Некоторые данные об историческом развитии учения о Троице
В энциклопедии Британика «The New Encyclopedia Britanica», издания 1985 года, в 11 томе на стр. 928, где разбирается тема о Троице, сказано: «Ни слова Троица, ни учения о ней в Новом Завете не встречается. Ни Иисус, ни его последователи не ставили себе целью противоречить представлению Израиля в Ветхом Завете, где говорится: «Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» /Втор.6:4/. Далее в Энциклопедии повествуется следующее: «Это учение развивалось постепенно на протяжении целого ряда столетий и породило много контроверсий[…] Никейский собор, имевший место в 325 г. н.э., положил исходную основу дословному тексту этого учения, сформулировав символ, по которому Сын равносущен[…] Отцу. В то же время этот собор очень мало говорил о Святом Духе[…] К концу 4-го столетия учение о Торице приобрело по существу ту форму, которую оно сохранило и поныне».
«New Catholic Enciclopedia» 1967 года издания, в 14 томе, на стр.299 приводит следующие факты: «Формулировка «Один Бог в трёх лицах» утвердилась лишь к концу 4-го века и к тому времени ещё не вполне вписалась в христианскую жизнь и христианское учение[…] Апостольским отцам такое понимание и представление былое совершенно чуждо».
Таким образом, учение о Троице не построено на Библии, а введено официально на Никейском соборе в 325 г.н.э. Этим учением было перенято языческое представление, имеющее своё начало в древнем Вавилоне и Египте и бывшее знакомым с давних времён в других странах.
Историк Уилл Дьюрант в своём труде «История культуры человечества» замечает: «Христианство не разрушило язычество: оно вместило в себя язычество[…] Из Египта проистекают представления о некоей божественной Троице» /Т.5, стр. 161, Sudwestverlag, Munchen, 1977/.
В труде «An Encyclopedia of Religion», изданном Виргилисом Фермом в 1964 г. на стр.793-794, под заголовком «Триада» наряду с Триадами богов Вавилонян, буддистов, индусов, северных стран, таоистов и последователей других религий перечисляется и Троица христианского мира, При этом упоминается, например, что в Индии «великая Триада заключает в себя Брахму-творца, Вишну-сохранителя и Шиву-разорителя. Они представлют цикл бытия подобно тому, как вавилонская Триада — Aнy, Энил и Эа-представляет необходимые для жизни элементы как воздух, воду и землю».
В Британском музее в Лондоне хранятся артефакты с изображениями триад из древности как то Изис, Гарпократ и Нефтис.
Зигфрид Моренц пишет: «Внимание египетских богословов было практически полностью приковано к Троице[…] Трёх богов объединяли и относились к ним как к одному существу, обращаясь к ним в единственном числе. В этом видна прямая связь между духовной силой и египетской религией и христианским богословием /«Agiptische Religion»/.
«В Библии нет ясно выраженного утверждения, что Отец, Сын и Святой Дух одинаковы по сущности», — отметил протестанский богослов Карл Барт в своём труде «The New International Dictionary of New Testament Theology».
23.10.2004
Добрый день, дорогой брат Н. Н.!
Я только за несколько часов до отправления Саши в Россию узнал об этом. Так что в спешке ничего путного не соображу.
Однако, несколько слов о самом больном. Что творится с нашим богословием?
Пример: «С момента своего основания хр. Церковь занималась изъяснением библейской истины. На протяжении первых четырех-пяти столетий были определены такие важные истины, как учение о Троице, о Божественной и человеческой природе Иисуса Христа и некоторые другие. Они были сформулированы в Никейском и Халкедонском символах веры, которые в основных чертах сохранились в христианстве до наших дней.» «В начале было слово…», стр. 4.
Неужели Христос и св. апостолы в лице св. Евангелия оставили такой учебник, для понимания которого необходимо до пяти столетий?
Что сокрыто под такими утверждениями?
Автор, говоря об учении о Троице и учении «о Божественной и человеческой природе Иисуса Христа», как бы вскользь упоминает «и некоторые другие» тоже, стало быть весьма важные истины.
Вот несколько «изъяснённых истин»
В 157 г.н.э. вводится исповедь; в 200 г.н.э. вводится посвящение в сан священника;
в 285-360 гг.н.э. начало монашества;
в 321 г.н.э. 7-го марта Константин издает закон о праздновании дня Солнца. Этот закон был одобрен Евсевием и потом принят на Лаодикийском соборе;
в 313 г.н.э. признается хр. Церковь и христианство становится гос. религией;
в IV веке вводятся странствования по святым местам; в 325 г.н.э. утверждается крещение младенцев;
в 431 г.н.э. проходит Ефесский собор, после которого поклонение Марии вошло в обычай;
в V веке началось поклонение мученикам;
между IV и V веками учение Платона и Аристотеля о бессмертии души окончательно перенято христианством.
Самые значительные отступления от первозданного христианства, служившие исходной основой для последующих еретических нововведений, были «изъяснены» в первые четыре-пять столетий.
Еще один пример.
На 38 стр. «В начале было слово…» мы читаем:
«Ранняя Церковь крестила людей во имя Отца, Сына и Святого Духа» Мтф. 28:19.
Здесь ведь идет речь о повелении (если таковое вообще было), а не о том, как крестила ранняя церковь.
Почему-же автор не отсылает читателя к тем стихам, где действительно говорится о формуле крещения, практиковавшейся в ту пору?
Вот несколько таких стихов:
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа…» Деян. 2:38;
«неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Рим. 6:3;
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал.3:27;
«Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых…» Кол.2:12.
Наша литература интерполируется!
«Великую борьбу» исказили до неузнаваемости. «Желание веков» подверглась той же участи. Из старых названий 42-х глав «Великой борьбы» оставлены только два, остальные 40 соответствуют содержанию новой интерпретации. Весь текст подгоняется под новые веяния. Но ведь эти строки впоследствии используются как первозданные цитаты!
Посылаю тебе журнал, где на 6 стр. цитируется Е. Уайт.
«Der heilige Geist ist er selbst, befreit vom Wesen der Menschlichkeit und deshalb unabhangig davon.»
В уроках суб.школы за 1 квартал 2004 г. упоминается эта же цитата из «Желания веков» (стр. 102). Но здесь этого упомянутого элемента нет.
Посылаю Тебе «Verzeichnis…» может быть когда-нибудь послужит Тебе.
В Германии готовится к изданию в 2005 г. Библия, в которой будет подчеркнута роль женщины. В ней будет и апостол-женщина. Говорят, что Бог будет представлен там в женском роде.
Я скопировал для тебя две стр. из „Herder-Bibel», католическое издание. Обрати внимание, как они комментируют текст Матф. 28:19.
P.S. В 1982 г. я помогал тебе строить отопление. Это было где-то осенью. Ты мне поручил сказать слово. Я взял твою обложку, чтобы удобнее было справиться с конспектом. После собрания, не возвращаясь к тебе, я уехал в Ясногорск и увез обложку. Так она оказалась у меня. Пользуясь случаем, я возвращаю тебе ее.
Передавай привет всем, кто терпит нас. Особый привет супруге и сыновьям!
До свидания Ф.Б.
P.S. Утро, 24 октября 2004г.
В это время Александр должен уже был быть по дороге в Россию, но обстоятельства сложились таким образом, что он еще вынужден несколько задержаться.
Этим я воспользуюсь и продолжу рассуждения на животрепещущую тему. Признаюсь тебе, впрочем ты и без этого заметишь, что у меня недостает нужных данных, чтобы представить данный предмет в тематичной последовательности и систематично. «Нужных данных» не относительно материала, а в плане организованной подачи его.
Перед моими глазами лежит „Die Heilige Schrift», перевод сделан „Naftali Herz Tur-Sinai», второе издание 1995 год. (Переводчик по национальности еврей).
Цитата:
„Im Anfang schuf Gott den Himmel und die Erde. Die Erde aber war bloss und bar, und Dunkel lag tiber dem Grand, und Gottes Windhauch wehte uber die Wasser. Da sprach Gott: „Es werde hell» und es ward hell» Бытие 1:1-3.
«Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» Пс.32:9.
«Gottes Windhauch» — это «Божье дуновение», то есть постоянный признак Бога-Творца. Видеть в этом атрибуте третью личность Божества -несерьёзная попытка.
«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» Иов. 33:4. Здесь мы имеем дело с параллелизмом, а это значит, что «Дух Божий» и «дыхание Вседержителя» — синонимы.
«…Дыхание Вседержителя дает… разумение» Иов 32:8.
Сторонники учения о Троице кроме всего прочего ссылаются на Бытие 1:2, и из этого Божьего Дуновения делают третью личность Божества, лишая Бога Отца Своего Собственного Духа.
Осмелимся и на один миг допустим, что под «Духом Божьим» в Бытие 1:2 следует понимать третью личность Божества, которая в равной мере принимала участие в творении. Тогда как же в этом случае Е. Уайт, описывая это событие, не упоминает о ней?
Цитата: «В начале, окончив дело творения на земле, Отец и Сын покоились в субботу». Желание веков, стр. 628, Заокский, 1997г.
Как же наш пророк обезличивает Бога Духа Святого? Разве можно здесь не упомянуть о нем, существуй он?
Но Е.Уайт никого здесь не обезличивает, она, как и должно быть по объективной истине, не лишает Бога — Творца Его Духа, чем как раз и занимаются сторонники тринитарной системы. Они лишили Бога Его Духа и представляют из Него Бога Духа Святого, ещё один «образ ипостаси Его.»
Дорогой брат Н.Н., как увязать такую попытку со стихом Евр.1:3, и с тем, что по этому предмету говорит Е. Уайт?
«Хотя только один Христос является «образом ипостаси Его» Евр.1:3. П.Про. 20(44-45)
Элементом нашего нынешнего адвентистского (офицального, разумеется) учения является следующее положение.
Цитата: (Adventist Review, 31 Oktober 1996 S. 12 — Vorlesung der Gebetswoche):
„Ein Erlosungsplan wurde durch einen Bund gelegt von DREI Personen der Gottheit, die die gottlichen Eigenschaften gleichermassen besitzen. Um Sunde
und Rebellion aus dem Universum ausloschen und Frieden und Harmonie wiederherstellen zu konnen, nahm eines der gottlichen Wesen die Rolle des Vaters an, ein anderes die Rolle des Sohnes. Das dritte Wesen nahm als der Heilige Geist ebenso am Gelingen des Erlosungsplanes teil. Das alles geschah bevor Sunde und Rebellion im Himmel aufkamen.»
«Тремя личностями Божества, в равной степени обладающими божественными свойствами, совместно был разработан план спасения. Чтобы во Вселенной можно было погасить грех и мятеж и вновь восстановить мир и согласие, одно из божестенных существ приняло роль Отца, другое — роль Сына. Третье существо, Святой Дух, тоже приняло участие в осуществлении плана спасения. Все это имело место еще до возникновения на небе греха и мятежа.»
Как бы комментируя пророка Захария 6:13, Е.Уайт пишет: «В то время, когда Сын ходатайстовал перед Отцом за грешника, небесные воинства с невыразимо глубоким волнением ожидали окончательного решения. Долго длилось это тайное совещание — «совет мира» (Зах.6:13), на котором решалась участь падших сынов земли. План спасения был разработан прежде сотворения мира, ибо Христос есть «Агнец, закланный от создания мира» (Откр.13:8)’;однако Царь Вселенной2 не без борьбы согласился отдать Своего Сына3 на смерть ради виновного человечества. Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.З:16). О, тайна искупления! Какую любовь питал Бог к миру, не ответившему на Его чувство!» П.П. с. 42.
Совет мира состоял из ДВОИХ!
Иоанну был показан новый Иерусалим. В 21 главе он описывает его, и кроме прочего с дотошностью касается материальных данных города. «Храма же я не видел в нём; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.»
Существуй третья Личность Божества, Иоанн увидел бы её, и непременно удостоил бы упоминания.
- Как можно говорить о каких-то ролях?
- Как можно говорить между тремя равными?
- Пророк Зах. 6:13 «… совет мира … между тем и другим.»
Далее, Иоанн в 11 главе Откровения описывает Божие воцарение -событие, бесподобное по своему значению и масштабности. Во имя этого явления Бог умер на кресте, небо пожертвовало лучшим, чем располагало. «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалась Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» Ин.11:15.
И опять же, почему не удостоился Бог Святой Дух участия в этом торжестве? Неповторимом в своем роде!
Откр. 5:13
«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.»
1.Тим.6:13
«Перед Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом …завещаю
тебе.»
1 Иоан. 1:3
«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели
общение с нами; а наше общение — с Отцом и Иисусом Христом.»
1 Кор. 8:6
«Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для него, и один Господь
Иисус Христос, Которым все, и мы Им.»
1 Тим. 5:21
«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами
заклинаю тебя сохранить сие…»
Ин. 20:22
«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.»
Эти отрывки Писания говорят сами за себя и не требуют толкования, думается мне.
Нас сегодня напутствуют, что, соответственно Библии, Бог един в трёх лицах.
«Отец, Сын и Святой Дух — единство трех взаимовечных Личностей.» (Вначале было Слово…, стр.27).
И всё это, несмотря на то, что Бог заповедал Израилю: «Слушай Израиль; Господь, Бог наш, Господь един есть» Втор.6:4.
Как же иудеи понимали и понимают эту заповедь на протяжении целых тридцати пяти веков? Им на ум не приходило, что это означает «три взаимовечные Личности»!
Что же значило для Господа Иисуса Христа «Бог наш, Господь един есть?»
Однажды садукеи беседовали со Христом, не потому чтобы в чём-то разобраться, но чтобы уловить Его. И, как известно, здорово посрамились, будучи неискренними.
«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?» Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый… Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его… Иисус видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия…» Мк. 12:29-34.
Тождество взглядов на предмет «…один есть Бог и нет иного, кроме Его» поразительно! Такое редко бывало в опытах Христа со своими современниками. Итак, Христос подтвердил нам, что один умножить на один равняется один, а не три.
Ин. 16:25
«Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.»
Пытаясь понять Иисуса, нам необходимо считаться с тем, что о Божестве Он говорил «доселе» иносказательно.
«И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя (Он сам есть этот Утешитель, Который придет к ним в другой форме, свободный от человеческого естества), да пребудет с вами вовек… Не оставлю вас сиротами; приду к вам» Ин. 14:16.18.
Иоан. 14:17
«Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; (кого мир не знает? Иисуса Христос мир не знает) а вы знаете Его (Христа они знают), ибо Он с вами пребывает (кто пребывает с ними? Христос) и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.» (Христос в лице Своего Святого Духа придет к нам, Гал. 4:6, Флп.1:19).
В 1895 году, в Manuscript Realeases, N.14, S. 23 была опубликована следующая мысль Е.Уайт:
«Обременённый человеческим естеством, Христос не мог в одно и то же время присутствовать в разных местах. Поэтому для всех было преимуществом, чтобы Он оставил их и пошёл к Отцу Своему и послал святого Духа как Своего представителя на земле. Он Сам является святым Духом, освобождённый от человеческого естества и потому независимый от него. Посредством Своего святого Духа, Он поэтому всюду присутствует как Вездесущий.»
В современном издании «Желание веков», на стр.669 встречается эта мысль. Но там, почему-то, отсутствует утверждение: «Он Сам является святым Духом…».
Гал. 4:6
«А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего.
вопиющего «Авва, Отче!»
«Видишь, — говорят иные сторонники учения о Святой Троице, — Дух вопиет. А вопль свойственен только личности.» Но речь то идёт о том, что человек, побуждаемый Духом Святым (читай Христом), с воплем обращается к небу. Это хорошо просматривается в напутствии ап. Павла к римлянам.
«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Рим.8:15.
Дух Святой, Который содействует обращению человека, вдохновляет, утешает его и так далее — это Дух Иисуса Христа, это Он Сам, соответственно обещанию, неоднократно данному Им своим ученикам. «…Я с вами во все дни до скончания века…» Мтф.28:19.
«Не оставлю вас сиротами; приду к вам» Ин.14:18.
В Послании к Филиппийцам 1:19 ап. Павел называет Того Духа., Который содействует ему, «Духом Иисуса Христа».
Одна из азбучных истин заключается в том, что для обретения объективной картины или представления о предмете необходимо задействовать достаточный объем информации. Зачастую недостаток какой-либо детали в процессе обобщения наличного материала ставит всё с ног на голову. Примеров этому в истории мы встречаем множество. Вот лишь один из них:
В 1892 году, осенью, в Германии в г.Мюнхене проводился научный съезд. Кроме прочих лекторов был заслушан доклад известного гигиениста-экспериментатора Макса Петтенкофера. Он был непоколебимо уверен, что возбудитель холеры не может непосредственно передаваться от человека к человеку. Он утверждал, что бацилла от больного должна попасть в землю, претерпеть там некий процесс, и лишь потом она способна заразить человека.
На кафедре перед лектором стояла рюмка, наполненная водой. В неё же влили 1 кубический сантиметр сыворотки холеры, что составляет более миллиарда бацилл. В пользу истинности своего утверждения, ученый муж — впрочем внесший большой вклад в гигиену, эту медицинскую наука — был готов выпить содержимое рюмки. Корреспондент Роберта Коха, заподозрив, что лектор и в самом деле может хватить через край и выпить ядовитое зелье, вскочил с места, устремился к кафедре, чтобы не допустить трагедии, но лектор опередил его и выпил эту жидкость. Выпил — и ничего не произошло! Выпил и не заболевает! А где УВЕРЕННОСТЬ? Она, растет и мужает. Корреспондент, не успевший выхватить рюмку, сообщил о случившемся Коху в Берлин. „Не тревожьтесь, ничего плохого не случится,» — ответил тот. „Дело в том, что г. Петтенкофер недавно переболел холерой и благодаря этому он на некоторое время стал невосприимчив к ней,» — успокоил Кох корреспондента.
Вот на какой ниве взращена в данном случае «нерушимая» уверенность и смелость! На ниве неведения.
„Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно…» Мтф. 6:23
В литературе встречаются самые различные толкования этого стиха, более всего связанные со светом. Даже такие богословы как Златоуст и Иероним давали неудовлетворительные толкования этого места Священного Писания. И все только потому, что не знали, что здесь мы имеем дело с иудейской идиомой. (Идиома — в языкознании: оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов.)
Иметь худое око означает быть сребролюбивым. Как все просто, понятно и доступно каждому!
„…Итак, если око твое будет чисто, то и всё тело твое будет светло» Мтф. 6:22.
Чистое око означает быть великодушным. Речь идёт о человеке, обладающим высокими душевными качествами, готовом бескорыстно жертвовать своими интересами для других: у него светлое око.
„Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам обрести сердце
мудрое» Псалом 89:12 .
«Счислять дни» — означает помнить о смерти. Можно и не „так» счислять дни, то есть не помнить о смерти, но тогда сердце мудрое не обретается..
„ Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо делае сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» Рим.12:20.
„Горящие уголья» означает устыдить, усовестить, делая добро недругу. Почему мы рассуждаем до сих пор под таким углом? Затем, чтобы предостеречь и себя и дорогого читателя от подмены понятий.
Понятие «Святой Дух»
Лучшие эгзегеты считают, что само Священое Писание должно раскрывать свои образы и понятия. Мы попытаемся воспользоваться этим способом. „Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» Мтф. 13-11-13.
То же самое событие передаётся с помощью другого понятия:
„Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказатъ;ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их; И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший до конца спасется» Мтф. 10:19-22.
Здесь предельно ясно выясняется, что „Святой Дух» и „Дух Отца»-взаимозаменяемые понятия. Они — синонимы, они представляют Бога-Вседержителя в состоянии действия.
„Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги, и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; Будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» Лк. 21:12-15. «Святой Дух», «Дух Отца» и «Ядам вам уста» — взаимозаменяемы.
„Павел и те, кто был с ним, прошли через Фригию и Галатию, но Святой Дух, не допустил их благовествовать в Азии. Подойдя к границе Миссии, они пытались отправиться в Вифанию, но Дух. Иисуса восприпятствовал им…» Деян.16:6-7(соврем.перевод). И здесь „Святой Дух» и ..Дух Иисуса» — одно и то же.
Итак, еще раз мы видим, что здесь Святой Дух и Дух Иисуса -равнозначные понятия.
Когда понятия подмениваются, как например, Дух представляется личностью, то получается что-то невероятное.
„ Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.» 1Ин. 4:13.
Бог не дает некую часть от какой-то личности. Он дает часть Своего образа мышления или Своей силы. Иоанн имеет здесь в виду нечто, что
дается количественно. Подобно Петру, цитирующему стих: излию от Духа Моего…» (Деян.2:17). Здесь, как это видится всякому искреннему искателю, речь идет о какой-то доле Духа Божьего, иными словами — о какой-то мере силы Божьей. Нельзя же изливать личности. А вот обеспечение Своей безграничной силой Бог может обещать.
«Тот, Кто послан Богом, говорит Божьими словами, ибо сполна одарил Его Господь Духом Святым» Иоан. 3:34 (современный перевод, Москва, 1998).
Иисус получил полную меру силы Божьей. Ее у Него доставало для совершения чудес, вплоть до воскрешения мертвых.
Дух Божий или Святой Дух — это, разумеется, не есть некая отвлеченная сила. Этими понятиями Бог представляется как Бог действенный, проявляющий Себя весьма персонализировано, сообщающийся со Своим творением. Нечестивые люди могут Ему, то есть Святому Духу, противиться. См. Ис. 63:10.
„Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» Пс. 138:7
Здесь „Дух» и „лицо» уравнивается в значимости и означают присутствие. Посредством Духа Своего Бог присутствует всюду, также и Христос. Они вездесущи.
Дух Святой — это понятие многозначное. Пс. 51,13 „И Духа Твоего Святого не отними от меня», что надо понимать в смысле повышенного и радостного настроения. Пророк Михей (3,8) называет пророческий дар „Духом Божьим». То же самое у пророка Иоиля 3, 1-2: „И будет после того, изолью Дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…».
Добродетельный человек поднимается выше себя, и под внушением и влиянием Духа Божия, в данном случае этой силы Всевышнего, он зрит и познает само Божество. Собственное сознание растворяется и исчезает в божественном свете, Дух Господень (Святой Дух) вселяется в него и движет им, как струнами музыкального инструмента.
В еврейской литературе Дух Святой (Руах га-кодеш) очень часто употребляется как синоним пророчества, радостного настроения. Удачная мысль и правильный вывод считались внушенными Богом и произносились словом „Руах га-кодеш». Авраам бен-Давид из Посквера заявляет в своей критической глоссе к кодексу Маймонида (Hilchoth Zulab, гл. XIII): „Дух Святой объявился в нашей школе». Он хотел этим, несомненно, сказать: Господь внушил ему истину и просветил его. Понятие Дух Святой имело также у каббалистов, а затем и в хасидской литературе, значение духовного просветления посредством известного рода пророческого внушения и божественного видения. Дух Святой считался также, божественным внушением при создании Священного Писания. Когда Иисус извещает о пришествии Духа в Пятидесятницу, Он говорит о Своем намерении: „И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» Лк. 24:49. Он обещал им силу свыше, силу от Отца и исполнил сполна.
„Будьте же бдительны и осторожны по отношению к себе и стаду, над которым Святой Дух поставил вас блюстителями и заботьтесь о церкви Божьей, которую обрёл Он кровью Своею» Деян. 20:28 (современный перевод, Москва, 1998).
Здесь предельно четко и недвусмысленно сказано, что Святой Дух обрел церковь Божью Своею кровью. Святой Дух означает в этом случае действенного Иисуса Христа. Действенность как Бога Отца, так и Господа Иисуса Христа наделяет их Обоих в равной мере наименованием „Святой Дух». „Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» Лук. 1:35.
Какая это удивительная экспрессия, этот распространенный в библейские времена прием, когда одна из половин её раскрывает другую. „Дух Святый найдет на Тебя» — это означает „сила Всевышнего осенит Тебя». Вот почему „рождаемое Святое наречается Сыном Божиим», а
не Сыном Святого Духа. Одного этого места Священного Писания уже достаточно, чтобы видеть, что Дух Святой не есть третья личность Божества, а является понятием, с помощью которого в данном случае представляется Всевышний Бог в действии. Никто, надо надеяться, не станет оспаривать истину о том, что у Бога Отца есть Собственный Святой Дух, и у Бога Иисуса Христа есть Собственный Святой Дух, и у человека, созданного по подобию Божию, тоже есть собственный дух, правда не всегда святой. А у Бога Духа Святого, позволим себе спросить, есть ли Дух Святой?
Надо полагать, что всякому человеку должно быть достаточно понятным, что он может поклоняться только такому богу, каким тот предстаёт в его сознании. У огнепоклонника свой бог, у исповедующих синтоизм, браманизм, индуизм — свои боги, с разными свойствами и признаками. У христианина, сознающего, что «…у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» -другое Божество.
И этот другой, истинный Бог через пророков Своих заповедовал своему поклоннику:
«…Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель» Исх.34:14. «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» Ис.42:8.
Человек призван познавать Бога в той степени, в какой Он открывается
ему.
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» Ин.17:3.
«Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» 1 Ин.5:20.
Остаюсь одним из твоих наименьших братьев,
Федор Буш