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова» (Мф. 1:1). Прежде всего Иисус Христос описан как «Сын Давида». Новый Завет начинается с этого описания Иисуса, и ближе к концу Нового Завета Христос говорит о Себе в таком же ключе: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). Кем бы еще ни являлся Иисус, Он остается «корнем и потомком Давида».
Какое яркое свидетельство человеческой природы Иисуса и присущей Ему человечности! Наш Создатель связал Себя с нами настолько тесными узами, что характер этой связи мы с трудом можем себе представить.
Кого еще помимо Давида мы находим в начале родословной? Мф. 1:2, 3.
Как правило, в родословных женщин даже не перечисляли. Так почему же здесь упоминается женщина по имени Фамарь? Кем она была?
Хананеянка Фамарь была женой двух сыновей Иуды — сначала одного, а после его смерти — другого. Оба эти сына умерли в нечестии, а Фамарь осталась бездетной. Ее свекор, Иуда, пообещал Фамари, что отдаст ей в мужья своего третьего сына, когда тот подрастет. Но этого не произошло.
Итак, что же сделала Фамарь? Она переоделась в одежду блудницы и переспала не с кем иным, как с Иудой, который не знал, что это была Фамарь. Несколько месяцев спустя, когда обнаружилась беременность Фамари, Иуда хотел было умертвить Фамарь, но не сделал этого, узнав, что приходится отцом ее ребенку.
И хотя история эта напоминает скорее безвкусную мыльную оперу, это неотъемлемая часть человеческой родословной Иисуса.
Прочитайте Мф. 1:4, 5. Чье еще присутствие в перечне вызывает удивление?
А кто такая Раав? Ханаанская блудница? Она самая. Оказав помощь израильским лазутчикам в Ханаане, она присоединилась к народу Божьему и, очевидно, вышла замуж за одного из предков Иисуса.
Кто еще встречается в списке?
Добродетельная женщина Руфь по происхождению была моавитянкой. Враждебный Израилю народ появился в результате кровосмесительной связи.
Вирсавия была той самой женщиной, которую царь Давид позвал жить в свой дом, тогда как ее муж Урия находился на войне. Сам Давид также был грешником, нуждающимся в Спасителе. Он обладал множеством выдающихся качеств, но никак не был примером доброго семьянина.
Если Бог принимает нас, несмотря на наши ошибки и недостатки, как мы можем научиться делать то же самое с другими, несмотря на их ошибки и недостатки?
Что следующие стихи говорят о человеческой природе? Какие веские доказательства справедливости этих утверждений есть у нас? Рим. 3:9, 10; 5:8; Ин. 2:25; Иер. 17:9.
Уже неоднократно отмечалось, но не будет лишним повторить: Библия не идеализирует человека или человеческую природу. От падения в Эдеме (Быт. 3) до падения Вавилона в последние дни (Откр. 18) налицо плачевное состояние человечества. И хотя мы склонны представлять в идеалистическом свете ранний период церковной истории до великого «отступления» (2 Фес. 2:3), он вовсе не был радужным (1 Кор. 5:1). Все мы — греховные, немощные люди, и предки Иисуса — не исключение.
«Точность и неприглядность этой родословной, — пишет ученый Майкл Уилкинс, — должно быть, ошеломили читателей Матфея. Предки Иисуса были обычными людьми с присущими им слабостями. Бог действовал через них, осуществляя Свой спасительный замысел. В родословной Иисуса нет образцовых праведников. Мы видим здесь прелюбодеев, блудниц, героев и язычников. От нечестивого Ровоама родился нечестивый Авия, который стал отцом благочестивого царя Асы. От Асы родился благочестивый царь Иосафат, который стал отцом нечестивого царя Иорама. Бог работал с поколениями как добрых, так и злых людей, чтобы добиться Своих целей. Матфей показывает, что Бог может использовать любого человека, каким бы незначительным или презираемым он ни казался, чтобы осуществить Свои намерения. Именно таких людей пришел спасти Иисус» (Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary: Matthew, 2002, p. 9).
Это то, что нам нужно помнить, когда мы оцениваем других и самих себя. На определенном этапе жизни любой христианин отчаивается, ставит под сомнение свою веру, задумывается о подлинности своего обращения. Часто мы впадаем в уныние из-за своей греховной природы и недостатков. В моменты отчаяния мы можем и должны питать надежду, что Бог знает наши переживания и что ради таких людей, как мы, Христос пришел в этот мир.
К каким библейским обетованиям вы прибегаете в минуты уныния и духовной беспомощности?
Иисус родился в одну из ночей в интервале между событиями первой и второй глав Евангелия от Матфея. Скорее всего, это случилось не 25 декабря. Основываясь на сроках храмового служения священника Захарии, ученые предполагают, что Иисус родился осенью, когда овцы все еще паслись на полях, предположительно в конце сентября или в октябре.
Большая ирония заключается в том, что язычники были первыми, кто поклонился еврейскому Мессии. Тогда как большинство соотечественников Иисуса, включая мнительного полуеврея царя Ирода, думали, что знают, какого Мессию следует ожидать, путешественники с Востока открыли свои сердца и разум. Волхвы, или мудрецы, были почитаемыми персидскими философами, которые посвятили свои жизни поиску истины. Поэтому неудивительно, что они оказались здесь, чтобы поклониться Тому, кто Сам был истиной. Несмотря на разницу в контексте, сказанные веками назад слова как нельзя лучше подходят в данном случае: «И взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).
Прочитайте Мф. 2:1–14. Какой контраст виден между отношением к Иисусу этих мудрецов и отношением царя Ирода?
Эти язычники пали ниц и поклонились Иисусу, а национальный лидер, напротив, стремился убить Иисуса!
Эта история должна послужить сильным напоминанием о том, что принадлежность к церкви не гарантирует правильных отношений с Богом. Это также должно указывать на важность правильного понимания истины. Если бы Ирод и священники лучше понимали пророчества о Мессии, Ирод знал бы, что Иисус не представляет той угрозы, которой он так боялся. Он понял бы, что этот «Царь Иудейский» не станет покушаться на его непосредственную политическую власть.
Как мы, адвентисты седьмого дня, можем защитить себя от обмана, что полученный нами большой свет автоматически означает, что мы находимся в правильных отношениях с Богом? В то же время как этот свет может помочь нам иметь более глубокий опыт общения с Богом через понимание Его характера, которое нам дает истина?
«Каждый грешник может прийти ко Христу таким же путем. „Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости“ (Тит. 3:5). Когда сатана говорит тебе, что ты — грешник и потому не можешь надеяться на благословения Божьи, отвечай ему, что Христос пришел в мир спасти грешников. У нас нет ничего, что могло бы явиться нашей заслугой перед Богом; единственное, на что мы можем ссылаться, так это наше совершенно беспомощное состояние, — только тогда появляется нужда в искупительной силе Христа» (Желание веков, с. 317).
Какая значимая идея: именно наше «совершенно беспомощное состояние» делает необходимой роль Христа как -нашего Спасителя. Эта истина остается неизменной независимо от того, пришли ли мы к Иисусу только что или идем с Ним всю нашу жизнь. Подобно персонажам из человеческой родословной Иисуса, мы все являемся грешниками и остро нуждаемся в благодати. Наше послушание закону, наше преодоление греха и искушений, наше возрастание во Христе, какой бы важной составляющей христианской жизни они ни были, являются результатом спасения, а не причиной. Будь то вор на кресте или святой, вознесенный на небо во время Второго пришествия Иисуса, — все мы находимся в «совершенно беспомощном состоянии», что делает необходимой Его «искупительную силу». Важно, чтобы мы никогда не забывали эту основополагающую истину.
Вопросы для обсуждения:
1. Как мы могли убедиться на этой неделе, Ирод имел большие заблуждения относительно пророчеств, что заставило его совершить ужасные поступки. Подумайте о некоторых ложных пониманиях пророчеств сегодня. Например, многие считают, что верные христиане будут тайно восхищены на небо, а их родные и друзья останутся на земле в полном замешательстве. Каковы некоторые из возможных опасностей такого ложного понимания пророчества? Чем чревата, например, вера в то, что в конце земной истории храм в Иерусалиме будет восстановлен и жертвоприношения животных возобновятся? Какие другие заблуждения относительно пророчеств должны помочь нам осознать, насколько важно правильное понимание пророческой вести?
2. Во многих культурах и сообществах считается важным, кто ваши родители и в каком сословии вы родились. Эта традиция существовала на протяжении всей истории и даже сегодня глубоко укоренилась во многих местах. Почему эта мирская идея настолько противоположна принципам Евангелия? Как идея «рождения свыше» влияет на наше отношение к появлению человека на свет в определенном сословии или сообществе?
P.S. Если статья понравилась, не забывайте оставлять комментарии!